Мир и спокойствие «Аквариума»


Когда-то, лет эдак 25 назад, приезд в город группы «Аквариум» создавал неимоверный ажиотаж. С началом перестройки советский массовый зритель узнал, что помимо идеологически выдержанной эстрады, военных хоров и оркестров в стране есть целый пласт современной музыки, до того игнорировавшийся СМИ. Зритель вытаращил глаза и стал жадно глотать все, что было произведено вылезшими из андерграунда на свет божий рокерами. «Алиса», «ДДТ», «Кино», «Аквариум» собирали стадионы, к месту концерта любой из этих групп стягивались внушительные силы охраны правопорядка, родители строго-настрого запрещали своим чадам-подросткам даже думать о посещении этого мероприятия, а самые непослушные из отроков на следующий после концерта день рассказывали послушным, сколько человек получили по физиономии, сколько забрал ОМОН, и как БГ (Кинчев, Шевчук, другие варианты) просил в микрофон милицию оставить в покое того, не бить этого и т. д.


Сегодня этим подросткам около сорока. Что они понимали в музыке «Аквариума» четверть века назад? Очевидно, что в большинстве случаев их интерес к року был данью моде. Однако представителей именно этой возрастной категории 2 февраля в Воронежском концертном зале, пожалуй, было больше всего. Был насквозь интеллигентный молодняк, были люди предпенсионного возраста. Все чинно, мирно, тишь, гладь да божья благодать. По краям сцены — два охранника. Какой там ОМОН!..


Подумалось: вот он, наглядный пример того, как артист воспитывает своего поклонника. Каков сам БГ — добрый, спокойный — таков и его зал. В этой атмосфере даже периодические выкрики с галерки «„Сестру“ давай!» воспринимались не как бесцеремонность, а как милая шутка. На просьбу Борис Борисыча идти и танцевать мгновенно откликнулось с десяток девушек, а со временем количество танцующих увеличилось в несколько раз. И было ощущение, что народ делает это не столько для себя, сколько для него: «Нам будет приятно», — сказал БГ, так почему бы не сделать ему приятное?


Между тем «Сестра» в контексте программы концерта действительно выглядела бы уместно: исполнялись песни разных лет, от «Рок-н-ролл мертв» 1983 года до совершенно свежих — «Губернатор», «Праздник урожая во дворце труда» и «Не было такой и не будет». Большинство песен зал узнавал с первых аккордов и бурно приветствовал. По окончании двухчасовой концертной программы музыканты удалились со сцены, но аудитория настойчиво требовала их возвращения. Аплодисменты и скандирования продолжались долго, не менее 15 минут, после чего группа все же вышла и исполнила еще несколько песен.


В составе «Аквариума» в Воронеж приехали пятеро музыкантов. Помимо самого БГ, это клавишник Борис Рубекин, скрипач Андрей Суротдинов, гитарист Алексей Зубарев и ударник Олег Шевкунов (Шар). Бас-гитары на сцене не было, впрочем, этот инструмент легко заменяется с помощью тех же самых клавишных.

Наиболее точно настроение присутствовавших, пожалуй, выразил выкрик из зала, раздавшийся под конец концерта: «Мы вас любим!» На что Борис Борисыч со свойственной ему теплотой не преминул ответить: «Это чувство абсолютно взаимно». Время отфильтровало настоящих поклонников «Аквариума» от любителей шумихи и моды. Теперь на эти концерты ходят только преданные почитатели творчества БГ, которых по умолчанию можно называть настоящими ценителями хорошей музыки и блестящей поэзии.


Кирилл Радин,
Татьяна Радина
07.02.2014