«Я ни в коем случае не считаю „Оскар“ пошлостью»

«Афиша+» побеседовала с программным директором культурного центра «Иллюзион» Ксенией Зубарской об «оскаровских» показах в Воронеже, жизни в Москве и интересе к неформатному кино.


Церемонию вручения «Оскаров» большинство киноманов ждет как главного праздника в году: старейшая награда в области кинематографа, вручаемая выдающимся деятелям этой индустрии уже более 80 лет, пройдет 22 февраля в Лос-Анджелесе. Главными претендентами на золотую статуэтку в этом году являются «Бердмэн» и «Отель „Гранд Будапешт“», которые номинированы по девяти категориям, «Игра в имитацию» с восемью номинациями и «Отрочество» со «Снайпером», набравшие 6 номинаций. Вести церемонию будет известный американский актер Нил Патрик Харрис, прославившийся в первую очередь ролью Барни Стинсона в телесериале «Как я встретил вашу маму».

Специально в преддверии церемонии воронежский культурный центр «Иллюзион» подготовил серию показов, посвященных «Оскару-2015», в рамках которой зрители увидят большую часть фильмов - номинантов на главную кинонаграду мира. Первый сеанс запланирован на 23 января, завершится «оскаровская» ретроспектива 22 февраля. Перед началом «оскаровского» месяца в «Иллюзионе» мы побеседовали с программным директором культурного центра Ксенией Зубарской.


- Существует ли в Воронеже традиция показов фильмов - номинантов на одну из важнейших премий мира в области киноискусства?

- Некоторые фильмы подобной категории в прошлые годы проходили в кинотеатрах-гигантах столицы Черноземья; как правило, некоторое количество лент демонстрируется уже после проведения церемонии, когда они попадают в сеть. В этом году нам повезло: у нас есть энное количество легальных копий фильмов, претендующих на «Оскар», поэтому мы имеем возможность показать их «досрочно».

- Как лично вы относитесь к церемонии «Оскар»? Бытует мнение, что она превратилась в довольно пошлую и нарочито демонстративную акцию.

-Я ни в коем случае не считаю «Оскар» попсой и пошлостью, а отношусь к мнению кинокритиков, отбирающих фильмы для фестиваля, с огромным пиететом. За 86 лет «Оскар» сумел не только сохранить, но и преумножить статус самой почетной и влиятельной кинонаграды мира.

- Какие фильмы вы бы сами наградили «Оскаром», если бы были членом судейской комиссии?

- Из уже отсмотренных картин меня, безусловно, поразила лента «Отрочество». Я бы не задумываясь вручила ей «Оскар» за лучший сценарий, тем более что он писался 12 лет - беспрецедентный случай в истории кино.


- Как началась ваша карьера на поприще киноэксперта?

- Как и практически вся подобная деятельность, она началась с чистой и бескорыстной любви к ее объекту: еще в школе я сбегала с уроков, чтобы посмотреть в «Юности» неформатные фильмы, которые почему-то демонстрировались в утренние часы. Затем, когда появился первый «Иллюзион», в музыкальной библиотеке на Куцыгина, я стала завсегдатаем этого места и завела знакомство с тогдашним его руководителем. Увлечение кино продолжилось в университете: я вела в стенах ВГУ соответствующую студию. И уже потом, когда в Воронеже появился «Иллюзион» в виде отдельного помещения, я окончательно нашла свое прибежище, в котором до сих пор чувствую себя лучше, чем где-либо еще.

- Какого плана кино лично вы предпочитаете? Совпадают ли ваши предпочтения с репетуаром культурного центра?

- Безусловно, формируя репертуар кинотеатра, я ориентируюсь в том числе и на свой вкус. Что касается индивидуальных предпочтений, то мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Могу сказать, что более других на меня повлияла «новая волна» французского кинематографа; своим бунтарским запалом и одновременно романтичностью она оказала по-настоящему сильное воздействие на мой вкус и отношение к жизни в целом.

- Какое-то время вы жили в Москве. Была ли связана ваша деятельность в этом городе с кинематографом и какое влияние оказала на вас столица?

- Я жила в Москве во время учебы в аспирантуре, поэтому на сто процентов этот этап моей биографии не был связан с кино, однако я посещала практически все значимые кинопоказы, начиная от демонстрации дипломных работ выпускников ВГИКа и заканчивая крупными фестивалями. Помимо этого, жизнь в столице подарила мне массу интересных знакомств, которыми я очень дорожу.


- Помимо «Иллюзиона» вы устраиваете киновечера в эзотерическом магазине «Шангрила» и книжном клубе «Петровский». Чем работа в этих культурных центрах отличается от деятельности в вашей alma mater?

- В «Иллюзионе» более свободный формат, я могу показывать практически все, что считаю нужным; в «Петровском», в основном, мои показы имеют образовательную направленность. Что касается «Шангрилы», то главная цель киносеансов там - помочь людям расслабиться, наслаждаясь душистым чаем и хорошими фильмами; в этом и есть главная особенность работы в подобном месте.

- Случались ли в истории культурного центра какие-то неожиданные случаи - когда, например, неизвестный андеграундный фильм собирал полный зал? Или наоборот - на громкую премьеру практически никто не приходил?

- Первый вариант - это то, к чему я стремлюсь: я очень хочу, чтобы показы неформатного кино посещало как можно больше зрителей. Однако настолько крайних и в какой-то степени комичных ситуаций не случалось.


- Нет ли в ваших планах введения в структуру киносеансов специальных регулярных рубрик - к примеру, «Музыкальное кино по пятницам» или «Театральные постановки по понедельникам»?

- Проведение подобных тематических показов не очень целесообразно: наши зрители не всегда имеют возможность собираться в одно и то же время в одном и том же месте. Кроме того, систематические кинопоказы, например, музыкальных фильмов имеют смысл, тогда, когда есть достаточное количество уникального материала, то, чего нельзя найти в Интернете (как было, например, в конце прошлого года с фильмом Beautiful Noise, посвященным стилю шугейз).

- Увеличился ли в последнее время в Воронеже интерес к неформатному кино? Стало ли в «Иллюзионе» сейчас больше посетителей, чем сразу после открытия?

- Количество наших зрителей стабильно растет, это не может не радовать, и мы надеемся, что подобная тенденция будет сохраняться и в будущем.



Сергей Хуторной
Фотографии Евгении Небольсиной
23.01.2015