Открытие новой арт-галереи в Камерном театре.
Выставка Юрия Кононенко

19 декабря выставкой работ Юрия Кононенко открылась вторая арт-галерея в новом здании Воронежского Камерного театра.


19 декабря на цокольном этаже нового Камерного театра прошла презентации арт-галереи. Это уже второе выставочное пространство в стенах этого здания. Ранее здесь состоялось открытие Галереи Гальперина. В отличие от последней, которая является постоянной, на новой культурной площадке будут размещаться сменные выставки.

Первым собранием работ, представленным в новой галерее, стали картины известного русского художника, сценографа и графика Юрия Ильича Кононенко. На протяжении последней трети ХХ века он оставался одним из самых ярких художников России. Помимо живописи Юрий Ильич посвящал себя театральному искусству. Он работал на таких крупных площадках, как Государственный академический театр им. Моссовета, Театр на Таганке, Театр на Красной Пресне и др. Постановки спектаклей Театра на Красной Пресне были показаны в Европе и за ее пределами: в Великобритании, Италии, Канаде и т. д.

Как художник Юрий Кононенко также известен во многих странах. Его картины хранятся в музеях и частных коллекциях США, Японии, Дании, Австралии и многих других стран.


На презентации выставки присутствовали Михаил Бычков - основатель Воронежского Камерного театра, вдова художника Татьяна Кононенко и руководитель литературно-драматургической части Камерного театра Герман Греков.

Михаил Бычков, поздравил всех присутствующих с открытием арт-галереи и представил зрителям выставку «Юрий Кононенко. Живопись».

- Камерный театр продолжает открывать новые культурные пространства и расширяет формы общения со воронежской публикой. В скором времени здесь будут представлены площадки для многих культурных мероприятий Воронежа. Помимо спектаклей на малой сцене театра уже прошла серия театральных читок в рамках проекта «Автор. Сцена. Текст». На подходе также открытие театрального клуба, а сегодня мы презентуем второе по счету выставочное пространство театра. Первое - Галерея Гальперина - постоянная экспозиция, расположенная в фойе малой сцены на втором этаже. Юрий Гальперин имел много точек пересечения с творческой судьбой Камерного театра, поэтому его работы на наших стенах останутся надолго. В отличие от первой выставки в новом пространстве на цокольном этаже будут размещаться работы разных талантливых художников. Каждая выставка будет по-своему уникальна, и, возможно, впоследствии они выстроятся в какую-то линию, создадут некую художественную политику Камерного театра. Конечно, самое трудное - это начать, но мы продолжаем работать над нашими проектами и надеемся, что они будут интересны для вас. По стечению обстоятельств сложилось так, что выставка, которую мы больше всего ждали, состоялась как раз на презентации нового выставочного зала. В наших планах было несколько желаемых стартовых проектов, но мы открываемся именно работами Юрия Кононенко, и в этом есть большая логика. Я никогда не был лично знаком с художником, не так часто посещал театр, в котором прошла основная часть творческой жизни Юрия. В театральном мире есть личности действительно легендарные, и, несомненно, этот художник принадлежит к таким масштабным фигурам: о нем знают, помнят и говорят с огромным уважением. Однако в художественных работах, находящихся в этом зале, его театральная деятельность не отражена: здесь представлена только живопись.


Возможность организовать сегодняшнюю выставку возникла благодаря вдове Юрия, Татьяне Кононенко, которая согласилась на время предоставить это собрание работ. Татьяна поделилась с публикой собственными впечатлениями о Камерном театре и о Воронеже в целом, а также рассказала о собственном восприятии работ художника.

- Выставка в новом здании Камерного театра была подготовлена достаточно быстро. В ее организации нам помогала Тамара Цыганова - координатор выставочной программы Платоновского фестиваля. Я хотела, чтобы выставка Юрия Кононенко прошла именно в Воронеже, потому что сама была здесь не раз, а также потому, что Юрины брат и сестра жили в этом городе. В советское время у меня создавалось впечатление о Воронеже, как о провинциальном городе, где ожидать чего-то живого и авангардного было сложно. Тем более, в те времена мы не могли и представить, что Юрину выставку можно было организовать здесь. А сейчас, общаясь с Тамарой и Михаилом Владимировичем, я вижу, что они действительно любят свое дело, искренне болеют за него и стараются сделать культурную жизнь воронежцев богаче и разнообразнее. К слову, я уже успела посетить музей имени Крамского, и хотелось бы отметить, что там также представлены интересные экспозиции, проходит достойная выставка скульптуры - очень нетипичные для советского Воронежа. Мне приятно, что сегодня этот город предстал передо мной таким живым, полным надежды на будущее и сильно выросшим в культурном отношении. Хотелось бы от себя поздравить Михаила Владимировича с развитием его театра. Также я очень рада, что первой фигурой, которая открывает эту галерею, является Юра. Что касается творческой натуры художника, она очень непроста для восприятия. Но его работы втягивают в себя, завораживают. В картинах, представленных на сегодняшней выставке, очень много контекста, смыслов, символов. Когда я сама впервые увидела Юрины работы, они буквально поглотили меня, и это не только мое впечатление. Действительно, эти картины завораживают, но вместе с тем они требуют более детального рассматривания. Сегодня нашим зрителям предстоит непростая, но очень увлекательная работа. И самое главное - каждый из вас может открыть для себя этого художника с той стороны, которая ближе вам.


