Борис Гребенщиков в концертном зале Event-Hall

В первый весенний день лидер группы «Аквариум» выступил в столице Черноземья.


1 марта наш город посетил Борис Гребенщиков, легендарный музыкант, каждый приезд которого становится заметным событием в культурной жизни Воронежа. Привозя едва ли не каждый раз новый состав и новую концертную программу, Борис Борисович подогревает интерес к своим выступлениям как со стороны «аквариумистов» со стажем, так и со стороны молодых поклонников группы. На этот раз хватило и тех и других: в воскресение в Event-Hall'е собралось более 2000 зрителей. Несмотря на вывеску «БГ» и «сольную» фотографию Гребенщикова на афишах, в Воронеж Борис Борисович приехал с музыкантами, которых вполне можно было бы назвать «Аквариумом»: басист - ветеран группы Александр Титов, гитарист - Алексей Зубарев, сотрудничавший с «Аквариумом» в начале 90-х годов, скрипач - Андрей Суродтинов, на флейте играл ирландец Брайан Финнеган, а на ударных - его соотечественник Лиам Брэдли. Сам Борис Борисович на протяжении всего концерта не выпускал из рук электроакустическую гитару.


Концерт начался ровно в 19.00. Музыканты появились на сцене и сразу принялись за дело. В самом начале прозвучали «Не было такой и не будет» и «Вызываю огонь на себя», после чего был исполнен целый ретроспективный блок. Вслед за песней с почти тридцатилетней историей «Стучаться в двери травы» к неописуемой радости давних поклонников коллектива были исполнены старые акустические произведения «Почему не падает небо» и «Странный вопрос». В перерывах между песнями Борис Борисович саркастично высказался относительно сегодняшней ситуации в стране, заметив, что не задумывался о смысле некоторых своих произведений до сегодняшнего дня. Акустический состав своей группы БГ также обыграл в контексте политических событий в России: «Завтра министр культуры запретит электрогитары, а мы - с акустикой. Не придерешься!»


В середине концерта на сцене появилась тележка с ингредиентами для коктейлей и девушка-бармен. Борис Борисович с благодарностью принял бокал из рук дамы и прокомментировал: «Мне предложили написать книгу о коктейлях. С одной стороны, чувствуешь себя неудобно, занимаясь такими вещами в тяжелый для Родины час, с другой стороны, это достойная тема. Коктейлям более ста лет: прошли две мировые войны, сотни локальных войн, революции, холокост, а коктейли как были, так и остаются. И то, что сейчас происходит, тоже пройдет». Пока звучит овация, БГ делает глоток и продолжает концерт.


Далее в программе - блок песен из «русского» цикла Бориса Гребенщикова; звучат, в частности, «Государыня» и «Кони беспредела». Зрители с радостью подпевают песням, известным по альбомам БГ начала 90-х. После очередного перерыва на коктейли музыканты переходят к следующей части: исполняются «Забадай», «Сувелим Такац», «Когда пройдет боль». Легкая меланхолия, навеянная этими композициями, плавно переходит в задумчивую медитацию песни «Трачу свое время», и через некоторое время сменяется прощальным пафосом якобы последней песни «На ход ноги». За ней звучит легкая баллада «Поутру в поле», после чего музыканты, откланявшись, удаляются со сцены.


Но не тут-то было! Разгоряченные двухчасовым концертом зрители настойчиво требуют бис, и после небольших раздумий музыканты возвращаются на сцену. Под всеобщее одобрение звучит еще один блок старых композиций: «Песня для нового быта», «Возьми меня к реке», «Моей звезде». Публика чувствует себя абсолютно свободно: кто-то внемлет Борису Борисовичу, стоя прямо перед сценой, кто-то уже давно пустился в пляс, причудливо перемещаясь по танцевальному партеру, кто-то, вдоволь натанцевавшись, спокойно отдыхает в мягких креслах Event-hall'а. Общая же атмосфера в зале весьма благостна: концерт явно удался. Музыканты, судя по всему, довольны не меньше зрителей: после второго поклона Борис Борисович говорит, что играть для жителей столицы Черноземья - одно удовольствие. Таким образом, выступление музыкантов завершается на волне всеобщей эйфории, которая, как послевкусие, остается со всеми попробовавшими музыкальный коктейль от Бориса Гребенщикова до самого окончания вечера.



Сергей Хуторной
Фотографии Евгении Небольсиной
03.03.2015