Сергей Бабкин: «Все, что ты любишь, вдохновляет»

13 мая в Воронежском концертном зале в рамках юбилейного тура, посвященного 10-летию сольной карьеры, выступил украинский музыкант Сергей Бабкин.


Волнения на Украине, к счастью, не заморозили культурные связи. По крайней мере, в апреле—мае Воронеж посетили четыре замечательных украинских исполнителя. Трое из них — харьковчане: Pur: Pur, SunSay и Сергей Бабкин, который приехал в наш город с юбилейным концертом, посвященным 10-летию сольного творческого пути.

Это третий по счету визит артиста в наш город, и каждый раз Сергей демонстрировал новые грани своего дарования. В 2009 году он приехал как актер вместе с харьковским «Театром 19». Затем в составе акустического дуэта с кларнетистом Сергеем Савенко показал чудеса битбоксинга и умение создавать многослойные акустические лупы (2011). Наконец теперь на сцене Воронежского концертного зала предстал во всей красе с группой из шести человек. Сергей, уже не играющий в «Театре 19» и избавившийся от еще одного фантома прошлого (на афишах уже не пишут памятку «экс-5'nizza»), представил на суд зрителей развернутое драматическое высказывание с вереницей перевоплощений, сильной лирикой и оригинальным световым решением.

Бабкин продемонстрировал всю мощь своего голоса и проявил себя как мультиинструменталист: играл на бонгах и люминесцирующем в темноте тамбурине. Представал в образе не то японского императора, не то космического пастушка, взывающего к небесам с помощью детской свирели. В песне «Герой», изображая вернувшегося с войны инвалида, использовал гитару в качестве костыля. А чуть позже экстатически носился с ней по сцене. Сыграл отменное соло на флейте в стиле группы Jethro Tull. Музыканты щедро потчевали зрителя разнообразием репертуара, переходя от марша к танго, от современного романса к року формата FM-диапазона. На бис прозвучал хит времен «5'nizzы» «Я не той, хто тобi потрiбен» — украинский вариант песни Боба Дилана «It Ain’t Me Babe».

Концерт стал дебютом воронежского концертно-театрального агентства «Браво!». Мероприятие было организовано на самом высоком уровне. Это отметили и музыканты, и журналисты, и публика.

Перед концертом Сергей Бабкин и его группа пообщались с воронежскими журналистами.

Сергей Бабкин, его жена Снежана и бас-гитарист группы Игорь Фадеев перед концертом рядом со зданием Воронежского концертного зала

— От чего вы получаете наибольшее удовольствие в жизни и творчестве?

— На концертах — когда происходит незаметное соединение нас и людей в зале. Как стыковка космических кораблей. Такое бывает очень редко. Этого не увидишь, не услышишь. Но ты уходишь со сцены и знаешь, что сегодня было очень хорошо. А что именно — даже не можешь объяснить. Что касается дома, то огромное удовольствие испытываю, когда Веселина Сергеевна, доченька моя любимая, папочку целует, когда я ее держу на руках. Или когда приходишь домой и думаешь: ребята, как с вами хорошо! Артур старший бегает, показывает что-то: «Смотри — пожарный» или: «Папа, давай собирать „Лего“». В такие моменты никто не спешит, никакой суеты, ничего нет за окном — только мы.

— В каких залах вы предпочитаете выступать? По какому принципу их выбираете?

— Сейчас мы уже отошли от клубов и в них почти не играем. Это может быть филармония, дом культуры или театр. Бывают и квартирники для пятидесяти — максимум семидесяти человек… Причем не обязательно в квартире, можем сыграть в студии или йога-центре. В Харькове раньше устраивали «подъездники» в красивом подъезде с потрясающей акустикой.

— Есть ли у вас какая-нибудь забавная история из концертной практики?

— Как-то у нас был тур по Украине. Мы выезжали из Харькова. Нас было очень много — человек пятнадцать. Сели в поезд, все хорошо, смотрим — проводница чрезмерно ласковая и заботливая по отношению к нам. Через некоторое время она спрашивает: «А у вас нет с собой никакой афиши?» — «Да нет». — «Очень жаль. А вы все Бабкиной музыканты? А она отдельно едет?» Мы переглянулись: что происходит? Она считает нас музыкантами Надежды Бабкиной?! А потом приходит организатор и показывает бумажку. А там приказ № такой-то «…в связи с гастролями распоряжение прикрепить к составу вагон для перевозки ансамбля Надежды Бабкиной». Класс! У меня спрашивают часто: «А вы не родственники случайно? Это не бабушка ваша?» В таких случаях я отвечаю: «Конечно, нет. У нее же псевдоним, а у меня настоящая фамилия!»

