Beat Weekend - 2017
в «Спартаке»

Что покажут на фестивале Beat Weekend в этом году.


С 4 по 8 октября в Воронеже в кинотеатре «Спартак» будет проходить международный фестиваль Beat Weekend, посвященный новым фильмам о музыке и современной культуре.

«Афиша+» подробно рассказывает о каждом фильме программы фестиваля.

Хайп! (Hype!)


История о взлете и падении грандж-сцены в Сиэтле 1990-х.

«Хайп!» - это своего рода путеводитель по инди-сцене Сиэтла 1990-х, разношерстных представителей которой музыкальные критики усердно пытался запихнуть на одну полку под названием «гранж». Причем группе Nirvana, главным виновникам «гранж-бума», в фильме уделено не больше внимания, чем другим, гораздо менее известным участниками сиэтлского подполья.

Режиссер пытается восстановить историческую справедливость, показывая, что сиэтлский саунд не начался с Nirvana и не закончился на Soundgarden. Недаром лейбл Sub Pop, на котором Курт Кобейн и компания записали дебютный альбом Nirvana «Bleach», и в 2010-е продолжает оставаться флагманом хорошего вкуса.

Это дебютная полнометражная работа Дуга Прея, в фокусе интересов которого - уникальные субкультуры. В 2001 году он снял докуметалку Scratch о возникновении турнтаблизма и диджеинга, а в 2011-м рассказал о «первой семье серфинга» в фильме Surfwise.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/z2p9s0bLAYo?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Все эти бессонные ночи
(Wszystkie nieprzespane noce)


В прошлом году картина получила приз за режиссуру на фестивале «Сандэнс», а 35-летнего поляка Михаила Марчака, снявшего ее, критики сходу окрестили новым Терренсом Маликом. Предыдущий фильм режиссера «Идите лесом» (Fuck for Forest) британский журнал Dazed and Confused включил в свой топ-10 самых инновационных документальных фильмов последних 10 лет. А еще в портфолио поляка парочка видеоклипов. Причем, не абы каких: один - на совместную работу Тома Йорка и Марка Притчарда, а второй - для Radiohead.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/0sFvFVkeGVg" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Марчак снял видео на песню Radiohead «I Promise», один из трех ранее не издававшихся треков, которые вошли в юбилейное издание их легендарного альбома «OK Computer», отмечающего в этом году 20-летний юбилей.

Фильм «Все эти бессонные ночи» находится на стыке игрового и документального кино. Все имена участников, «декорации», диалоги реальны. В центре сюжета - Кшиштоф и Михал, два друга из Польши, для которых жизнь - беспечная игра. Их дни и ночи наполняют бары, квартирники и опен-эйры Варшавы. До тех пор, пока один не влюбляется в бывшую девушку другого.

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/154513790?title=0&amp;byline=0&amp;portrait=0" width="740" height="416" frameborder="0" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="" allowfullscreen=""></iframe>
Сцена рейва на пляже из фильма «Все эти бессонные ночи».

Похождения молодых варшавцев озвучены музыкой канадского электронщика Caribou, любимца Тома Йорка и Pitchfork.

Когда я думаю о Германии ночью
(Denk ich an Deutschland in der Nacht)


«Если ты живешь в Берлине, то не можешь пройти мимо электронной музыки. Это часть города и культуры», - говорит режиссер фильма Ромуальд Кармакар.

Фильм «Когда я думаю о Германии ночью» посвящен 25-летию существования техно-сцены. Герои картины - пятеро заслуженных диджеев и музыкантов: Рикардо Виллалобос, Роман Флюгель, Move D, Ata и Соня Мунир. Рассказчики, возраст которых колеблется между 40 и 50 годами, рассказывают о том, как изменилась электронная сцена с начала 1990-х, каково это - играть в Париже ночью после атаки на редакцию Charlie Hebdo и почему именно техно создает резонанс, который объединяет европейцев.

«Поразительно, какое это аналоговое, дофейсбучное поколение мечтателей-инженеров», - говорится о героях фильма в пресс-релизе. «Мой отец - астрофизик и работал в институте Макса Планка, - вспоминает, стоя на красивом холме под яблонькой, музыкант Move D. - Я никогда не забуду, как мы смотрели про высадку человека на Луну. И как он впервые отвел меня на „Космическую одиссею 2001 года“».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/KTTT08_xD-0?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Оператором картины выступил Франк Грибе, работавший с Томом Тыквером над большинством его картин («Беги, Лола, беги», «Парфюмер: история одного убийцы»). И это, несомненно, дополнительный повод посмотреть фильм.

