Лаборатория пластического театра в Воронеже

Максим Диденко поставил с воронежскими студентами пластический перфоманс по тексту Дмитрия Пригова.


С 16 по 22 сентября в Воронеже проходила Лаборатория пластического театра под руководством известного российского режиссера, хореографа и педагога Максима Диденко, чей недавно вышедший интерактивный спектакль «Черный русский» по роману Пушкина «Дубровский» в буквальном смысле взрывает мозг московским театралам и судя по всему, станет одним из главных театральных хитов этой осени.

«Арт-лаборатории» - это совместный проект Международного фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ и нефтехимического холдинга России СИБУР, который в рамках своей благотворительной программы «Формула хороших дел» содействует в реализации культурных проектов во всех городах, где компания осуществляет свою деятельность. Проект является частью образовательного блока фестиваля TERRITORIЯ и представляет собой серию творческих образовательных лабораторий под руководством ведущих представителей современного театра - режиссеров, драматургов, хореографов, художников - с участием молодых специалистов, студентов театральных и художественных учебных заведений. Программа стартовала в Москве и Перми с социальной Лаборатории инклюзивного театра «Создавая свободу» под руководством британского актера, режиссера, педагога и резидента двух главных лондонских театров - The Old Vic Theatre и Национального Королевского театра - Алекса Дауэра. Состоялись Лаборатории в Нижневартовске, Томске и Чайковском. В каждом городе их проводят разные мастера. В Воронеж делиться опытом со студентами театрального факультета Института искусств приехали молодой актуальный режиссер Максим Диденко и хореограф Анна Закусова.


«Поскольку я родом из Омска, где и получил свое первое образование, знаю по себе, что в любом провинциальном городе существует довольно замкнутое художественное пространство, - отметил Диденко на пресс-конференции, посвященной Арт-лаборатории в Воронеже. - И важно выходить за его рамки». Огромную пользу выхода за рамки и учебного процесса, в котором пластическому театру в российских театральных вузах за пределами Москвы и Петербурга традиционно уделяется не так много внимания, студенты смогли прочувствовать буквально на своей шкуре. Кому, как не Диденко - ученику Адасинского, бывшему участнику знаменитой труппы «DEREVO», основателю «Русской школы физического театра» - просвещать будущих актеров в сфере телесных практик. Прогрессивный, современный и дерзкий автор, покоривший в 2014 году Москву своей постановкой с брусникинцами «Конармия», лауреат премии «Прорыв-2014» и номинант на «Золотую маску», Диденко со страшной скоростью набирает обороты и не перестает удивлять даже столичную публику новизной и оригинальностью своих работ: его первый эксперимент в области иммерсивного театра, спектакль «Черный русский» по мотивам «Дубровского», тому подтверждение. Режиссер успевает находить время и для педагогической работы - проводит мастер-классы в разных городах России и за рубежом, преподает в Школе-студии МХАТ и СПбГАТИ. «Я не очень много занимаюсь педагогикой, - признается Максим, - но это важная часть моей деятельности, возможно, даже более важная, чем производство спектаклей».


Проводить Лабораторию пластического театра в Воронеже Диденко помогала балетмейстер, многократный лауреат всероссийских конкурсов балетмейстеров, Анна Закусова, которая помимо всего прочего стажировалась в знаменитом Театре Танца Вупперталь Пины Бауш. Результатом их недельной работы со студентами стал пластический перфоманс «Широка страна моя родная» по тексту одного из основателей московского концептуализма Дмитрия Пригова, показы которого состоялись на малой сцене Воронежского Камерного театра 22 сентября.

Выбор одного из самых известных текстов Пригова середины 1970-х годов в качестве основы для перфоманса был сделан не случайно. Максим Диденко сейчас работает над спектаклем «Цирк» по мотивам одноименного знаменитого фильма Григория Александрова, для которого Лебедев-Кумач и Исаак Дунаевский написали патриотическую песню «Широка страна моя родная» («Песня о Родине»). Премьера постановки Диденко состоится в «Театре Наций» в мае будущего года. «Сейчас идет переосмысление советского прошлого, куда, как мне кажется, все у нас быстро катится, - говорит режиссер. - Конкретизировать свое отношение ко всему этому мне показалось важным».

Пригов полностью воспроизвел песню, встроив в нее длинные уточняющие подробности, превратив пятистопный хорей Лебедева-Кумача в верлибр. В результате весь пафосный посыл песни оказался вывернут наизнанку, идеология разрушилась в мгновение ока, когда оковы рифмы рухнули под натиском абсурдных перечислений.


Открывает перфоманс собственно песня Лебедева-Кумача, зычным голосом исполненная а капелла одним из задействованных в представлении студентов и молодых артистов. Тридцать два человека, босые, одинаково одетые в простые черные брюки и белые рубашки, начинают движение. Актеры туго закручиваются в бесконечном и бессмысленном брожении, дыша в затылок друг другу (заключенные ли на прогулке, косяк ли сардин?) и превращаясь в большой дышащий организм, коллективное бессознательное, в ритуальных плясках отбивающее ритм, которому сложно сопротивляться.


Пластические зарисовки сменяют друг друга: мы видим, как медленно крутится крест из тел, перемещающихся словно в сомнамбулическом трансе, слышим, как они произносят отдельные звуки, будто пытаясь передать нам некое закодированное послание. Толпа берет на руки и подбрасывает высоко в воздух отдельных людей, словно выкидывая трупы. Мистические хороводы ускоряются и вот уже в диком гуле, складывающемся из оглушительных криков «Родина!», выносят на руках ее (Россию ли?), но ненадолго: оцепенение и сон овладевают телами, головы скрываются, «зарываясь в песок». Поодиночке просыпаются и расползаются в беспомощном барахтанье люди, словно выброшенные на берег рыбы, чья участь решена. Они скатываются к одной стене, образуя гору беспорядочно наваленных друг на друга тел, одно из них просыпается и выходит на середину сцены, чтобы продекламировать приговский текст. Медленно просыпаясь в очередной раз, люди-зомби начинают вставать и тянуться один за другим к выходу (смерть как выход к свету из тьмы невежества?). Следом за ними шаг за шагом выходит и чтец, затворив за собой дверь и оставив зрителя в темноте.


Всего за неделю Максиму Диденко и Анне Закусовой удалось создать с воронежскими студентами невероятно пронзительный и яркий перфоманс на одну из самых острых тем в современной России. Хочется верить, что этот спектакль, наполненный молодой энергией, ритмами и движениями, воронежский зритель еще увидит в афише Камерного театра.



Дарья Кобзаренко
Фотографии Глеба Кузнецова и Игоря Матея
28.09.2016