19 событий в жизни и творчестве Бьорк

Движение хиппи и дэт-метал, исландский джаз и британская электроника, Михаил Горбачев и Рональд Рейган, Мишель Гондри и Спайк Джонз, Трики и Голди, Афекс Твин и Ларс фон Триер, Том Йорк и Энтони Хегарти, Александр МакКуин и Омар Сулейман, Чет Бейкер и Федор Тютчев. Взболтать и хорошо перемешать. По случаю выхода нового альбома Бьорк «Афиша+» выбрала 19 главных событий в жизни и творчестве великой певицы.

Родители-хиппи

Трудности взросления в коммуне хиппи


Первые годы своей жизни Бьорк провела в коммуне хиппи и до пяти лет была уверена, что все дети живут так же. «Мой отчим - местный хиппи - не признавал дисциплину, ненавидел работу и целыми днями рассказывал мне сказки и играл со мной, - вспоминает Бьорк. - Я жила в настоящей коммуне хиппи, где то и дело можно было услышать: „Давайте разрисуем дом лиловыми бабочками. Давайте два дня подряд есть только бананы!“ Никто из них не хотел работать, и все свое время они проводили, разговаривая, мечтая или шатаясь по округе. 90% всего этого хиппи-движения - это просто чепуха, но идеалы этого поколения были красивыми, убедительными и бунтарскими. Меня научили всем делиться, доводить дело до конца, никого не бояться и каждый день проживать, как последний. С шести лет мне приходилось самой заботиться о том, во что я буду одета и что я буду есть. Неудивительно, что я выросла очень организованным человеком. Но лет в семь или восемь наступил момент, когда я увидела всю абсурдность жизни в коммуне и сказала им: „Ну почему вы не хотите СДЕЛАТЬ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ?!“»

«Björk»

Детский альбом


В шесть лет Бьорк пошла в музыкальную школу, где училась играть на фортепиано и флейте. Как-то один из учителей отправил запись хита «I Love To Love» Тины Чарльз в исполнении Бьорк на тогда еще единственную радиостанцию Исландии. Услышав запись, представители местного рекорд-лейбла предложили юной Бьорк контракт. Дебютный альбом, который так и назвали - «Björk», вышел в декабре 1977 года, когда юному дарованию было всего 12 лет. Основу альбома составляли переведенные на исландский язык кавер-версии известных песен (например, «The Fool on the Hill» The Beatles и «Your Kiss Is Sweet» Стиви Уандера), но он также включал в себя песни, написанные самой Бьорк и ее отчимом. Дизайном обложки пластинки занималась мама Бьорк. Лейбл предложил выпустить второй альбом, но Бьорк отказалась. На заработанные деньги она сама купила себе пианино и с головой ушла в сочинение песен.

Кавер-версия «The Fool on the Hill» The Beatles в исполнении 12-летней Бьорк

Синдри Элдон Торссон

Рождение сына

Бьорк и ее сын, Голубая лагуна, Исландия, 1993 год. Фотография Юргена Теллера

В 1986 году Бьорк родила сына. Отец Синдри Элдона Торссона - гитарист Тор Элдон, первый муж Бьорк и участник группы The Sugarcubes, принесшей певице первую широкую известность. Сейчас Синдри Элдону Торссону 28 лет, он журналист и иногда музыкант.

The Juniper Tree

Первый кинематографический опыт


Съемки у Ларса фон Триера вовсе не были первым кинематографическим опытом Бьорк, как многие наверняка думают. Вскоре после рождения сына Бьорк снялась в фильме «Можжевеловое дерево» (The Juniper Tree) по мотивам одноименной сказки братьев Гримм. Бьорк исполнила роль девушки, чью мать казнили за то, что она практиковала черную магию. Фильм с невероятно маленьким бюджетом снимали в Исландии летом 1986 года. Из-за финансовых проблем, возникших на стадии окончательного монтажа, фильм был показан только в 1990 году на фестивале «Сандэнс».

