Moscow Art Trio: «Не развлекать, а исцелять»

14 февраля в зале Воронежской филармонии прошел концерт знаменитого Moscow Art Trio, в прошлом году отметившего 25-летие.


14 февраля в Воронежской филармонии состоялся концерт легендарного Moscow Art Trio, состоящего из Михаила Альперина (фортепиано, клавиола, вокал), Аркадия Шилклопера (валторна, флюгельгорн, альпийский рог, вокал) и Сергея Старостина (вокал, кларнет, фольклорные духовые). Продюсер фестиваля «Джазовая провинция» и основатель проекта «Джазовые сезоны» Александр Лукинов, представляя музыкантов перед их выступлением, признался, что три года назад очень хотел, чтобы первый концерт в истории «Джазовых сезонов» сыграло именно Moscow Art Trio: это был бы прекрасный старт и ориентир на долгие годы. Однако сегодня повода огорчаться нет: коллектив, очень востребованный за рубежом, в этом году нашел возможность посетить и Воронеж. Концерту предшествовала пресс-конференция, состоявшаяся в фойе филармонии. В беседе с журналистами приняли участие все три музыканта Moscow Art Trio, а также примкнувший к ним Александр Лукинов.

Сергей Старостин и Михаил Альперин

Чаще всего трио использует сочетание фортепиано с валторной и фольклорным вокалом, и, наверное, надо было обладать большой творческой смелостью, чтобы в свое время сделать ставку именно на такую смесь - казалось бы, адскую, эклектичную, даже нелепую. Однако Moscow Art Trio составляют по-настоящему крупные музыканты и личности, и, убедив музыкальный мир в том, что их коллектив имеет право на жизнь, они на этом не остановились. «Каждый музыкант обязан осознать, что вместо того, чтобы развлекать публику, нужно ее исцелять. Музыка - это не развлечение, это духовная практика», - утверждает Михаил Альперин. По его словам, именно это осознание позволяет коллективу существовать вот уже 16 лет после воссоединения (в середине 90-х трио на несколько лет прекращало свою деятельность).

Аркадий Шилклопер и альпийский рог

Первое отделение концерта подтвердило слова Альперина. Почти полуторачасовая сюита «Воображаемый фольклор» была создана явно не для того, чтобы развлекать. С другой стороны, чтобы получать исцеление, зрителю необходимо иметь некую «принимающую антенну», определенный слуховой опыт, нечто, позволяющее усваивать этот целительный посыл - иначе музыка покажется слишком сложной и не найдет понимания. В первом отделении основная часть воронежской публики, похоже, трудилась вовсю: фойе в антракте не было заполнено сияющими лицами, люди скорее выходили из зала отдохнуть, снять напряжение.


После второго отделения картина, конечно, была уже совсем другой: три бисовых номера стали для зрителей глотком свежего воздуха или долгожданной конфетой, будто припасенной заботливым родителем для добросовестного ребенка. Да и сюита «Избранное», ставшая второй частью концертной программы, была покороче первой и закончилась феерически остроумным номером «Разговоры», в финале которого навыки фольклорного пения демонстрировали все трое участников ансамбля. Пели втроем и на бис - сидя на стульях и стуча себя ладонями по груди (чем не перкуссия!). А как звучал свист Альперина в унисон с фортепиано в высоком регистре! Казалось, что фантазии музыкантов нет предела. Немудрено, что их очень долго не хотели отпускать со сцены.


А что же ждет этот жанр в будущем? Последователей у Moscow Art Trio, как они сами признаются, нет. Но ведь могут появиться! И пусть в данном случае фольклор - «воображаемый», то есть не совсем настоящий, сочиненный, он ведь вырос на абсолютно настоящей народной почве. Насколько сегодня щедры источники народного творчества? Не случится ли в ближайшем будущем так, что измученная российская глубинка утратит связь с корнями и прекратит снабжать фольклористов ценнейшим музыкальным материалом? Сергей Старостин по этому поводу опасений не испытывает:

- Пока жив народ, живет его культура. Я не стал бы предрекать смерти фольклорной культуре вообще. И уж Воронежская область точно не может в этом смысле жаловаться, она всегда была заповедником традиционной культуры, традиционной песни, здесь есть уникальные песенные типы. Это доказывает еще и то, что Воронеж обладает одной из сильнейших фольклорных школ, которую пестует Галина Яковлевна Сысоева.


Заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежского института искусств, чье имя назвал Старостин, конечно, тоже была на этом концерте. И по его окончании одной из первых пошла на сцену с тремя внушительными букетами цветов…

Кирилл Радин
Фото Евгении Небольсиной
16.02.2016