«Бегущий по лезвию 2049»: красота на костылях

Посмотрели «Бегущий по лезвию 2049», пожалуй, главную кинопремьеру этой осени. Делимся впечатлениями.


В новые времена иссякает в господствующем сознании творческое дерзновение. Думают о чем-то, пишут о чем-то, но были времена, когда думали и писали что-то, когда было то, о чем теперь вспоминают…

Н. А. Бердяев. «Философия свободы»


2017-й запомнится как год выхода сиквелов к фильмам, совершившим в свое время революцию в жанрах и ставшим культовыми. Сначала вышел «Т2 Трейнспоттинг», потом - «Твин Пикс: возвращение», теперь настала очередь «Бегущего по лезвию 2049», экранизированного сновидения канадца Дени Вильнева по мотивам нуарной сказки Ридли Скотта, знакомство с которой случилось у будущего режиссера
в 14-летнем возрасте.

Когда режиссеру «Прибытия» предложили замахнуться на культовый киберпанк, он некоторое время сомневался, и его можно понять. Главный вопрос - зачем? Творение Скотта можно пересматривать бесконечно и все время находить в нем новые смыслы. Но это взгляд с позиций синефильского ригоризма, проповедующего, что все лучшее было снято до 80-х, или даже до 70-х. А с точки зрения самого художника, это вызов, и в первую очередь - самому себе.

Вильнев выбрал беспроигрышный вариант. Правда, не в финансовом смысле. Он сделал авторское кино с огромным бюджетом, которое даже если и провалится в прокате, то войдет в историю, как сиквел, превзошедший оригинал по количеству долгих планов и практически полному отсутствию экшна. Новый «Бегущий» еще медленнее, чем оригинал, и в нем еще больше обращений к мировой культуре (в частности, русской). Чего в нем нет, так это концептуальной цельности, в которой не откажешь оригиналу.


Со времен событий первого фильма прошло тридцать лет. Экологический кризис достиг апогея: от дикой природы не осталось и следа, хлеб насущный теперь исключительно ГМО, а производит его компания Wallace. Они же выпускают и новое поколение репликантов. В новых моделях нет той тяги к свободе, которая была присуща более старым моделям компании Tyrell, подлежащим уничтожению. Новые репликанты не бунтуют против своего удела, они встроены в систему и даже допускаются до ответственных должностей, они вообще умнее (а одновременно и конформнее) людей.


Вот и К. (Райан Гослинг) служит в полиции и потихоньку добивает остатки старых моделей (с чего, собственно, и начинается фильм). В доме убитого им репликанта тайрелловского образца он обнаруживает ящик с информацией, которая кардинально меняет его картину мира. Ему приходится крепко подумать, чтобы разобраться во всем. А когда попытки оказываются тщетными, он отправляется на поиски Декарда (Харрисон Форд), чтобы тот ему помог.


Фильм может вызвать недовольство как у требовательных интеллектуалов из-за эклектичности и концептуальной аморфности, так и у массового зрителя, ищущего развлечения. Возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что работа Дени Вильнева - это все-таки не дерзновение, не что-то, это мысли о чем-то, изобретенном до него. О чем-то, что он сам пока не до конца понял. Поэтому пытается прочувствовать, активизируя до предела правое полушарие мозга. Слоганом «Бегущего по лезвию 2049» следовало бы поставить «Чувствую, следовательно существую».


Почему-то на ум приходят костыли из картин Сальвадора Дали, о которых великий провокатор в кратком словаре сюрреализма писал, что они являются символом поддержки, без которой мягкие структуры не смогут держать форму и вертикальное положение. Костылями вильневского opus magnum (несмотря ни на что), является синефильский багаж, которым, похоже, и Ридли Скотт в свое время не обладал, а также более подробный анализ литературного первоисточника. А еще в картине Вильнева масса разнообразных деталей, на которые при первом просмотре можно и не обратить внимания. Например, многочисленные отсылки к русской культуре: на рингтоне у К. стоит «Петя и волк» Прокофьева, его голографическая девушка читает антироман В. Набокова «Бледный огонь», сам по себе нашпигованный аллюзиями. Нельзя также не заметить гомеопатических доз советского мифа - от кириллической надписи «Целина» на ангаре до неоновой рекламы «Soviet Happy». Но самый убедительный костыль в работе Вильнева - это визуальная часть, вот она с лихвой оправдывает поход в кинотеатр.


Современные технологии позволили стилизации превзойти оригинал по глубине погружения зрителя в атмосферу киберпанковского неонуара. Аскетичные монументальные здания, заснеженные пространства, излучающие нечеловеческую красоту, старый добрый art déco. Отдельное спасибо надо сказать Роджеру Дикинсу постоянному оператору Вильнева, который также плотно сотрудничает с братьями Коэн и может быть вам известен по работе в «Побеге из Шоушенка» или «Таинственном лесе». Музыка в новом «Бегущем» не звучит таким откровением, как это было в случае с Вангелисом, работавшим над саундтреком к оригиналу. Тем не менее совместные усилия Уолфиша и Циммера оправдались: звуковое сопровождение способствует медитации, которой фильм, в некотором роде, и является.


Перед премьерой «Бегущего по лезвию 2049» в сети появилась фотография со съемок, на которой изображен Райан Гослинг, только что случайно получивший от Харрисона Форда по лицу. «Я сделал 80 ударов, и 79 из них не попали», - отшучивался Форд на многочисленных ТВ-шоу. Говорят, когда на площадку принесли лед, чтобы приложить его к лицу Гослинга, Форд оттолкнул напарника и прижал кулак ко льду.

Ана де Армас («Овердрайв»), актриса кубинского происхождения, сыгравшая очаровательную киберподругу К., не стушевалась и вполне достойно выглядит на фоне заслуженных коллег. Робин Райт («Карточный домик») хорошо смотрится в роли начальницы главного героя. Приятным сюрпризом оказалось эпизодическое появление Томаса Лемаркуса («Ной - белая ворона»), звезды исландского кино. Главный минус фильма - отсутствие ярко выраженного харизматичного антагониста, каким был Рутгер Хауэр в фильме Скотта.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/taQW31SVPCk?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
10.10.2017