— Расскажите о своих музыкальных и литературных предпочтениях.

— Radiohead и сольники Тома Йорка, Леонид Федоров с Владимиром Волковым, «АукцЫон» — это музыка, которая мне близка, которая меня вдохновляет. Есенин, Маяковский, Пушкин, Пастернак, Хармс, Владимир Семенович Высоцкий. С некоторыми молодыми интересными поэтами случается встречаться.

— Вы живете в Харькове — это осознанный выбор?

(Сергей Савенко, саксофон/кларнет) В Харькове много классных талантливых музыкантов, это совсем не медийные лица. И, как правило, достигнув определенного уровня, многие уезжают либо в Киев, либо за границу. На самом деле место проживания не важно. Самое главное — человек. Найти своих сподвижников, с которыми ты можешь сколотить команду. В любом деле так. А жить можно где угодно — хоть в Москве, хоть в поселке — и приезжать в разные города.

(Сергей Бабкин) Пока нас все в Харькове устраивает. К тому же за 12 лет все просто нереально продвинулось (имеется в виду — в культурной жизни. Политики по просьбе музыкантов не касались — Д. З.)! Раньше была скукотища жутчайшая! Не было такого движняка, как сейчас: столько групп, фестивалей, студий, театров открылось молодежных, муниципальных… Плюс все родные в Харькове.


— Вы профессиональный актер. Как у вас складываются отношения с кино? Мы периодически вас видим в фильмах в небольших ролях. Когда выйдет фильм, в которым вы снимались с Богданом Ступкой? О чем он? Кого вы там сыграли?

— Говорят, он в сети есть, но в плохом качестве. С кино отношения — как получается. Зовут в основном в эпизоды. Одна роль была большая — в фильме «Отторжение», но я не знаю, увидит ли свет этот фильм.

— Как вам с Богданом Ступкой игралось?

— Очень хорошо. Великолепно. Как с родным дедушкой.

— Расскажите о своих планах на будущее, не хотели ли бы вы вернуться к актерской деятельности?

— Я сотрудничаю с молодым харьковским театром «Прекрасные цветы». Мы с супругой присоединились к ним и вместе сделали спектакль «Жир». На сегодняшний день у меня из театрального только участие в этом спектакле. Других планов нет.

— Предлагали ли вам когда-нибудь написать саундтрек к фильму?

— Было дело. Раза два предлагали. Оба раза получилось так, что предложили, мы согласились, а фильм все не снимается и не снимается. Прочитали сценарий, записали, отдаем, а фильм — так и непонятно, будет сниматься или нет.

Вот вы собираетесь сделать альбом. Сергей — композитор, автор слов. А что в это время делают другие музыканты? Они вносят что-то свое? Как все это происходит?

(Сергей Савенко) Все очень просто. Сергей приносит очередную песню. Начинает ее играть, и каждый из нас прикидывает, что тут можно сделать.

— Спорных моментов много возникает?

— Очень много.

— Как вы решаете их?

— Да хорошо решаем. В спорах. Иногда перерывчик приходится сделать пятиминутный. Иногда без споров.
— В последние годы в музыкальной среде распространилась такая система взаимоотношений, как краудфандинг. Ваше мнение по поводу этого явления.

— А что это такое? Я этим никогда не пользовался.

— Это, например, когда группа просит денег у своих поклонников на запись альбома. Среди одних музыкантов бытует мнение, что это неплохой выход из сложившейся ситуации, когда диски уже не продаются. Другие же считают, что это просто вымогательство. Интересно узнать вашу точку зрения.

— Я не считаю, что это вымогательство. Мне тоже предлагали такое делать, но меня такой вариант не заинтересовал. Я найду себе деньги на альбом каким-нибудь иным образом. Мы обычно на альбом занимаем денег у кого-то, а потом, когда выпускается пластинка, люди ее покупают, мы с этих денег отдаем долг. Впрочем, не только с этих. Однажды мы отдавали деньги в течение года.

— Есть ли у вас на ближайшее будущее какие-то совместные планы с Вакарчуком? (солист «Океана Эльзы» — прим. ред.)

— Был единичный случай — проект, который Славик собрал. Все, ни про какие дальнейшие планы я не слышал.

— Какие впечатления от сотрудничества остались?

— Великолепные. Для меня, как для музыканта, это была огромная школа.