Пока выставка Юрия Кононенко будет открыта только для зрителей спектаклей Камерного театра. Их, надо отметить, с каждой неделей становится все больше и больше. Таким образом, сотни и даже тысячи людей смогут посетить эту выставку до 23 января. Михаил Бычков отметил, что в ближайшем будущем в новом здании Камерного театра откроется театральное кафе, и тогда выставку смогут посетить все желающие.


Руководитель литературно-драматургической части Камерного театра Герман Греков пообщался с корреспондентом «Афиши+» и рассказал, какой внутренний посыл он видит в картинах Юрия Кононенко.

- За какой период написаны эти картины?

- Очень многие картины сошли с холста художника в начале 1990-х годов. Но на выставке также представлены и более ранние его работы. У него есть несколько серий: «Лики», «Дорога». На этой выставке представлены работы из разных серий.

- В некоторых работах таится какая-то мрачность, даже трагичность. Как вы думаете, с чем это связано?

- Если посмотреть на фото самого художника, а затем на его рисунки, можно заметить, что на всех изображенных им лицах - и женских, и мужских - его глаза. Это связано с детством Юрия. Дело в том, что он рос и учился в Сибири, и оттуда у него сохранилось одно детское воспоминание. Юрий часто ездил со взрослыми на охоту по Сибирской реке и любил наблюдать за лицами своих спутников. Они были очень спокойны и сосредоточены, так как нужно было постоянно следить за лодкой, чтобы она не перевернулась. Глядя на них, художник замечал, как лица взрослых превращаются в лики. Здесь очень много картин из серии «Лики». А чем лицо отличается от лика? Лик - это то, что уже лишено личного. Поэтому в ликах святых свет проникает через лицо, и все святые на иконах изображаются с очень сосредоточенными, будто растворенными, лицами. Я бы охарактеризовал все эти картины, как что-то очень доброе, но не в плане житейской доброты, позитива, а в плане жизни, трепета. Жизни как сновидения, которое растает. Жизни как момента, очень хрупкого переживания. Для Юрия Кононенко вообще было очень важно понятие жизни. Он сам говорил, что всегда тер холсты до тех пор, пока они не оживали. Лично меня поражает умение художника работать с цветом.


- К какому стилю можно отнести работы Юрия Кононенко?

- Здесь нельзя однозначно говорить о каком-то определенном стиле. Если рассматривать этот вопрос с искусствоведческой точки зрения, все, что имеет ощущение сна, это сюрреализм. Ведь здесь присутствуют объекты реальности, помещенные в нереальное пространство. Характер сновидений чаще всего психоделический, и эта особенность также отражена в картинах. Однако в своем творчестве Кононенко все-таки уходит от чистого сюрреализма. Ведь в этом стиле заложена агрессия, а в его картинах она отсутствует. Более того, в сновидческой иллюзорности запечатлены тонкие душевные переживания. Можно сказать, что Юрий Кононенко писал на грани стилей. Вообще художник увлекался китайской поэзией - это своеобразный мостик к внешнему миру, понимание себя через слияние с реальностью. На многих картинах изображена водная стихия, и как раз тема воды и передает эту мысль. Еще интересно то, что техника картин близка к наскальной живописи. У каждого холста есть своя фактура, то есть каждый холст загрунтован под картину еще до того, как были наложены краски. Получается, грунт становится частью картины, элементом выражения замысла художника.


- Можно ли к творчеству Юрия Кононенко применить фразу «Жизнь есть сон»?

- Да. Правильнее даже было бы сказать «Жизнь есть сновидение», потому что сон статичен, а сновидение - это процесс, когда ты видишь перед собой другую реальность, переживаешь живые эмоции. Сновидения - это моменты, которые могут улететь, забыться, но они оставляют привкус, ощущение, что секунду назад это было, а сейчас исчезло. В сновидениях чувствуется зыбкость жизни.

Людмила Волкова
Фотографии Евгении Небольсиной
22.12.2014