«Джазовая провинция - 2014». Воронеж. Часть 2

С 5 по 8 ноября воронежские любители джаза и другой импровизационной музыки наслаждались выступлениями участников фестиваля «Джазовая провинция - 2014».

Миша Цыганов и Алекс Сипягин

На третий день концертной программы фестиваль вернулся в стены филармонии. Первыми на сцену вышли уже знакомые воронежской публике по первому фестивальному дню двое наших бывших соотечественников - трубач Алекс Сипягин и пианист Миша Цыганов. Когда-то давно они уехали из трещавшего по швам Советского Союза в Штаты и обосновались в Нью-Йорке, считающемся столицей мирового джаза. В те времена туда из нашей страны уезжали многие, но добиться признания удалось лишь единицам. На «Джазовой провинции» Сипягин и Цыганов в очередной раз подтвердили свой высокий уровень, а в конце выступления назвали имена друг друга на более привычный русскому уху манер, превратившись хотя бы на время из Алекса и Миши в Александра и Михаила, что также было весьма приятно.

World Trio

В World Trio все трое участников представляют разные страны. Барабанщик Ли Фиш - американец, контрабасист Хаггай Коэн Мило - израильтянин, пианист Евгений Лебедев - из России. Они познакомились еще будучи студентами; Хаггай учился в Консерватории Новой Англии в Бостоне, двое других участников - в Беркли. Этот коллектив представляет молодое поколение джазменов, а Евгения Лебедева называют одним из самых перспективных джазовых пианистов и композиторов. World Trio внесло лирическую нотку в программу третьего вечера «Джазовой провинции», порадовав публику выразительностью и мелодизмом. Под занавес их выступления на сцену вновь вышли Александр Сипягин и Михаил Цыганов (последний сменил за роялем Евгения Лебедева), и музыканты закончили фестивальный вечер отменным джем-сейшном.

Александр Лукинов, Евгений Лебедев, Михаил Цыганов, Александр Сипягин, Хаггай Коэн Мило и Ли Фиш

Четвертый вечер открыл еще одну новую страницу в истории фестиваля в Воронеже: «Джазовую провинцию» впервые принял в свои стены Воронежский концертный зал. Организаторов уже давно интересовало это помещение, но существенной помехой проведению концертных мероприятий было отсутствие в ВКЗ рояля. В этом году проблема решилась: место прописки сменил рояль August Förster, ранее квартировавший в филармонии. «Может быть, это не тот рояль, который мы бы хотели, - признался как-то продюсер фестиваля Александр Лукинов. - Но его вполне можно задействовать в выступлениях коллективов, которым нужен живой тембр инструмента. С другой стороны - миллионный город, и в нем всего один хороший концертный Steinway. Скажите об этом где-нибудь в Оттаве или Мюнхене, и это вызовет недоумение».


На пресс-конференции, предварявшей концертную программу четвертого дня, своими мыслями о прошлом, настоящем и будущем фестиваля делился с прессой его художественный руководитель Леонид Винцкевич: «Фестивалю в следующем году исполнится двадцать лет. Мы по-прежнему надеемся, что будет государственная поддержка. Осуществление любого культурного проекта без такой поддержки практически нереально. Ни Большой театр, ни Мариинка, ни МХАТ, ни любой симфонический оркестр не могли бы существовать без нее, и так не только в России, а в любой части мира. Если мы этого не добьемся, мы останемся этакими чудаками, которые когда-то зачем-то потратили на пропаганду этой музыки массу времени, сил и средств. Вот, например, если бы Саша (Лукинов - прим. ред.) время, которое он тратит на организацию фестиваля, потратил на бизнес, он бы уже Канарские острова покупал. Но есть вещи, которые дороже денег, дороже времени. Вопреки всему фестиваль поддерживает статус такого мероприятия, которое было бы событием и в Америке, и в Европе».

