20 лет альбому
Эллиотта Смита «Either/Or»

25 февраля исполняется 20 лет со дня выхода знаменитого альбома Эллиотта Смита «Either/Or», знаковой пластинки 1990-х, которая впоследствии оказала огромное влияние на инди-музыку 2000-х и стала лучшей, по мнению многих, в карьере музыканта, трагически погибшего в 2003 году.


Свои первые серьезные музыкальные шаги, исключая совсем ранние юношеские опыты, Эллиотт Смит делал в коллективе Heatmiser, игравшем шумный панк-рок. Слушая их сегодня, очень сложно представить, что автор «Either/Or» и кричащий вокалист громкой рок-группы - один и тот же человек.

Участники группы Heatmiser, 1993 год (Эллиотт Смит - в центре).

Параллельно с деятельностью в группе Эллиотт начал записываться сольно на простой четырехканальный магнитофон. Из этих записей родился его дебютный альбом «Roman Candle», вышедший в 1994 году. А вскоре с Heatmiser было покончено: стало понятно, что талант Эллиотта - совершенно другого толка. Через год он выпустил второй альбом «Elliott Smith», на котором, по словам самого музыканта, ему пришлось искать заново свой голос.

Эллиотт со своей девушкой Джей Джей Гонсон, менеджером группы Heatmiser, середина 1990-х.

На первых двух альбомах есть песни, которые стали классическими хитами Эллиотта Смита. Например, «Needle in the Hay» со второго альбома была использована в фильме Уэса Андерсона «Семейка Тененбаумов». «Roman Candle» и «Elliott Smith» были тепло встречены инди-сообществом, но поворотным моментом в карьере Смита стал именно «Either/Or», увидевший свет в 1997 году.

Эллиотт Смит за кулисами знаменитого сиэтлского клуба RKCNDY, 1996 год.

Название альбому дал труд датского философа Сёрена Кьеркегора, чье мировоззрение было близко Эллиотту, имевшему степень бакалавра по философии. Работа над «Either/Or» шла в студии «Jackpot!», которую он лично оборудовал вместе со звукоинженером Ларри Крейном. Смит лично красил в ней стены, а взамен получил полную свободу действий и безграничное студийное время. Записывая «Either/Or», Эллиотт самостоятельно сыграл на всех инструментах, включая барабаны и фортепиано.

Джефф Бакли и Эллиотт Смит на совместном концерте групп Sebadoh и Those Bastard Souls, сентябрь 1996

Эллиотт с барабанщиком Wilco Гленном Котчем и девушкой, которой, по слухам, посвящена песня «Amity» с альбома «XO», 1997 год.

Смит имел удивительный индивидуальный авторский почерк, который сложно спутать с чьим-то еще. Его голос в открывающей «Speed Trials», высокий, переходящий почти на шепот, особая манера игры на гитаре в одной из самых мрачных вещей на альбоме «No Name No.5» сразу обращают на себя внимание и завораживают. Текст «Between The Bars» увлекает своими образами, которые можно истолковать как угодно - взаимоотношения между влюбленными, зависимость от алкоголя, тюремное заключение, и это далеко не полный перечень предлагаемых версий. Выделяется и «Angeles», весьма язвительное посвящение Лос-Анджелесу и музыкальной индустрии. Завершается альбом «Say Yes», посвященной подруге Смита Джоанне Больме.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/p4cJv6s_Yjw" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

По-настоящему широкую известность Эллиотт Смит получил в том же 1997 году, после того, как знаменитый инди-режиссер Гас Ван Сент («Мой собственный штат Айдахо»), большой фанат его творчества, попросил разрешения использовать песни с «Either/Or» в фильме «Умница Уилл Хантинг». Эллиот не только разрешил, но и специально для фильма записал новую песню «Miss Misery», за которую совершенно неожиданно был номинирован на премию «Оскар».

Эллиот Смит со своей девушкой Джоанной Больме перед выступлением на «Оскаре».

Награду он не получил: 1997-й, как вы все, наверное, помните, был годом больших айсбергов и смазливых мальчиков, тонущих в ледяной воде. Тем не менее выступление на одной сцене с Селин Дион во-первых не могло не сказаться на продажах «Either/Or», а во-вторых принесло Эллиотту контракт аж с самой Dream Works, для которой он записал два альбома. До выхода своего шестого альбома «From a Basement on the Hill» Эллиотт уже не дожил. 21 октября 2003 года в возрасте 34 лет музыкант погиб от двух ножевых ранений в грудь. Следствию не удалось точно установить, были ли ранения нанесены самим музыкантом или же ему кто-то «помог».

Майкл Стайп, Кортни Лав и Эллиотт Смит, 1998 год. Фотография известного клипмейкера Ланса Бэнгса.

«Either/Or» - вершина карьеры Эллиотта Смита, чье творчество стало важной вехой в истории музыки 1990-х годов, а кончина вызвала горькое сожаление в сердцах миллионов поклонников его таланта.



Сергей Науменко
Роман Дранников
21.02.2017