«Birthday»

Первый сингл The Sugarcubes и дальнейшие успехи

Бьорк в составе The Sugarcubes

Датой создания группы The Sugarcubes, в состав которой среди прочих вошли Бьорк и ее тогдашний муж Тор Элдон, считается 8 июня 1986 года (в тот же день Бьорк родила сына). Чтобы профинансировать свой первый сингл «Ammæli» («Birthday»), участники группы напечатали для продажи открытки с изображением Михаила Горбачева и Рональда Рейгана на саммите в Рейкьявике. Сингл вышел в 21-й день рождения Бьорк, 21 ноября 1986 года. К концу года у группы уже был контракт с лейблом One Little Indian. Британский вариант сингла был выпущен в августе 1987 года, неделю спустя в еженедельнике Melody Maker он был назван синглом недели. Дебютный альбом группы «Life's Too Good» вышел в 1988 году. После его выхода в составе группы появилась клавишница, новая девушка Элдона, с которым Бьорк развелась вскоре после рождения сына. Альбом «Life's Too Good» продался более чем миллионным тиражом по всему миру, а «Birthday» согласно статистике Last.fm так и остается самой популярной песней The Sugarcubes.

«В Исландии „Gling-Gló“ продался большим тиражом, чем альбом „Debut“ и все пластинки The Sugarcubes вместе взятые! Это многое говорит о менталитете исландцев».

«Gling-Gló»

Самый продаваемый альбом Бьорк в Исландии и сотрудничество с британскими группами

Бьорк и 808 State

Второй альбом The Sugarcubes «Here Today, Tomorrow Next Week!» был плохо принят критиками, и музыканты начали подумывать о том, чтобы разойтись. Решено было сделать перерыв в деятельности группы. Именно в этом перерыве Бьорк начала активно заниматься своим сольным проектом. В 1990 году певица совместно с Tríó Guðmundar Ingólfssonar выпустила джазовый альбом «Gling-Gló», который до сих пор является самым продаваемым альбомом певицы в Исландии. «В Исландии „Gling-Gló“ продался большим тиражом, чем альбом „Debut“ и все пластинки The Sugarcubes вместе взятые! - удивлялась Бьорк позже. - Это многое говорит о менталитете исландцев». В 1991 году Бьорк приняла участие в записи двух песен «Qmart» и «Ooops» с альбома «ex:el» манчестерских электронщиков 808 State. Также ее вокал можно услышать в треке «Falling», открывающем альбом Current 93 «Island» того же года.

«Human Behaviour» и «Debut»

Первый международный хит, Мишель Гондри
и дебютный сольный альбом

Бьорк и Мишель Гондри. Фотография Бенни Вальссона


В 1993 году после выпуска третьего альбома The Sugarcubes все-таки развалились, а Бьорк переехала в Лондон, чтобы заниматься сольной карьерой. Она начала работать с продюсером Нелли Хупером, получившим известность благодаря работе с Massive Attack, Шинейд О’Коннор и Soul II Soul. В результате их сотрудничество вылилось в первый международный хит Бьорк «Human Behaviour», танцевальный трек, основанный на семпле из песни Антонио Жобима. Видео к песне снимал Мишель Гондри, с которым Бьорк сама связалась после того, как увидела клип, снятый им для своей группы Oui Oui. Это знакомство стало началом долгого и продуктивного сотрудничества между певицей и режиссером. Видеоклип на «Human Behaviour» был номинирован на «Грэмми», но проиграл клипу на песню Питера Гэбриела «Steam». Дебютный взрослый альбом Бьорк «Debut» вышел в июне 1993 года. Альбом стал платиновым в США, а New Musical Express назвал его альбомом года. «Human Behaviour» стала первой частью трилогии «Песен Изобель», включающей в себя также песни «Isobel» (альбом «Post») и «Bachelorette» (альбом «Homogenic»).

