Драгоценный сплав, или Этно-фьюжн-феерия

Этно-фьюжн-проект «Груня» на сцене филармонии
12 декабря в филармонии в рамках проекта «Воронежские Джазовые сезоны» состоялся чудо-концерт. Создатели этого чуда — коллектив «Груня», играющий музыку в стиле этно-фьюжн, где «этно» указывает на фольклорную основу, а «фьюжн» (что переводится как «сплав») — на наличие неких стилевых примесей. Фольклор — в основном русский, хотя встречаются и болгарские мелодии, и украинские, и белорусские. Как и все собиратели народного творчества, музыканты бывают в экспедициях, откуда привозят настоящие, живые старые народные напевы. Далее привезенные драгоценности получают огранку и начинают звучать по-новому: где-то в музыкальную ткань вплетается джаз, где-то рок, где-то нечто свое, неповторимое. Чего в итоге оказывается больше — фольклора или примесей — сказать трудно, однако сплав получается просто удивительный. Например, произведение под названием «Русская фантазия» играется на двух инструментах — на гитаре и кахоне.

Кахон — испанский народный ударный инструмент, произошедший от рыболовного ящика. Собственно, как ящик он и выглядит, и именно на нем сидит перкуссионист Андрей Атабеков, виртуозно выстукивающий ладонями заковыристые ритмы. Ударит в центр грани — звук получается глухой, напоминающий «бочку» из ударной установки, стукнет поближе к краю — звучит более звонко, вроде малого барабана.
Елена Кись, Виталий Кись и Елена Назарова
Гитарист-виртуоз Виталий Кись и его жена певица Елена Кись — основатели проекта «Груня». Причем Груня — это еще и сценическое имя Елены. Есть псевдоним и у второй вокалистки коллектива Елены Назаровой. Ее в конце концерта Елена Кись представила как Дуню. Две Елены познакомились, когда работали бэк-вокалистками у Александра Малинина. Назарова — бывшая участница вокального коллектива «Акапелла Экспресс», также пела в мюзиклах. Она репетировала партию в мюзикле «Чикаго», когда вместе с Еленой Кись отправилась в фольклорную экспедицию. После этого участвовать в «Чикаго» Елена посчитала для себя невозможным: «Как я после всего этого, после общения со всеми этими бабушками пойду на сцену в чулках?!»

От композиции «Веснянки» просто захватило дух. Как звуками нарисовать Россию? Не просто спеть нечто народное, но изобразить саму русскую землю во всей ее ширине и величии? Это по-своему делали классики — Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский. По-своему это делает «Груня». И здесь уже нельзя не сказать о потрясающем музыканте Сергее Клевенском, владеющем, кажется всеми мыслимыми и немыслимыми фольклорными духовыми инструментами. Клевенский — участник множества проектов, причем не только связанных с фольклором. Например, он играет в группе Sunsay, идентифицирующей свой стиль как фьюжн-фанк-регги. Вот и выступая с «Груней», он использует исконно русские жалейки, калюки, гудки не только в привычном для них фольклорном материале, но исполняет на них совершенно не характерные для русской народной музыки импровизации с рваным синкопированным ритмом, более привычным для джаза. При этом Клевенский утверждает, что абсолютно далек от этого стиля и даже не знает ни одного джазового стандарта.

Особое удовольствие — наблюдать за коллективом с двумя ударниками, за тем, как идеально синхронны движения двух человек, да притом все делается так легко и непринужденно, будто музыканты уже родились с этим умением. Один из этих двоих — уже упомянутый перкуссионист Андрей Атабеков, а второй, играющий на ударной установке, — Дмитрий Власенко.
Сергей Филатов и Сергей Клевенский
На клавишных инструментах в этом ансамбле играет Сергей Филатов, наш земляк, выпускник воронежского музыкального училища. Также он известен как создатель общероссийского движения «Этносфера», под эгидой которого проходят фестивали этнической музыки и прочие мероприятия. Накануне концерта, 11 декабря, в книжном клубе «Петровский» состоялась творческая встреча с ним. Присутствовало множество его старых знакомых, однокурсников, коллег, отчего атмосфера мероприятия стала по-настоящему семейной. Филатов много играл на фортепиано, много рассказывал, причем не ограничивался чисто музыкальной тематикой. С горечью поделился мыслями о том, что в несчастьях России виноваты также и музыканты: «Два-три поколения музыкантов, всерьез увлекавшихся современной западной музыкой, выросли на очень сильной нелюбви ко всему отечественному». Еще одна больная тема: «Останови сто человек на улице, особенно молодежь, и девяносто восемь тебе скажут, что ненавидят фольклор».

То, что русская народная музыка не заслуживает такого к себе отношения, Филатов и «Груня» блестяще доказали на следующий день своим концертом. Зал провожал музыкантов стоя и никак не хотел их отпускать.
Кирилл Радин
27.12.2013