«Оно приходит ночью»:
не бояться размышлять

Посмотрели «Оно приходит ночью», один из самых необычных хорроров этого года. Делимся впечатлениями.


Пока критики ломают копья в спорах о феномене постхоррора, молодые режиссеры снимают отличные фильмы, которые можно отнести к этому жанру. Границы жанра довольно размытые: он объединяет «Ведьму» Роберта Эггерса, «Оно» Дэвида Роберта Митчелла, «Дядюшку Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Апичатпонга Вирасетакула, «Прочь» Джордана Пила, «Неонового демона» Николаса Виндинга Рефна, а также, ретроспективно, - «Ребенка Розмари» Полански и «Сияние» Кубрика. Общее начало - не просто эксплуатация зрительских страхов, а попытка размышления над той или иной серьезной проблемой.

В этом плане «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца - стопроцентный постхоррор. Режиссер обыгрывает штампы (некая эпидемия, хижина в лесу, семья, живущая в окружении пугающей неизвестности и борющаяся за существование), но не следует матрице, заданной классическим хоррором. Быть может, поэтому у картины столь высокий рейтинг критиков и в то же время противоречивые отзывы от зрителей. Кому-то не хватило динамики, кого-то недостаточно напугали, кто-то, увидев хижину в лесу, ожидал старых-добрых «Зловещих мертвецов». Но в целом причина кроется в неоправдавшихся ожиданиях. А ведь, кажется, Шульц попытался сказать что-то важное о нас. Если в его дебюте «Криша», во многом автобиографичном, речь шла о семейных проблемах, об их травматических последствиях, то в «Оно приходит ночью» о семье говорится как о последнем оплоте, за который человек будет держаться зубами, если все прочие социальные институты рухнут.


Привычный мир разрушен, свирепствует эпидемия, обрекающая зараженного на смерть и делающая его опасным для здоровых. Пол (Джоэл Эдгертон) вместе с семьей забаррикадировался в доме, находящемся в гуще леса. У них есть запас продуктов, оружия и воды. Для домочадцев - жены Сары (Кармен Эджого) и сына Трэвиса (Кельвин Харрисон-младший) - он выработал систему правил, которым нужно беспрекословно следовать во имя выживания. Пока их дом - их крепость, и незнакомцам вход закрыт, все идет хорошо. Но однажды некий Уилл (Кристофер Эббот) и его семья получают приют в доме Пола. Теперь неминуемо что-то должно произойти…

Уникальность картины состоит в том, что режиссер не перебарщивает с острыми специями, не шокирует внезапными поворотами сюжета, но держит в постоянной атмосфере неуюта и ожидания. И, самое главное, - ни одного из героев нельзя тотально оправдать или осудить. Здесь каждый прав, исходя из интересов его семьи.


Именно так будет в том случае, если привычный нам мир навернется, рухнут государства, нации, конфессии, субкультуры, клубы по интересам, политические партии, фалафельные, и единственной формой самоидентификации и символом веры останется семья. И всякая чужая семья будет врагом, поскольку станет претендовать на ограниченные запасы еды и воды. Вероятно, досужий зритель сможет разглядеть в фильме Трея Эдварда Шульца и размышления на актуальную тему массовой иммиграции жителей стран «третьего мира» в Западную Европу (как бы ни прикрывалось в картине это все атрибутами политкорректности - смешанный брак и тому подобное).

«Оно приходит ночью» действительно относится к жанру, отличному от классического хоррора. Здесь зритель не цепенеет от страха, не вырабатывает адреналин от умело проработанного саспенса, он как бы находится в состоянии между сном и явью: мозг работает, рассудок трезв, но где-то совсем рядом бродят первобытные страхи. И волей-неволей начинаешь анализировать, почему тебе это страшно, пытаешься найти ответ на проклятый вопрос «Что хотел сказать автор?», и, к своему ужасу, находишь.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/AiXvJl6Ab8E?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Несмотря на то, что Трей Эдвард Шульц - молодой режиссер, у него заметный опыт работы в кино. Десять лет назад он работал ассистентом на съемках «Древа жизни» Терренса Малика, после чего решил бросить бизнес-школу и заняться кинематографом. Также он помогал Джеффу Николсу в работе над «Специальным полуночным выпуском». Пока на его счету две полнометражных картины, и, по его словам, амбиции только растут. Несмотря на большой успех «Оно приходит ночью» в прокате (только в США фильм собрал в три раза больше своего бюджета), Трей Эдвард Шульц уверяет, что его следующий фильм будет точно не хоррор.



Ярослав Солонин
05.09.2017