«Post»

Второй альбом и дэт-метал

Фотосессия для обложки альбома «Post». Фотография Стефана Седнауи

В отличие от «Debut», над которым работал только Нелли Хупер, в создании второй пластинки Бьорк, «Post», принимала участие целая группа продюсеров - Грэм Мэсси из 808 State, Трики, Howie B и сама Бьорк. Тем не менее вклад Хупера в альбом был вновь весьма значителен: он работал над шестью треками. Изначально Бьорк начала работать над альбомом сама, но вскоре поняла, что все это ее слишком пугает и буквально умоляла Хупера присоединиться к ней, но тот долго отказывался, потому что считал, что «Бьорк должна и может продюсировать альбом сама». В результате «Post» получился очень эклектичным. На одной пластинке оказались индустриальная «Army of Me», биг-бэнд-хит «It's Oh So Quiet», даунтемповая «Possibly Maybe», экспериментальная «Headphones». Открывающую альбом песню «Army of Me», призывающую принимать жизнь такой, какая она есть, и прекратить жаловаться, Бьорк посвятила своему брату. Мишель Гондри снял видеоклипы на три сингла с альбома - «Army of Me», «Isobel» и «Hyper-Ballad». Знаменитый клип на песню «It’s Oh So Quiet» - дело рук Спайка Джонза. Будучи большой любительницей тяжелой музыки в целом и дэт-метала в частности, Бьорк заказала ремикс на песню «Isobel» у легенд британской тяжелой сцены Carcass. Их версию песни можно найти на одном из вариантов сингла «Hyperballad». «Большинство дэт-метал-песен превосходно звучит а капелла», - призналась Бьорк в интервью Daily Telegraph в 2004 году.

«В то время на Трики сильно наседала его рекорд-компания, потому что вокруг его альбома поднялась большая шумиха. Так что он, будучи человеком своенравным, взял и уехал в Исландию. Мы поехали кататься на машине, посмотрели на ледники, покупались в горячих источниках и написали эту мелодию».

Трики

Своенравный бойфренд

Бьорк и Трики

Трек «Headphones», закрывающий альбом «Post», Бьорк записывала совместно со своим тогдашним бойфрендом Трики. «В то время на Трики сильно наседала его рекорд-компания, потому что вокруг его альбома поднялась большая шумиха, - вспоминала Бьорк в беседе с корреспондентом Interview в 1995 году. - Так что он, будучи человеком своенравным, взял и уехал в Исландию. Мы поехали кататься на машине, посмотрели на ледники, покупались в горячих источниках и написали эту мелодию. Приехав домой, я написала текст о том, как днем ты получаешь по почте кассету со сборником песен от друга, а вечером ложишься слушать ее в наушниках. Текст песни - это письмо этому другу (песня посвящена Грэму Мэсси в благодарность за микстейп, который он на самом деле прислал Бьорк, - прим. ред.). Все шумы в песне - это стереотрюки для прослушивания исключительно в наушниках. Трики очень хорош в создании всякого рода шумов и битов, а у меня это, наверное, самое слабое место». Много лет спустя Трики посвятил Бьорк песню «Valentine», в которой используется семпл из джазового стандарта «My Funny Valentine». «Я очень романтичный человек, но я также могу быть этаким „я-смотрю-фильм-не-трогай-меня“ парнем, - рассказывал Трики в интервью The Guardian в 2013 году. - Не думаю, что время, когда мы с Бьорк встречались, было для нее легким. И я до сих пор чувствую себя виноватым, потому что Бьорк была так добра ко мне. Она любила мне ставить версию „My Funny Valentine“ Чета Бейкера у себя дома. Этой песней я прошу прощения у нее».

«Возможно, когда Бьорк станет старой и никто не будет считать ее симпатичной, ей придется все делать самой. Потому что тогда она не сможет приглашать для работы весь этот модный молодняк, ведь их реакция будет примерно такой: „Бьорк? А, эта старая женщина? У меня нет никакого желания с ней работать“».