Ларри Кориелл

С воронежскими журналистами также пообщался хедлайнер фестиваля, легендарный джазовый гитарист Ларри Кориелл, которого называют «богом гитары». Он рассказал, что в России ему очень интересно, признался в любви к творчеству многих русских композиторов, из которых первым назвал Игоря Стравинского. Музыкант выразил уважение к деятельности собравшихся журналистов, так как не понаслышке знаком со всеми трудностями этой работы: в свое время он получил журналистское образование и даже некоторое время работал в этой сфере. Навыки работы со словом до сих пор продолжают помогать ему: в течение четырех последних лет он писал оперу «Сцены из „Войны и мира“» по собственному либретто, в процессе создания которого ему очень пригодилось некогда полученное умение вычленять из оригинального текста основные опорные точки. Премьера этой оперы должна состояться менее чем через месяц в столице Словении, Любляне. Есть планы в будущем году привезти эту оперу в Белоруссию.

Аuthentic Light Оrchestra

Концертную программу четвертого вечера открыл молодой коллектив из Швейцарии Аuthentic Light Оrchestra, более чем наполовину состоящий из наших бывших соотечественников. Более того, лидер коллектива, пианист и флейтист Валерий Толстов детские годы провел именно в Воронеже и, по его собственному признанию, был очень рад вернуться в совсем не чужой ему город. Еще один человек с русскими именем и фамилией - бас-гитарист Герман Мамаев, много и с удовольствием играющий на своем инструменте разнообразные соло. Скрипачка Асия Абдрахманова, которой, казалось бы, наоборот, сам Бог велел солировать, делает это нечасто и как правило в унисон с потрясающей певицей Вероникой Сталдер, обладающей филигранной вокальной техникой. Наконец, за ударной установкой находится Давид Сагамонянц, весьма мастеровитый барабанщик, исполнивший впечатляющее соло. Все названные плюс гитарист Франц Хельмюллер и составляют отличный бэнд, звучащий под стать своему названию - светло и по-фольклорному. В частности, музыканты исполнили одну из армянских народных песен в собственной обработке.

Трио Ларри Кориелла

А затем на сцену вышел Ларри Кориелл с басистом Ником Лазаревым и барабанщиком Джоэлом Розенблаттом. Хедлайнер играл не слишком долго - пять или шесть произведений. Особенно запомнились его композиция, посвященная супруге, а также всем известное «Болеро» Равеля, исполненное им сольно. Зал стоял на ушах.

Jazz Art

Постоянный участник «Джазовой провинции» пианист Леонид Винцкевич выступал со своим привычным составом: сын Николай на саксофоне, Джоэл Тейлор на барабанах, Кип Рид на бас-гитаре. Правда, на этот раз коллектив приехал с новым названием - Jazz Art - и совершенно новой программой. Сюрпризом стало появление на сцене известного воронежской публике по прошлому году вокалиста и саксофониста Паули Серра, открывшего концертный вечер в Липецке и примчавшегося на закрытие фестиваля в Воронеж.

Джош Смит

Финальную точку в воронежской части «Джазовой провинции - 2014» поставил американец Джош Смит, блюз-роковый гитарист и вокалист, которому довелось выступать вместе со знаменитым Миком Джаггером. В Воронеже его партнерами по сцене стали все те же Кип Рид и Джоэл Тейлор из бэнда Леонида Винцкевича. Джош Смит быстро завел публику, но больше всего запомнился довольно долгим тихим соло (для музыканта умение играть тихо, но внятно - особый шик; играть громко умеют все). В середине его выступления на сцене появился очередной Винцкевич - 14-летний Леонид Николаевич, внук Винцкевича-главного - и со своим соло на губной гармошке был очень даже убедителен. Ну а под занавес на сцену высыпали все участники концертной программы заключительного вечера и совместным джемом окончательно закрепили ощущение праздника.


Очень хочется пожелать и всем нам, и организаторам фестиваля, чтобы следующий, юбилейный двадцатый фестиваль «Джазовая провинция» вопреки всем возможным трудностям состоялся в срок и стал не меньшим праздником, чем любой из предыдущих. Ведь относиться к джазу как к музыке можно по-разному, но несомненно одно: он стал неотъемлемой частью современной культуры, а значит, должен занимать свое место и в жизни страны, и в жизни нашего города, которым так хочется гордиться.

Первая часть материала.
Кирилл Радин
Фотографии Евгении Небольсиной
17.11.2014