Видео на песню «Airplane» группы «Брюссель», того самого проекта Святослава Вакарчука

— В одном интервью вы сказали, что не очень любите фотографироваться со своими поклонниками, потому что не хотите делать из себя идола…

— Да-да, с какого-то времени перестал хотеть. Точнее, стал не хотеть (смеется). Раньше фотографировался.

— Фотографировались ли вы сами с вашими любимыми артистами, и если да, то какие из этих фото для вас наиболее ценнные?

— Пожалуй, с Леонидом Федоровым. Они приезжали в Харьков, а мы втроем с Сережей и Фимой (Савенко и Чупахиным — прим. ред.) играли перед ними и в гримерке щелкнулись. Просто это мой вдохновитель, так получилось, что мы вместе стояли, болтали… Мы даже специально не позировали, нас просто щелкнул мой друг.

— Вопрос Снежане (жена Бабкина и директор коллектива — прим. ред.). В анонсе пресс-конференции вас представили не только как директора, но и как музу. Позиционируете ли вы себя сами как муза, и если да, то трудно ли ей быть, что вы для этого делаете?

— Я даже не знаю. Сережа так говорит. Если это так, то это очень хорошо. Но ведь муза — не только я, но и дети, но и ребята тоже в какой-то степени музы («МузыкИ», — шутит кто-то из музыкантов под общий смех), и все, что окружает нас, — это тоже муза для него. Не знаю, я ничего особенного не делаю.
(Сергей Бабкин) Все, что ты любишь, вдохновляет.

Снежана Бабкина — муза Сергея, директор группы и внимательный зритель
Сергей Савенко играет в группе с момента создания; умудряется изображать на своем инструменте даже стук вагонных колес уходящего поезда

— Что должно быть в песне, чтобы она запала в душу человеку, чтобы он нашел в ней нечто близкое для себя?

— Прежде всего слова. Хорошие. Не поверхностные, глубокие. Чтобы запала в душу? Ну, души-то разные у всех. Кто-то пытается делать музыку «для всех», этакий беспроигрышный вариант, который западает любому в душу. Рассказывали мне, что такая музыка есть (с иронией). Я не знаю, я такой не слышал. Когда я пишу песню, я понятия не имею, понравится она вам или нет. Она должна сначала отозваться в моей душе. Если это происходит, значит она имеет право жить. А какой она будет — грустной или веселой — не так важно. Не от этого зависит, западет она в душу или нет.

— Какие композиции вам лучше удаются — сентиментальные или жизнерадостные?

(Бабкин переадресовывает вопрос своим музыкантам) Бывает, он приносит песню, и она сразу — раз! — и «торкнула» тебя, и это может быть и веселая, и грустная. Но минорных песен у нас больше, чем мажорных. Грустное всегда делать легче.

— Расскажите, чем вам запомнились недавние гастроли в Коста-Рике?

— Для полноценного ответа на этот вопрос впору отдельную встречу делать. Да всем запомнились. Там все по-другому, все в диковинку, два дня мы играли в зале Национального театра, он входит в число культурных ценностей столицы. Туда водят туристов, но он функционирует, прекрасно оснащен, хоть и очень старый. Зал на 1200 мест оба дня битком.
— Вопрос ко всем музыкантам. Как вы нашлись, и что вы получаете от совместного творчества?

— Мы в таком составе играем уже семь лет. А то, что мы приезжали вдвоем, — мы так иногда делаем, очень редко. Познакомились — с Сережей Савенко десять лет назад в общежитии и начали играть вдвоем, потом познакомились с Фимой Чупахиным, клавишником, на студии, где записывались. Какое-то время играли втроем. Потом — с Игорем Фадеевым, басистом. Позвали его на запись нескольких песен для альбома, а потом он предложил свои услуги на постоянной основе. Играли вчетвером. Потом осмелились пригласить барабанщика. Знали, что в Харькове есть Константин Шепеленко, известный опытный барабанщик. Немного побаивались звать его: кто, мол, мы, а кто он! Потом все же предложили ему играть с нами, и он согласился. Играли впятером. Станислав присоединился весной 2009 года. Алексей Саранчин заменяет Ефима Чупахина, который учится за границей, в Штатах, в джазовой школе, но скоро должен вернуться.

— В ваш прошлый приезд во время концерта в «Космосе» вы сняли отличное «живое» видео на кавер-версию песни Высоцкого «Парус». Не планируется ли сегодня подобная съемка?

— Это было здесь, да (с удивлением)? Класс! Все может быть, может и получится что-то такое снять. Посмотрим.

Спасибо за помощь в подготовке материала Дине Бариновой.
Фотографии предоставлены концертно-театральным агентством «Браво!»

Дмитрий Зорников и Кирилл Радин

23.05.2014