5 спектаклей Четвертого Платоновского фестиваля, которые вы не захотите пропустить

Войцек, или Эскиз головокружения

7, 8 и 9 июня, Воронежский академический театр им. А. Кольцова


Неоконченная пьеса немецкого драматурга начала XIX века Георга Бюхнера, скончавшегося в 24 года, вот уже на протяжении 100 лет привлекает внимание режиссеров из разных стран. Первая постановка пьесы в драматическом театре состоялась в 1913 году в Германии, а затем на этот сюжет были написаны две оперы, мюзикл с песнями Тома Уэйтса, осуществлена постановка в кукольном театре, появилось несколько экранизаций, самой известной из которых является фильм Вернера Херцога 1979 года с Клаусом Кински в главной роли. Сюжет пьесы, основанной, кстати, на реальных событиях, достаточно прост. Это рассказ об армейском цирюльнике Войцеке, который заколол свою возлюбленную Марию после того, как она изменила ему с тамбурмажором. На Платоновском фестивале труппа Национального хореографического центра Орлеана под руководством танцовщика и хореографа Жозефа Наджа предложит зрителям танцевальную версию этой пьесы. Наджа меньше всего интересует история любви, ревности, убийства и самоубийства. Он проводит связь между преждевременной смертью Бюхнера и безумием, которое стало им овладевать к концу жизни, с одной стороны, и преступлением на почве страсти, совершенным Войцеком, и невыносимым давлением со стороны общества, которое и привело его в конечном итоге к сумасшествию и убийству, — с другой. Из героев пьесы режиссер сделал големов, людей из песка и глины, еще не родившихся или уже не живых. Войцек пытается вырваться из этого вязкого мира, но все попытки оказываются тщетными. Сильное влияние на режиссерский замысел оказала и война в его родной Югославии, которая шла во время создания спектакля, и он запечатлел этот процесс распада, постепенно охватывающий тела и умы героев. Спектакль был показан на престижном фестивале в Авиньоне, удостоен приза зрительских симпатий на фестивале «БИТЕФ» в Белграде, а также получил премию «Золотая маска» как лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2002 году.

Острова

8 и 9 июня, Воронежский концертный зал


В 1988 году в Ленинграде появился театр «Дерево» (DEREVO), который западная пресса назвала «арт-острием, прорывающим „железный занавес“». Создал этот театр актер, режиссер, хореограф и музыкант Антон Адасинский. После нескольких лет работы в Ленинграде-Петербурге театр базировался в Праге, Флоренции, Амстердаме, а в 1997 году получил постоянную «прописку» в Дрездене. В своем манифесте участники группы дистанцируются от понятий «театр», «актер», «роль», однако среди многочисленных перформансов группы особое место занимают выступления на театральной сцене. «Острова» — это композиция из этюдов о вечном конфликте между мечтой и реальностью, между истинным предназначением человека и надуманными ограничениями в возможностях его реализации. Этюды объединяет образ мечтающего о морских странствиях одинокого капитана — смешного и грустного клоуна в черной морской шинели и белом колпаке-фуражке. В основе драматургии спектакля лежит не сюжет, а ассоциации. Важную роль, помимо пластики актеров, играют музыка (композитор Роман Дубинников) и свет (Фальк Дитрих), которые вместе создают целостный сценический образ. Синопсис спектакля, который дается на официальном сайте DEREVO, выглядит так: «„Что с тобой? — спросил один фрегат другого. — Ты выглядишь ужасно!“ — „Я на якоре…“» Кстати, с осени этого года Антон Адасинский будет вести курс в Воронежской академии искусств. А если вам понравится спектакль «Острова», то знакомство с творчеством театра DEREVO можно будет продолжить 13 июня в парке «Алые паруса», где будет показан перформанс под открытым небом «Полночный баланс» с актерами театра и участниками мастер-класса Адасинского во ВГАИ.

