«Тихое место»: в кинозале как в библиотеке

Посмотрели нашумевший хоррор «Тихое место», который заставляет зрителя не только вцепляться в подлокотники сидений, но и вести себя в кино как в библиотеке. Делимся впечатлениями.


Джон Красински - актер сериала «Офис», создатель инди-фильмов «Холлеры» и «Короткие интервью с подонками», заточенных под «Сандэнс» и оставшихся незамеченными. На этот раз он взялся за хоррор и попал в яблочко, с лихвой окупив бюджет (на прошлой неделе фильм занял первую строчку рейтинга кассовых сборов США и Канады, оттеснив новую картину Спилберга) и заставив зрителя не только вцепляться в подлокотники сидений, но и вести себя в кино как в библиотеке.

Казалось бы, территория хоррора - обмелевшая река, где уже нечего ловить. Но каждый год кто-нибудь изобретательный и остроумный вылавливает оттуда по здоровенной рыбине, если использовать выражение Дэвида Линча.

Достаточно окинуть взглядом последние пять лет, чтобы убедиться, что тенденция налицо: «Оно следует за тобой» Дэвида Роберта Митчелла, «Ведьма» Роберта Эггерса, «Не дыши» Фредерико Альвареса, «Прочь» Джонатана Пила, наконец, новая работа Красински. В каждом из этих фильмов есть какая-то изюминка, нестандартный ход, сеттинг, то есть атмосфера и правила игры, а также оригинальный способ создания саспенса.


Джон Красински поместил своих героев в наименее удобные условия. Представьте себе мир недалекого будущего, заполоненный жуткими слепыми монстрами с отличным слухом. Они пожирают все живое, дерзнувшее пикнуть. Ли Эббот (Джон Красински), его жена Эвелин (Эмили Блант и в жизни супруга Красински) и их дети, окопавшись в глуши, пытаются выжить. За те четыреста с лишним дней с момента наступления нового порядка, они наладили подобие нормальной жизни. Но что это за жизнь, когда вокруг оккупанты, реагирующие на любой шорох? При всём при том, что человек по природе своей существо громкое?!

И благо бы всё происходило в чужом доме, как в «Не дыши», или на другой планете, живущей по своим законам, как в «Чужом», откуда есть шанс возвращения. Но куда бежать с родной Земли? Так что если уцелевшая часть человечества не сможет совладать с монстрами, ей грозит полное вымирание. В «Тихом месте» заложена идея семейных ценностей. Куда бы мир ни катился, каким бы неустойчивым ни было человеческое будущее, самое главное - семья.


В фильме можно проследить постепенный переход инициативы от одного героя к другому: сначала семью за собой ведет Ли Эббот - опора, защитник, надежда. Его цель - безопасность близких, передача детям полезных навыков по выживанию. По ходу развития сюжета и нарастания конфликта эстафета переходит к 14-летней глухонемой дочери (Миллисент Симмондс на самом деле потеряла слух, когда ей был год). Во-первых, скорее всего именно она научила домочадцев языку немых, необходимому для выживания в данных условиях, во-вторых, именно она случайно открывает способ борьбы с монстрами, в-третьих, она склонна к самопожертвованию. В конце концов, именно она может возглавить движение сопротивления. Другая сторона этой медали - и она отражает мировую тенденцию - переход знамени сопротивления от мужчин к женщинам. В результате цель героев меняется с пассивного выживания на активное сопротивление.


В течение полутора часов зритель наблюдает за попыткой героев жить нормальной жизнью в нечеловеческих условиях. В связи с этим вспоминается первая сцена из «Бесславных ублюдков»: сколько бы ты ни прятался в погребе, враг рано или поздно тебя найдет. Поэтому лучше принять вызов. Тем более, что таким вызовом является сама жизнь. Женщина, когда рожает, кричит. Младенец, являясь в этот мир, оглашает его воплем. Мы орём, когда нам больно, когда радуемся, когда приветствуем друг друга.

Лишив героев возможности удовлетворять важнейшую потребность, Красински добился такой степени сопереживания и погружения в атмосферу со стороны зрителя, что в кинотеатрах стояла изумительная тишина, которой не бывает даже на самых эстетских авторских лентах.

<iframe src="https://www.youtube.com/embed/Qbwx5ULSIDg?showinfo=0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen="" width="740" height="416" frameborder="0"></iframe>

P. S. Мы покривили бы душой, если бы сказали, что фильм состоит исключительно из гнетущей тишины и оглушительных криков. В традицию жанра прекрасно вписывается саундтрек от Марко Белтрами, работавшего с Уэсом Крейвеном и Гильермо Дель Торо. А песня Нила Янга напоминает героям о безмятежном прошлом.



Ярослав Солонин
18.04.2018