Aphex Twin

Шокированные фанаты и несостоявшийся дуэт

После выхода второго альбома Бьорк, как и полагается, отправилась в тур, и среди прочих разогревать ее выступления был приглашен Ричард Д. Джеймс, также известный как Aphex Twin. Первое же выступление электронного музыканта повергло многих фанатов Бьорк в шок. «Это была самая громкая и странная музыка в мире», - писали позже озадаченные слушатели на фан-сайте певицы. В результате Бьорк и Aphex Twin так и не поработали вместе в студии, хотя оба были совсем не против. В 2001 году в своем интервью журналу Groove Ричард Д. Джеймс попытался объяснить почему: «Бьорк - как маленькая девочка в кондитерском магазине: „О! Мне нравится это и это! Я хочу это и еще вон то!“ В отличие, скажем, от Мадонны, которая рассуждает так: „О! Это в тренде, если я буду с ними сотрудничать, я все еще буду оставаться молодой и модной“, мотивация Бьорк немного другая - она просто любит музыкантов и хочет с ними сотрудничать. Она выбирает людей, которые на самом деле практически неизвестны. Но я всегда говорил ей: „Зачем ты приглашаешь всех этих людей? Ты должна все делать сама!“ Возможно, так и будет, когда она станет старой и никто не будет считать ее симпатичной. Потому что тогда она не сможет приглашать для работы весь этот модный молодняк, ведь их реакция будет примерно такой: „Бьорк? А, эта старая женщина? У меня нет никакого желания с ней работать“. А сейчас ей достаточно просто позвонить им, поговорить немного со своим исландским акцентом, и они сделают для нее все, что угодно. Бьорк становится настоящей бизнес-леди, когда доходит до дела, и ведет себя примерно так: „О'кей, я вышлю подробности по факсу, а вы мне вышлите вот это…“. Если я собираюсь сделать с кем-то трек, мне нужно подружиться с ним. Я должен провести с человеком какое-то время, выпить с ним 50 чашек чая и все такое. Ты не можешь просто взять и прислать мне трек. Это слишком безжизненный подход для меня, а Бьорк этого не поняла…»

Tricky vs. Goldie

Битва бойфрендов

Бьорк и Голди

После разрыва с Трики Бьорк начала встречаться с Голди, которого в то время именовали не иначе как королем джангла. И похоже на то, что из-за исландской красавицы между двумя вспыльчивыми британцами действительно были трения. Например, поговаривают, что строчки «As long as you’re humble / Let you be the king of jungle» («Если ты такой недалекий, быть тебе королем джангла») из песни Трики «Tricky Kid» были адресованы Голди. Конфликт достиг кульминации во время одного из нью-йоркских диджей-сетов Голди. Подробности инцидента остаются достаточно туманными, но в определенный момент Голди набросился на Трики, после чего Бьорк запрыгнула на спину Голди, пытаясь остановить драку. Все это очень расстроило Голди, который после тут же разорвал всякие отношения с Бьорк, аргументируя это тем, что девушка не оказала ему достаточной поддержки. Позже в интервью Rolling Stone Трики объяснил, что драка произошла вовсе не из-за Бьорк, а из-за его нежелания фотографироваться вместе с Голди.

Интервью 1996 года, в котором Бьорк говорит об отношениях с Голди и случае в аэропорту Бангкока.

Случай в аэропорту Бангкока

Навязчивые репортеры


В 1996 году после долгого перелета в аэропорту Бангкока, куда Бьорк прибыла вместе со своим сыном, певица напала на репортера Джули Кауфман. Бьорк схватила ее за волосы, несколько раз ударила и повалила на землю. Позже Бьорк объяснила, что после того, как журналисты доставали ее буквально и днем, и ночью, последней каплей стало обращение этой женщины-репортера к ее сыну с вопросом: «Трудно быть ребенком поп-звезды, не правда ли?» Два года спустя Бьорк напала на еще одного репортера в Новой Зеландии. В обоих случаях обошлось без привлечения к делу полиции.

