«Блокбастер» Романа Волобуева: веселая версия «Тельмы и Луизы»

Делимся впечатлениями от просмотра криминальной комедии «Блокбастер», которая, несмотря на отказ режиссера Романа Волобуева поставить свое имя в титрах, получила специальный приз жюри на фестивале «Кинотавр».


Этим летом Роман Волобуев как режиссер получил бОльшую известность за счет решения исключить свое имя из титров своего нового фильма «Блокбастер», открывавшего в июне фестиваль «Кинотавр». Кинокритик, выросший в режиссера, остался недоволен финальным продюсерским монтажом, при этом, не рассказывая о деталях конфликта, он обернул это в шутку: режиссером в титрах назвал Наташу Тюльпанову - по имени главной героини. Так же и умные мысли Волобуева обернуты в простенькую, на первый взгляд, малобюджетную криминальную комедию. Да еще и о женщинах!


Феминистический заряд, красотки в главных ролях, парни героинь - козлы и предатели - получился женский бадди-муви, или русская версия «Тельмы и Луизы». Непонятно как ставшие подругами и единственной поддержкой друг для друга Лиза и Наташа - диаметральные противоположности. Как физически - одна блондинка (Светлана Устинова), другая брюнетка (Анна Чиповская), так и морально - умная и дура, жертва системы и бунтарка, успешная и неудачница, москвичка и провинциалка. Только ведь во время налаживания дружбы и перекидывания остроумными шутками в машине становится ясно: никакие они не разные, а самые что ни на есть одинаковые женщины, ищущие любви, жизненного предназначения, настоящей дружбы. И неважно, что одна живет разумом, а другая - фантазиями и воображением. Они садятся в машину и едут навстречу приключениям (настоящий роуд-муви), а по дороге можно и опустить на колени изменяющего любовника, «вломив боковушку справа», и выпить в баре со следователем, и воткнуть штопор в задницу главного бандита Электроуглей.


Но это, конечно, лишь общий и самый яркий мотив. Кроме него, Волобуев ставит вопрос об отношениях москвичей и замкадья. О том, кем становятся провинциалы (героиня Устиновой выбилась за счет бывшего мужа на телевидение), кем они хотят быть (героиня Чиповской мечтает стать столичной моделью), кто есть эти коренные москвичи (герой Михаила Ефремова - одинокий циник и алкоголик) и насколько никчемными кажутся провинциалы столичной элите (вспомним радиоэфир, где все время путали название города Электроугли). Тему, которая, похоже, будет актуальна для России всегда, режиссер постарался раскрыть с помощью интеллектуальной комедии.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/nEukS9YyIYI?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Причем Волобуев с продюсером картины Ильей Стюартом изначально решили, что это будет веселый фильм - и для зрителя думающего, понимающего, что с ним играют в блокбастер с аллюзиями на известные боевики типа «Адреналина» и «Терминатора», и для зрителя с обывательским взглядом, пришедшего посмотреть на криминальные разборки и несчастную любовь. А чтобы подчеркнуть и для тех, и для других общую концепцию криминальной трагикомедии, режиссер вводит колоритных персонажей, включает остроумные зарисовки и привлекает лучших звезд российского кино. Хладнокровный убийца в очках и с идеальным планом (Сергей Епишев), блатные бандиты во главе со своим доном (Александр Ильин), провинциалка со смешным акцентом - весь этот набор стереотипов забавно укладывается в сценки и зарисовки, подчеркивающие гротескный дух комедии, который атмосферно дополняет саундтрек от Даши Чаруши. Добавляет иронии в фильм и его почти документальная фабула: история о девушке, ограбившей пункт микрокредитования в Электроуглях, чтобы накупить косметики, платьев и поехать покорять столицу, действительно произошла несколько лет назад. Волобуев почерпнул ее из криминальной хроники. И если дебютный фильм Волобуева «Холодный фронт» получился определенно фестивальным, то с «Блокбастером» вышло по-другому.



Ольга Козлова
04.08.2017