«Остров собак»: руководство по отстаиванию собственных ценностей

Наша рецензия на новый фильм Уэса Андерсона «Остров собак».


Новая анимационная работа Уэса Андерсона «Остров собак» по форме напоминает его же мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», но сделана она еще изобретательней и устроена сложнее. «Остров собак» - не просто поучительная анимационная сказка, это полноценное кино мастера, ничем не уступающее его игровым картинам. Зрителя ожидают жесткий юмор, традиционный постмодернизм и серьезный посыл. Картину показали на открытии Берлинского кинофестиваля, где она получила «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.

Если в «Бесподобном мистере Фоксе» собаки были представлены эпизодически, в качестве антагонистов лисиц и союзников людей, то здесь они главные герои, жертвы режима «кошатников». Япония будущего. Мэр Кобаяси, будучи приверженцем кошек и собаконенавистником, отправляет всех псов из города Мегасаки на мусорный остров, чем-то похожий на Остров дураков из «Незнайки на Луне».


Шеф, Рекс, Босс, Дюк и Кинг сбиваются в дружную стаю и помогают Атари Кобаяси, племяннику императора, отыскать его любимого Спотса. Отправленные по его следам правительственные агенты пытаются всячески им противостоять. Они чуют, что одиссея «униженных и оскорбленных» может камня на камне не оставить от диктатуры мэра Кобаяси.

«Остров собак» - это кукольный фильм, сделанный по технологии «стоп-моушн». Еще «Великолепный мистер Фокс» доказал, что пространство анимации для «вечного ребенка» Уэса Андерсона - родная стихия, позволяющая не только воплощать его идеи, но и приходить к эталону собственного стиля. «Остров собак» - вылазка как на территорию японской анимации (он не проиграет в случае сравнения с продукцией студий Ghibli или Nippon) и кино (режиссер вдохновлялся творчеством Куросавы), так и культуры этой страны в целом с ее хокку, танку, театром кабуки.


Отдельно следует отметить японскую речь, местами непереведенную, что не мешает зрителю понимать все происходящее и даже служит поводом для шуток. По задумке создателей, такой прием должен помочь зрителю почувствовать себя на месте собаки, слушающей человеческую речь. Правда, прием точно не сработает в Японии.

Саундтрек Александра Деспла, лауреата двух премий «Оскар» за фильмы «Отель „Гранд Будапешт“» и «Форма воды», здесь следует традиции корневой японской музыки: в нем можно расслышать японскую флейту фуэ и барабаны тайко. Если закрыть глаза, возникает ощущение, что смотришь «Сказки туманной луны после дождя» Мидзогучи или «Расёмон». Также цитируется работа Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве», хрестоматийный образец пейзажа «сансуй». Для Уэса Андерсона этот вояж на неизвестную территорию оказался более чем успешным. Правда, местами кажется, что изобилие культурных отсылок, как и доведенная до эталона эстетика, несколько довлеют над содержанием. Но для Уэса Андерсона, кажется, это дело привычное.


Конечно, заявленные темы на этот раз несколько глобальнее, чем в случае с «Мистером Фоксом», где речь шла о выборе между следованием своей природе и жертвованием ею во имя благополучия близких. В «Остров собак» автор поднимает темы авторитаризма, геноцида, экологии, эксплуатации, сопротивления злу. Универсальные, общечеловеческие темы вкупе с практически идеальной визуальной составляющей позволяют режиссерскому высказыванию быть открытым для разных интерпретаций в зависимости от политической ситуации в той или иной стране.

Здесь можно увидеть сатиру на трамповскую иммигрантскую политику, на историческое прошлое Америки с геноцидом коренного населения. Среди хвостатых свирепствует собачий грипп, а вот сыворотку против него целенаправленно скрывают, чтобы был повод выдворять псов за пределы города. Зритель любой страны, где актуально протестное движение, может воспринять фильм как руководство к действию, к отстаиванию собственных ценностей. Тем не менее «Остров собак» не превращается в агитку, оставаясь лакомством для киногурманов и фанатов режиссера.

Авторами сценария вместе с Уэсом Андерсоном стали Роман Коппола и Джейсон Шварцман, а также японский сценарист и актер Кунити Номура, давний приятель режиссера, сыгравший в «Отеле „Гранд Будапешт“». Главных псов озвучивают Брайан Крэнстон, Джефф Голдблюм, Билл Мюррей, Лив Шрайбер, Боб Балабан и Эдвард Нортон. Помимо них в титрах обозначены Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд, Харви Кейтель, Тильда Суинтон и Скарлетт Йоханссон. И - внимание! - задействована Йоко Оно, которая произносит аж три реплики! К сожалению, российскому зрителю, которому уготована дублированная версия, остается только повздыхать по этому поводу и ждать появления фильма с оригинальной дорожкой в сети.

<iframe src="https://www.youtube.com/embed/4im85EMeNUE?showinfo=0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen="" width="740" height="416" frameborder="0"></iframe>


Ярослав Солонин
16.05.2018