«Тоня против всех»: семейная драма без правых сторон

В феврале в широкий российский прокат, а в марте - в цифровом виде, вышла новая работа Крейга Гиллеспи «Тоня против всех». Если вы не поклонник спортивных драм, у вас все равно есть все шансы получить удовольствие от этого фильма.


У профессионального спорта и большого кино много общего: битва за успех, скандалы, разгорающиеся вокруг звезд и выносящие их имена на первые полосы популярных таблоидов. Но время скандалистов-одиночек уходит. Все заварушки последнего времени, удостоившиеся упоминания в СМИ, касаются коллективной ответственности. Говоря о спорте, мы вспоминаем допинговый скандал вокруг российских спортсменов. Если в разговоре всплывает Голливуд, фоном появляется хэштег #MeToo, который, если судить по последнему «Оскару», скоро сойдет на нет. «Тоня против всех» - привет из тех времен, когда Левински судилась с Клинтоном, Роберт Дауни-младший сидел в тюрьме, Вуди Аллен влюбился в приемную дочь своей тогдашней подруги, а американские рэперы речитативным дуэлям предпочитали перестрелки.

Тоня Хардинг - известная фигуристка, подававшая большие надежды в 90-х. Она считается первой американкой, сделавшей тройной аксель в короткой программе. Но ее имя вписано в историю фигурного катания не благодаря спортивным заслугам. Прямо или косвенно, она причастна к нападению на свою конкурентку Нэнси Кэрриган, из-за чего та не смогла участвовать в борьбе за национальное первенство. Режиссер Крейг Гиллеспи, вдохновившись документальными материалами и противоречивыми свидетельствами участников событий, снял свой «Расёмон» в жанре спортивной драмы и черной комедии. Сравнение с картиной Акиры Куросавы вполне уместно, ведь и там, и здесь нет правых сторон, нет единственно верного взгляда на историю.


Да, Тоня в исполнении Марго Робби здесь главный персонаж. Но гораздо колоритнее и характернее вышла Лавона Голден, мать, блестяще сыгранная Эллисон Дженни, смахивающая здесь на Лу Рида. Она же принесла фильму единственный «Оскар» - за лучшую женскую роль второго плана. По гамбургскому счету, «Тоня против всех» - семейная драма, поданная под видом спортивной. Отношения матери и дочери здесь определяющие. Выведя четырехлетнюю дочурку на лед, Лавона запустила механизм ее судьбы. Все, что заложено в Тоне - жажда победы, стервозность, разнузданность, - заслуга и вина родительницы.


Красной нитью через всю картину проходит конфликт матери и дочери, вся амбивалентность их отношений. Он разрешится их полным взаимным отчуждением. Центральное событие, то есть расправа над соперницей через третьи руки, смотрится как ненужная, нелепая, постыдная случайность. Операция, разработанная не вполне трезвым мозгом, исполненная нетвердой рукой, становится точкой невозврата для всех участников. В фильме нелепость произошедшего только подчеркивается, поскольку, по версии автора сценария, Тоня понятия не имела о том, что замыслили ее бывший муженек и его подельник. Тем не менее ее обвинили в пассивном соучастии.

Именно это событие растопчет последние остатки доверия между матерью и дочкой. Случайность и нелепость творят судьбу, если попадают в нужную почву. Тоня, когда ее исключат из ассоциации фигурного катания, скажет: «Я больше ничего, кроме как кататься, не умею. Фигурное катание - все, что есть у меня». На самом деле, все, что есть у нее - ее характер, борьба, ее отчаяние. Благодаря этому Тоня Хардинг, положив коньки на полку, не сопьется, не сольется с бытом и не смирится с судьбой, а пойдет в бокс, в рестлинг, в рок-музыку, авторалли и черт знает куда еще. Окончательно станет одиночкой, ощетинившейся против всего мира, вечно неудовлетворенной и амбициозной носительницей своей правды, не претендующей на истину в последней инстанции.


Любопытно, что изначально «I, Tonya» должна была выйти в российский прокат под названием «Ледяная стерва». Хорошо, что этот вариант отмели, хотя не исключено, что он бы привлек в кинотеатры дополнительный приток зрителей.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/ZQN-LiHIii0?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
19.03.2018