Без названия

9, 11 и 12 июня, Камерный театр


Визуальный моноспектакль, действующим лицом которого является фотограф Франческа Вудмен, американка, погибшая в возрасте 22 лет. Вудмен известна своими черно-белыми фотографиями, на которых главным образом изображено ее тело в необычных позах в сложно организованном пространстве. Свой первый фотоаппарат Франческа получила в подарок от отца-художника в первом классе средней школы и не расставалась с камерой до самой смерти. 19 января 1981 года после затяжной депрессии и неудачной попытки суицида Вудмен выпрыгнула из окна манхэттенской высотки. За свою недолгую жизнь Франческа успела сделать около 800 фотографий, большинство из которых — обнаженные автопортреты, и выпустить единственную прижизненную книгу «Несколько образцов расстроенной внутренней геометрии». Только после смерти Вудмен ее работы привлекли внимание общественности. Названия большинства снимков остались неизвестны и могли быть идентифицированы только по дате, поэтому в основном ее фотографии имеют маркировку «Без названия». Так же называется и моноспектакль словацкой актрисы и режиссера Славы Даубнеровой, в котором она с помощью хореографа Станиславы Высековой рассказывает не только о трагической судьбе Франчески Вудмен, одиночестве и женской доле, но и о трудностях творческого процесса. «Зритель наблюдает, как Вудмен вживую делает свои самые знаменитые снимки, щелкает затвор автоспуска. Сцены удачно дополняются музыкой и видеопроекцией рукописных заметок на фотографиях и дневниковых записей. Слова здесь бессмыслены. Даже при отсутствии речи на сцене, зритель ухватывает суть истории, которая разворачивается на его глазах в фотографиях. „Без названия“ — это опыт эстетического переживания истории. Чтобы насладиться этой историей не нужно быть поклонником творчества Вудмен, достаточно уметь различать и любить созерцать красоту». Соня Смолкова, Daily Pravda

Вспоминая утраченное

12 и 13 июня, Воронежский концертный зал


В рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России британская компания «Гекко» показывает спектакль «В поисках утраченного». В основе каждого спектакля компании лежит импровизация, актер здесь считается творцом действия, поэтому показы одного и того же спектакля не похожи друг на друга, а работа над самим спектаклем никогда не считается законченной. Художественный руководитель компании Амит Лаав так сформулировал миссию своей труппы: «Мы служим трамплином для воображения наших зрителей, пробуждая в них чувства и наполняя их энергией и жизненной силой». В спектаклях «Гекко» используется минимальное количество текста, основной упор режиссер делает на танец, пантомиму, клоунаду, цирковые элементы. Главная героиня спектакля «Вспоминая утраченное» Лили вспоминает свое прошлое: вечеринки, ссоры родителей, занятия фламенко, день свадьбы, и ее будущее полностью зависит от того, как много она захочет вспомнить. «Я родился в 1972 году в Реховоте, городе в центре Израиля, — говорит режиссер-постановщик спектакля. — Мой отец был бас-гитаристом, и его группа „Коктейли“ часто выступала в отелях Тель-Авива. Моя мать, родом из северного Лондона, пыталась устроиться в группу танцовщицей, когда у нее закончились деньги. Так все начиналось… Мое детство — это еврейская речь, еврейская еда и теплая ближневосточная атмосфера. <…> Неудавшийся брак моих родителей — это тоже часть моего детства. Что я помню обо всем этом? Что склонен романтизировать? Что позабыл? „Вспоминая утраченное“ — это мои размышления на все эти темы. Этот спектакль о том, как взаимодействуют наша идентичность и наша память. О том, как образы из детства возникают в настоящем и становятся „несущими конструкциями“ этого настоящего, основой того, что мы из себя сейчас представляем». «Этой безупречной постановкой компания „Гекко“ приглашает нас совершить поездку на американских горках через темный мир наших воспоминаний». Театральный интернет-ресурс What’s On Stage

Устрица

14 и 15 июня, Театр оперы и балета


Спектакль израильтян Инбаль Пинто и Авшалома Поллака представляет собой потрясающую воображение смесь балета, пантомимы, современного танца, акробатических номеров и буффонады. Название спектаклю дал сборник стихов и рисунков режиссера Тима Бертона «Унылая смерть мальчика-устрицы». И хотя создатели «Устрицы» уверяют, что названием все только и ограничилось, многие критики отмечают, что влияния главного сказочника Голливуда на спектакль трудно не заметить: тут вам и взлохмаченные парики, и выбеленные лица, и гротескные персонажи, и «черный» юмор. «Помимо бертоновщины в спектакле также можно легко обнаружить многое от цирка, Федерико Феллини и Эдварда Гори», — замечает обозреватель The Philadelphia Inquirer. Под эклектичный саундтрек в диапазоне от джаза до горлового пения перед зрителями на сцене открывается волшебный красочный и диковинный мир, полный бродячих акробатов и других эксцентричных персонажей, один причудливей другого. Прекрасные балерины порхают над сценой и выступают в роли маятника гигантских часов; огромного двухголового человека выкатывает на сцену цирковая танцовщица с привязанной сзади скамейкой; колдунья из сказок Роальда Даля повелевает двумя принцессами… «Одновременно и сюрреалистический водевиль, и цирк, и магазин игрушек после полуночи. Пир для глаз», — описывает спектакль нью-йоркский еженедельник The Village Voice. «Работа невероятной красоты, которая находится за пределами времени и места», — вторит ему Washington Post.

Олег Томилин,
Роман Дранников
25.04.2014