Я - Гагарин

Фото: colta.ru, из архива Алексея Хааса

«Я - Гагарин» - это фильм о людях, в 1991 году принявших участие в первом (и последнем) советском рейве «Гагарин-пати», который прошел за неделю до того, как официально развалился СССР. Вечеринка состоялась в павильоне «Космос» на ВДНХ, но организовали ее, как ни странно, не москвичи, а гости столицы - художники и музыканты из Петербурга, первые русские диджеи и промоутеры. Той ночью послушать неведомую электронную музыку пришел даже герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/35iu1Ww6Lik?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Репортаж о «Гагарин-party» от «Пиратского телевидения» (ПТВ), независимой питерской телекомпании начала 90-х. Являясь одними из пионеров российского видеоарта, Владислав Мамышев-Монро, Юрис Лесник и другие участники создали колоссальный массив видеоработ в формате фильмов и пародий на советское телевидение.
В 2012 году режиссер картины Ольга Дарфи выиграла конкурс идей для фильма о музыке, организованный Beat Film Festival. Четыре года она потратила на съемки, подбор архивных кадров и сбор краудфандинговых средств и вот, пять лет спустя, фестиваль представляет премьеру фильма. «Я - Гагарин» - это очень личная история человека, ставшего очевидцем событий, которые уже обросли легендами. Среди прочего, в фильме расследуется исчезновение в 1998 году при невыясненных обстоятельствах одного из организаторов «Гагарин-party» Ивана Салмаксова. Слухи о его смерти ходили самые разные.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/w8sdCK0E9EE?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Полуторачасовой микс диджея и организатора «Гагарин-party» и впоследствии резидента клуба «Птюч» Ивана Салмаксова, загадочно исчезнувшего в 1998 году.

Спустя четверть века с момента эпохальной вечеринки Дарфи встретилась с первопроходцами рейв-движения в нашей стране, посетила опустевший павильон «Космос» на ВДНХ и знаменитый дом на Фонтанке, где жили и устраивали вечеринки представители ленинградской творческой богемы, и попыталась ответить для себя на некоторые вопросы.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/tXY_4-__tio?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

День независимости (Liberation Day)


19 августа 2015 года состоялся первый в истории рок-концерт на территории КНДР. Выступление словенской команды Laibach, проходившее при включенном свете в зале, похожем на советский ДК, длилось около 40 минут. О нем и о том, что происходило вокруг этого события, рассказывает фильм норвежца Мортена Тровика, который стал автором идеи и организатором концерта.

Отвечая на вопрос, как удалось организовать это мероприятие, на первый взгляд кажущееся немыслимым, невозможным, Тровик отвечает: «Я воспринимаю Северную Корею как самое крупное и длительное театральное представление в мире, и у меня получается работать в ней успешно, потому что я смотрю на нее с точки зрения режиссера».

У норвежца довольно прочные связи с КНДР: впервые он побывал здесь еще в середине нулевых, заинтересовался, стал налаживать контакты и даже вывез в Норвегию на фестиваль северокорейскую делегацию во главе с председателем Комитета по культурным связям с зарубежными странами.

«Оценить гениальную провокацию в устройстве концерта группы, всю свою историю заигрывающей с тоталитарной эстетикой, в стране, служащей словарным примером тоталитаризма, могут лишь люди, живущие за пределами Северной Кореи», - пишет корреспондент московской «Афиши» Нина Назарова, побывавшая на концерте. Но Laibach, группа, чьи концерты запрещали даже в Москве и Петербурге, изначально намеревалась вести себя, как подобает в гостях. Помогла этому и цензура, сократившая программу аккурат вдвое. Официальный отчет о проведенном концерте гласил: «Группа продемонстрировала свое художественное мастерство с помощью необычного исполнения, сильного голоса и умелого представления».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/WBuYjttUQn8?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Рейв в Иране (Raving Iran)


Немка Сюзан Мейерс снимала свой фильм в другом тоталитарном государстве - в Иране. Правда, в отличие от Мортена Тровика, Сюзан пришлось «партизанить» по полной программе - снимать на айфон через карман с дыркой, прятать карту памяти в исподнем, заводить жесткие диски с невидимыми разделами. Местные студенты, вывозившие все это для нее за границу, прозвали ее, блондинку, Джеймсом Блондом.

В Иране официально существует всего два вида музыки - классика и фольклор. Все остальное запрещено. Однако молодежь везде и во все времена демонстрировала умение обходить запреты. Иран в этом плане - не исключение. Узнав о нелегальных рейв-вечеринках, которые молодые люди устраивают в пустыне, Мейерс двинулась навстречу смельчакам. Сначала задружила с ними в соцсети и хотела снять их в своей ленте, сохранив анонимность, но те наотрез отказались сниматься, даже без лиц.

Но нашлись два человека, которые спасли замысел режиссера. Поначалу Ануш и Араш также планировали не «светить» свои лица, но приняли решение в скором времени покинуть страну, поэтому такие меры предосторожности стали не нужны. Два диджея, снявшиеся в этом фильме, выехали в Европу и со временем приобрели известность. «Конечно, они скучают по своим семьям и друзьям, которые остались в Иране. Но мне кажется, что они сейчас гораздо счастливее, чем были», - рассказывает Сюзан Мейерс.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/G1U_7zy9uZo?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Купить билеты на показы фильмов фестиваля Beat Weekend.



Роман Дранников
Кирилл Радин
20.09.2017