«Дон Жуан» в постановке Михаила Бычкова: Театр оперы и балета открыл новый сезон

Премьера «Дон Жуана»: Кирилл Афонин (Дон Жуан), Анастасия Черноволос (Донна Анна) и Петр Сизов (Дон Оттавио)

Воронежский Театр оперы и балета открыл свой 56-й сезон долгожданной премьерой оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Эта постановка во многом особенная: во-первых, ее осуществил не оперный, а драматический режиссер - Михаил Бычков. Во-вторых, при подготовке вокальных партий с певцами занимался педагог по итальянскому языку, на котором написано либретто. В-третьих, создатели спектакля очень серьезно подошли к его оформлению: декорации большей частью были изготовлены в московских театральных мастерских, оружие - не бутафорское, а сделанное настоящими мастерами-оружейниками, во время исполнения увертюры и в финале на закрытый занавес проецировался видеоряд. В-четвертых, перевод итальянского текста транслировался в виде субтитров над авансценой. Однако самое главное - это ощущение, что оперный театр, наконец, встрепенулся, повернулся, как рыба-кит в сказке о Коньке-Горбунке и дал хвостом по водной глади, заявив тем самым, что планирует жить и куда-то двигаться, а не спать (те бурления, что происходили в театральном организме зимой - в любом случае не в счет).

Пресс-конференция: Елена Главко, Александр Арнаутов, Андрей Огиевский, Юрий Анисичкин и Александр Литягин. Фотография Евгении Небольсиной

На пресс-конференции, состоявшейся накануне премьеры, главный дирижер театра Юрий Анисичкин так и сказал: «Я считаю, что оперный театр выходит из пике и набирает высоту». Об этом свидетельствует хотя бы само наличие пресс-конференции, на которой четверо руководителей театра делились планами на предстоящий сезон. Так, директор театра Александр Арнаутов рассказал о том, что помимо «Дон Жуана» профинансирован еще один крупный спектакль, что завершились технические работы по обследованию здания на предмет реконструкции, необходимость которой уже давно назрела.

Художественный руководитель театра Андрей Огиевский уделил много внимания предстоявшей премьере. Он выразил надежду, что «Дон Жуан» станет катализатором развития театра, задав планку для всех следующих постановок. «Моцарт - великий учитель. Он невероятно современен и полезен - и вокалистам, и артистам оркестра. Один из наших ведущих солистов Игорь Горностаев признался, что выучив партию Лепорелло, будто окончил еще один вуз. В этих словах - вся квинтэссенция пользы Моцарта для любого музыканта. И это помимо того, что его музыка прекрасна». К слову, Лепорелло в исполнении Горностаева называли одной из главных удач спектакля едва ли не все, с кем удалось пообщаться вашему покорному слуге после премьеры.

Игорь Горностаев (Лепорелло) и Светлана Дюдина (Донна Эльвира)

Главный балетмейстер Александр Литягин рассказал, что полным ходом идет работа над балетом «Руслан и Людмила» на музыку Михаила Глинки. Балетную труппу к этой премьере готовил знаменитый хореограф, народный артист России Андрей Петров. Готовится совместный проект театра и Воронежского хореографического училища - памяти выдающегося педагога и балетмейстера Набили Валитовой, со дня гибели которой в этом году исполнится 10 лет. Также планируется очередной фестиваль «Воронежские звезды мирового балета», на который будут приглашены знаменитые выпускники нашего хореографического училища.

Кирилл Афонин (Дон Жуан) и Дарья Филиппова (Церлина)

Кирилл Афонин (Дон Жуан) и Светлана Дюдина (Донна Эльвира)

Как поведал Юрий Анисичкин, в ближайшее время должна начаться работа над постановкой оперы Глеба Седельникова «Родина электричества» по произведениям Андрея Платонова, и если эти планы воплотятся в жизнь, то появиться в программе Платоновфеста этой опере, что называется, сам Бог велел. Также театр намерен обратить свое внимание на жанр оперетты, в связи с чем звучали названия «Баядера», «Свадьба в Малиновке», «Здрасьте, я Ваша тетя!». Руководители театра не против вернуться к практике советских времен, когда театр ездил по области со своими спектаклями - тем более, что достойных площадок в районных центрах с некоторых пор имеется в достатке.

Кирилл Афонин (Дон Жуан) и Владислав Попов (Командор)

Словом, Театр оперы и балета поворачивается лицом к народу. Это выражается не только в общении с прессой, не только в технических новшествах, но и в качестве продукта. Театральный оркестр, которому академические музыканты привыкли отводить «почетное» третье место в списке из трех профессиональных симфонических коллективов Воронежа, вдруг продемонстрировал совершенно очевидный порох в пороховницах, явив вполне достойный уровень. Хороши были и солисты - и Игорь Горностаев (Лепорелло), и Кирилл Афонин (Дон Жуан), и москвичи Петр Сизов и Владислав Попов (Оттавио и Командор соответственно), и все остальные - причем какого-то отличия по уровню москвичей от воронежцев автор этих строк не заметил. Что, возможно, подтверждает сказанное Андреем Огиевским: в процессе работы над «Дон Жуаном» наши артисты выросли и как вокалисты, и как актеры. Последнее, конечно, нужно ставить в заслугу Михаилу Бычкову, благодаря которому опера стала настоящим драматическим действом. Не затевая революций и не проводя никаких экспериментов, он смог наполнить постановку жизнью. Например, совершенно очаровательно смотрелась сцена примирения Мазетто (Алексей Тюхин) и Церлины (Дарья Филиппова), в которой даже присутствовала некая доля юмора.

Алексей Тюхин (Мазетто) и Дарья Филиппова (Церлина)

«Волею судеб в нашем театре уже довольно давно нет постоянного режиссера, - говорит Андрей Огиевский. - На момент моего прихода во многих спектаклях артисты, в общем, были предоставлены сами себе. К сожалению. На примере „Дон Жуана“ можно увидеть, насколько актеры изголодались по работе с настоящим режиссером». Хочется пожелать театральной труппе продолжать удовлетворять этот голод, но никогда не удовлетворить его до конца. Надеяться на это есть все основания, ведь, как известно, аппетит приходит во время еды.



Кирилл Радин
Фотографии Александра Самородова
19.09.2016