«Homogenic»

Случай с бомбой и третий альбом

Бьорк и Мишель Гондри на съемках клипа к песне «Jóga»

В том же 1996 году психически неуравновешенный фанат Бьорк Рикардо Лопес выслал на ее лондонский адрес посылку, в которой находилась бомба с серной кислотой, но посылка была перехвачена полицией. Весь процесс изготовления бомбы Лопес заснял на видеокамеру. В конце почти 18-часового видео Лопес побрил голову и застрелился. Позже в своих немногочисленных комментариях по поводу случившегося Бьорк рассказала, что именно это происшествие стало причиной ее отказа от милого «эльфийского» образа, культивировавшегося во время выхода первых двух альбомов. Вышедший в 1997 году альбом «Homogenic» разительно отличался от предыдущих работ певицы в первую очередь своей концептуальностью и однородным звучанием, которое сочетало в себе холодные электронные биты с насыщенными струнными. «Homogenic» стал началом долгого сотрудничества певицы с продюсером Марком Беллом, оказавшим, по словам самой Бьорк, огромное влияние на ее творчество, и дизайнером Александром МакКуином, автором обложки альбома и впоследствии множества экстравагантных нарядов артистки. «All is Full of Love», один из самых известных синглов с пластинки, стал первым DVD-синглом, выпущенным в США. Именно после его выхода другие музыканты стали включать в свои синглы DVD-видео и другие мультимедийный составляющие. «Homogenic» был номинирован на премию «Грэмми», но проиграл альбому «OK Computer» Radiohead. В интервью журналу Spin Том Йорк назвал песню «Unravel» своей самой любимой песней всех времен. «Я постараюсь сделать с Radiohead кавер-версию этой песни», - заявил музыкант. Группа исполнила свою версию «Unravel» в 2007 году в рамках одного из своих вебкастов.

«Больше всего в работе с Ларсом меня расстраивало то, насколько он жесток с женщинами, с которыми работает. Не то чтобы я не могла этого выдержать. Я вполне способна постоять за себя. Дело в том, что мое идеалистическое представление об образе автора, творца было просто разбито вдребезги».

Ларс фон Триер

«Танцующая в темноте» и «лебединое» платье

Бьорк и Ларс фон Триер, Каннский кинофестиваль, 2000 год

В 1999 году Бьорк было предложено написать саундтрек для нового фильма Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Позже режиссер также попросил Бьорк подумать над возможностью сыграть в фильме главную роль, аргументируя это тем, что достоверно передать образ главной героини можно только в том случае, если исполнительница главной роли и композитор будут одним человеком. В конце концов Бьорк согласилась. Со съемочной площадки фильма регулярно поступали новости о жутких стычках между фон Триером и Бьорк, нервных срывах, ультиматумах и несоблюдении рабочего графика. После окончания съемок Бьорк заявила, что процесс работы с фон Триером был настолько физически и эмоционально изматывающим, что она больше никогда не снимется ни в одном фильме. Премьера «Танцующей в темноте» состоялась на 53-м Каннском кинофестивале. Фильм получил «Золотую пальмовую вествь», а Бьорк удостоилась приза за «лучшую женскую роль». «Больше всего в работе с Ларсом меня расстраивало то, насколько он жесток с женщинами, с которыми работает, - написала Бьорк на своем сайте в ответ на вопрос о конфликтах на съемках „Танцующей в темноте“. - Не то чтобы я не могла этого выдержать. Я вполне способна постоять за себя. Дело в том, что мое идеалистическое представление об образе автора, творца было просто разбито вдребезги». Позже, когда страсти улеглись, Бьорк в своих интервью попыталась развенчать миф о том, что якобы фон Триер отвратил ее от кинематографа: «Хотя я во многом не разделяю взглядов Ларса фон Триера, я должна избавить его от греха, который ему усердно приписывается. Это не он отвратил меня от актерской игры! После работы с ним я не хочу сниматься в кино не потому, что он надо мной издевался, а потому, что никогда этого не хотела. Я не актриса, я музыкант».


