«Аннигиляция»:
от саморазрушения
к бессмертию

Посмотрели «Аннигиляцию», новый фильм Алекса Гарленда, режиссера оскароносного триллера «Из машины» и сценариста культового хоррора «28 дней спустя». Делимся впечатлениями.


28 февраля состоялась мировая премьера «Аннигиляции» Алекса Гарленда. Но только в США и Китае зрители имели возможность увидеть фильм на широком экране, в остальной части земного шара его показывает стриминговый сервис Netflix.

Фильм основан на первой части трилогии Джеффа Вандермеера «Южный предел». «Зона икс» на южном побережье США накрыта радужным куполом. Место окружено тайной, одно известно точно: оно постоянно расширяется, поглощая пространство жизни на земле, а люди и другие живые организмы, попадающие туда, мутируют. Посланные в это загадочное место военные экспедиции обратно не возвращаются.

Кейн (Оскар Айзек), единственный выживший из отряда, прикован к больничной койке. Его жена Лена (Натали Портман) вместе с другими отчаянными девушками-учеными отправляется в «Зону икс». У каждой из них есть специализация: биолог, физик, парамедик, геоморфолог. И все они - со своими тараканами в голове и проблемами в жизни: Вентресс (Дженнифер Джейсон Ли) неизлечимо больна, за плечами у Джози (Тесса Томпсон) попытка суицида, Аня (Джина Родригес) подвержена приступам паранойи. Через фильм красной нитью проходит тема самоуничтожения: большинство уходит туда, чтобы не вернуться - научно-прикладной эксперимент смотрится как подвиг Александра Матросова.


Действие происходит в трех временах: в настоящем, где героиню допрашивают военные, в прошлом, занимающем основную часть времени, где женщины находятся в «Зоне икс» и во флешбеках с Леной, вспоминающей по ходу экспедиции о семейной жизни с Кейном. Поход, о котором мы узнаем со слов самой героини, очень напоминает галлюцинацию. Что это вообще было такое? Мы будто погружаемся в транс, отправляемся в зловещий вояж, где идиллия графства Норфолк, в котором снимался фильм, и олени, пасущиеся на лужайке, соседствуют с аллигатором-мутантом, разъяренным гризли, рвущим героинь на части, жуткими цветами, поглощающими ДНК человека, бесконечными костями, разбросанными тут и там, гигантских размеров плесенью. Апофеоз испытания наших нервов на прочность - вставка, стилизованная под документальную, где Кейн взрезает брюхо своему боевому товарищу.


Это все очень похоже на страшный сон. Эффект усиливается за счет рассеянной камеры Роберта Харди, который до этого успел поработать с режиссером на съемках фильма «Из машины», а также за счет давящего эмбиента от Джоффа Барроу из Portishead и Бена Салисбери.

Можно в полной мере сказать, что «Аннигиляция» - «Сталкер» сегодняшнего дня. И в «Зоне икс», и в «Зоне» есть ключевая точка, где решается судьба человечества, раскрывается его самая страшная и сокровенная тайна. Героини будто бы идут на заклание в попытке спасти планету или понять, что катастрофа неминуема. Движущий конфликт «Аннигиляции» - выбор Лены между личным счастьем и доведением эксперимента до логического завершения. Аннигиляция - столкновение частицы с античастицей, вследствие которого возникает что-то новое. Личное и общечеловеческое столкнутся, и интрига в том, останется ли в выжившей Лене что-нибудь от нее прежней. Мотив остальных женщин-ученых очевиден: самоуничтожение под видом принесения пользы человечеству, невозможность жить обычной жизнью. Может ли человечество вообще жить обычной жизнью сегодня? Что осталось в нас от Homo sapience и не пора ли переименовываться?


Мутация и эволюция, Бог и бессмертие, тяга человечества к саморазрушению, насколько она запрограммирована в нас, границы разумного вмешательства науки в тайну жизни - далеко не полный перечень затрагиваемых в фильме вопросов. Благодаря всей красоте и жути визуально-изобразительных средств фильм не превращается в философский трактат для избранных. Это подарок для любителей умной фантастики - для поклонников фильмов в духе «Прибытия», «Бегущего по лезвию 2049» и «Парадокса Кловерфилд». Спешим предупредить читателей книжной трилогии Джеффа Вандермеера: режиссер нарочно прочитал только первую книгу, чтобы создать свой мир и избежать зависимости от первоисточника, он не стремился к полному соответствию и не собирается продолжать этот проект. Для него это закономерный этап на пути собственного становления как автора. Багаж он уже имеет солидный: в активе Гарленда знаменитый роман «Пляж», экранизированный Дэнни Бойлом, работа над сценариями к фильмам «28 дней спустя» и «Пекло» того же Бойла, черновик «Halo» - видеоигры от Microsoft, успешный режиссерский дебют «Из машины».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/8iFLb1h0Ow0?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

«Аннигиляция» пользуется бешеным успехом у критики, и продюсеры начинают почесывать голову: «А может зря мы ограничились прокатом в США и Китае?».



Ярослав Солонин
21.03.2018