Саундтрек к «Танцующей в темноте» был выпущен на пластинке под названием «Selmasongs». Одна из центральных песен альбома «I've Seen It All», спетая дуэтом с Томом Йорком, была номинирована на премию «Оскар», на церемонию вручения которого Бьорк заявилась в своем знаменитом «лебедином» платье. Эпатажное платье, до сих пор будоражащее умы критиков моды, попало во всевозможные рейтинги как лучших, так и худших нарядов знаменитостей и было продано на аукционе в 2005 году за девять с половиной тысяч долларов.

«Vespertine»

Четвертый альбом и скандальный видеоклип

Фотосессия для обложки альбома «Vespertine». Фотография Инес ван Ламсверде и Винода Матадина

Свой четвертый альбом «Vespertine» Бьорк описывала как «очень личный, спокойный и мирный». После «драматичного и громкого» «Homogenic» певице захотелось «шепота». «Это была попытка создания музыки, полностью состоящей из вздохов, шепота и звуков музыкальной шкатулки», - рассказывала Бьорк об альбоме. Для записи альбома использовалось множество необычных семплов включая запись перетасовки карт, звук ходьбы по снегу и треск льда. Но и тут не обошлось без скандала: в клипе на песню «Pagan Poetry» Бьорк появилась в провокационном открытом платье от Александра МакКуина. Наряд полностью прикрывал только нижнюю часть тела, а верхняя состояла исключительно из весьма редких жемчужных нитей. В результате MTV практически не демонстрировало это видео до тех пор, пока в 2002 году на MTV2 не появилась передача «Самые скандальные видеоклипы».

«Medulla»

Пятый альбом, источник знаменитого интернет-мема и Олимпийские игры

Фотосессия для обложки альбома «Medulla». Фотография Инес ван Ламсверде и Винода Матадина

Особенностью альбома «Medulla» является то, что практически все звуки на нем созданы исключительно с помощью возможностей человеческого голоса. Только в нескольких песнях можно услышать пару традиционных инструментов и заметить деликатную электронную обработку. В работе над альбомом приняли участие исполнительница эскимосского горлового пения Таня Тагак, бывший участник The Roots хип-хоп-битбоксер Rahzel, японский битбоксер Dokaka, Майк Паттон, Роберт Уайетт и несколько хоров. С альбома было выпущено всего два сингла - «Who Is It» и «Triumph of a Heart». Кадр из видео к последнему впоследствии стал основой для знаменитого интернет-мема «I Should Buy a…» («Я должен купить…»).

Режиссером знаменитого клипа с котом является Спайк Джонз

В августе 2004 года Бьорк исполнила свою песню «Oceania» на церемонии открытия Летних Олимпийских игр в Афинах. В то время, как она пела, ее голубое платье медленно разворачивалось, и к концу выступления ткань подола заполнила практически весь стадион площадью более 900 квадратных метров.

«Volta»

Шестой альбом, Энтони Хегарти и Федор Тютчев

Бьорк и Энтони Хегарти

В одном из своих интервью, посвященных выходу альбома «Volta», Бьорк сказала: «Все, что я хотела от альбома, это сделать что-то веселое». И действительно, в отличие от нескольких предыдущих работ певицы «Volta» в целом получился более танцевальным и жизнерадостным. Также в рамках альбома Бьорк удалось совместить множество разных культур: на пластинке можно услышать и игру на африканской коре, и звучание китайской пипы, и исландский женский коллектив медных духовых инструментов. В работе над альбомом также приняли участие актуальный в то время хип-хоп-продюсер Тимбаленд, всегда актуальный для Бьорк Марк Белл и фронтмен Antony and the Johnsons Энтони Хегарти. С последним Бьорк записала для альбома несколько песен. Примечательно, что текст одной из них, «The Dull Flame of Desire», является переведенным на английский язык стихотворением Федора Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг…», которое можно услышать в фильме «Сталкер» Андрея Тарковского.

«Biophilia»

Альбом-приложение

Фотосессия для обложки альбома «Biophilia». Фотография Инес ван Ламсверде и Винода Матадина

С концепцией своего седьмого альбома Бьорк переплюнула саму себя. Заявленный как первый в истории человечества «альбом-приложение», «Biophilia» представляет собой мультимедийный проект, объединяющий в себе музыку, природу и технологии. Каждая песня альбома снабжена приложением для iPad, с помощью которого слушатель имеет возможность как следует погрузиться в тематику песни. Все песни-приложения объединены одним основным приложением. При записи альбома в качестве музыкального инструмента была использована катушка Теслы. Релиз альбома был сопровожден серией образовательных семинаров по всему миру. «Это музыка, которую надо смотреть, трогать, пробовать наощупь, исследовать тактильно, - написала в рецензии „Афиша Волна“. - Но, возможно, „Biophilia“ смотрелась бы куда более состоятельно, если бы рецензия на нее появилась в рубрике „Выставки“». Стало быть, нет ничего удивительного в том, что работа Бьорк стала первым мобильным приложением в коллекции нью-йоркского Музея современного искусства. В 2012 году ремиксы на песни с «Biophilia» были объединены в сборник «Bastards».

Сириец Омар Сулейман - один из недавних протеже Бьорк, сделавший несколько ремиксов на песни с «Biophilia»
«Полагаю, у меня ушел год на то, чтобы написать песни к этому альбому. Я очень удивлена тем, как последовательно мне удалось все задокументировать. Три песни до разрыва, три песни после…»

Мэттью Барни

Новый альбом и залечивание ран

Бьорк и Мэттью Барни

В 1999 году исландские друзья Бьорк, которые, по ее собственным словам, очень хорошо разбираются в современном искусстве, повели певицу на лондонскую премьеру фильма «Кремастер-2», где она познакомилась с создателем фильма, американским авангардистом Мэттью Барни. Знакомством дело не ограничилось, и в 2002 году у Бьорк и Мэттью родилась дочь Исадора. Спустя три года увидела свет их совместная работа, экспериментальный фильм «Drawing Restraint 9». Барни режиссировал, Бьорк отвечала за музыку к фильму. Оба появляются в кадре. «Когда Мэттью попросил меня написать музыку к его фильму, меня это нисколько не удивило, - рассказывала Бьорк позже. - Мне было интересно посмотреть, как он работает. И я помогала ему, как помогают другу. Мне было непросто: нужно было сочинить два часа музыки всего за полгода. А у меня на каждый альбом продолжительностью в 40 минут уходило по два года жизни! Иногда Мэттью говорил мне что-то абстрактное, например, „агрессивные корабли“, и я писала песню на эту тему. Мы вместе не один год, и мне достаточно этих его слов, чтобы понять, чего он хочет».

Бьорк и Арка на репетиции концертов, посвященных выходу «Vulnicura»

В 2013 году пара рассталась. Новый альбом Бьорк «Vulnicura», доступный для покупки в iTunes с 20 января и выходящий на физических носителях в марте, целиком посвящен этому невеселому событию в жизни певицы. «Полагаю, у меня ушел год на то, чтобы написать песни к этому альбому. Я очень удивлена тем, как последовательно мне удалось все задокументировать. Три песни до разрыва, три песни после… Сначала я переживала, что альбом получился слишком личным и эгоистичным, но потом почувствовала, что эти песни могут помочь кому-то. Могут стать костылями для других. И покажут, насколько биологичен этот процесс. Рана и залечивание раны. В психологическом отношении и физическом. У этого процесса есть начало и конец. Выход есть», - написала Бьорк на своей странице в Facebook. В записи альбома Бьорк опять помогали молодые и прогрессивные - венесуэльский экспериментатор Арка и мастер хоррор-эмбиента The Haxan Cloak. Так что, как говорится, не дождетесь, мистер Афекс Твин!


Роман Дранников
04.02.2015