джаз шагает по стране. часть 2

Продолжаем рассказ о воронежской части передвижного международного фестиваля «Джазовая провинция». Фестиваль посетил наш город в 11- й раз подряд. В числе участников — музыканты мирового уровня. Хедлайнер — саксофонист Билл Эванс (США), лауреат премии «Грэмми». Место действия — Воронежская филармония.


Олимпиады, фестивали, прочие масштабные культурные и спортивные мероприятия, праздники часто начинаются с салюта. На «Джазовой провинции» в этот раз с функцией такого салюта блестяще справился оркестр Олега Лундстрема, которым сейчас руководит замечательный музыкант — пианист, композитор и аранжировщик Борис Фрумкин. Плотное и стройное звучание духовых инструментов сразу дало публике понять: начался праздник. Радость от восприятия этой музыки была настолько всеобъемлющей, что даже композиция, которую Фрумкин представил как «грустную», заставила кое-кого в зале недоуменно пожимать плечами: ну и где же, мол, грусть-то? В течение выступления оркестранты поочередно выходили на авансцену и своим соло в сопровождении оркестра давали понять: коллектив состоит исключительно из мастеров высшей категории. Особенно запало в душу соло тромбона: каких только звуков и призвуков музыкант не извлекал из своего инструмента с помощью сурдины!

Вспомнились слова продюсера фестиваля Александра Лукинова, сказанные им об этом коллективе на пресс-конференции: «шик», «образец оркестрового звучания», «я надеюсь, что это будет действительно откровение и удовольствие». Что и говорить, эти надежды оправдались.

Оркестр Олега Лундстрема

На сцене филармонии в дни фестиваля Лукинов тоже появлялся, торжественно открывая программу каждого вечера, но главным рассказчиком был Кирилл Мошков, редактор журнала «Джаз.Ру». Он рассказывал о каждом коллективе, которому в тот момент предстояло выйти на сцену. Из его слов зрители, в частности, узнали, что оркестр Олега Лундстрема занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый «долгоиграющий»: деятельность коллектива не прекращается уже почти восемь десятков лет.

Если оркестр Олега Лундстрема — это «классика жанра», то проект вокалистки Леры Гехнер и саксофониста Алексея Попова из Санкт-Петербурга — новое слово в джазе, и не только в нем. Состав представляет собой квинтет, включающий в себя, помимо титульных исполнителей, ударника, бас-гитариста и клавишника. Их разнообразные эксперименты с музыкальными стилями становятся возможны, в том числе благодаря богатейшей тембральной палитре Леры Гехнер. Очарованные энергичными ритмами, зрители очень тепло провожали гостей из Питера и покидали зал филармонии, получив отличный позитивный заряд.

Во второй фестивальный вечер, помимо «воронежцев» (см. первую часть нашего обзора), перед публикой предстали квартет Гжегожа Нагурского из Польши и эстонцы — квартет Олега Писаренко. Перед выступлением польского ансамбля Кирилл Мошков рассказал о том, как сильны джазовые традициии в этой стране, о том, как много современных польских джазовых музыкантов соответствуют мировому уровню. Тромбонист Гжегож Нагурский — один из них. В его биографии есть такие вехи, как сотрудничество с Рэем Чарльзом, Тито Пуэнте, Джо Хендерсоном. Музыка, исполняемая его квартетом, представляет собой типичный добротный европейский джаз.

Квартет Гжегожа Нагурского

Венчали концертную программу вечера снова экспериментаторы. Квартет Олега Писаренко приехал на «Джазовую провинцию» во второй раз. Их стиль называют «джазовым минимализмом». В их музыке имеют место современные электронные эффекты, она определенно тяготеет к пейзажности. Однако получилось так, что музыканты вышли на сцену около половины одиннадцатого вечера. Отнюдь не все зрители, подавляющее большинство которых к тому моменту имело за плечами рабочий день и три с лишним часа джаза, смогли должным образом воспринять эту пейзажность. Уже после первой композиции люди потянулись к выходу. «Завтра на работу», — извиняющимся голосом произнес кто-то из уходивших. Между тем поклонники эстонского коллектива, коих в зале насчитывалось немало, смогли в полной мере насладиться выступлением Олега Писаренко и его квартета.

Квартет Олега Писаренко

Третий вечер стартовал с выступления голландского дуэта — Пауля ван Кеменаде (саксофон) и Стевко Буша (фортепиано). В пресс-релизе фестиваля была сказана одна любопытная вещь: «Уникальны композиции Буша, написанные на основе православной духовной музыки известных русских классических композиторов Александра Глазунова и Сергея Танеева, а также болгарских авторов». Было интересно, как музыканты умудрились совместить строгость православного церковного пения со свободой джаза. В реакции публики на эту музыку ноток восторга слышно не было, и пришлось остановиться на том мнении, что все же эти вещи несовместимы. Далее музыканты исполнили композицию, написанную ими и посвященную России. Поначалу что-то в ней напоминало свиридовское «Время, вперед!», потом бравурность сменилась картинами хаоса и мрака, потом услышалась какая-то боль. Хотелось протестовать: «Да хватит вам! Россия же вовсе не такая! Здесь же полным-полно света!»

Что наглядно продемонстрировал следующий коллектив. Молодые москвичи Nikolay Moiseenko Project моментально воспламенили зал. Юношеский задор, с которым исполнялась музыка, не оставил равнодушным, кажется, никого. Особенно был хорош клавишник Лев Трофимов — молодой человек, в котором по внешним признакам классный музыкант практически не угадывается. В антракте ребята давали интервью. Похвалили воронежскую публику, причем отнюдь не общими фразами: «Это чисто музыкантская история — когда ты сыграл что-то, какой-то фрагмент, который тебе дорог, и люди захлопали. Это очень приятно. Далеко не в каждом городе такое происходит».

Nikolay Moiseenko Project

Американцы Паули Серра и Дэвид Калиш в сопровождении российской ритм-секции закрывали третий вечер. Первый — саксофонист, вокалист, пианист и композитор. Второй — гитарист и пианист. Первому довелось сотрудничать с Ларри Карлтоном, Лайонелом Ричи, Стиви Уандером, Элом Грином. Второму — с Томом Джонсом, Беном Харпером, Джанет Джексон, Ником Кейвом. Надо ли говорить, какой это уровень!

Паули Серра (крайний слева) и Дэвид Калиш (крайний справа)

Ну, а в последний день снова был «салют». Все началось с «обязательной программы», а именно с выступления коллектива Vintskevich — Taylor Project. Курский пианист Леонид Винцкевич, являющийся основателем фестиваля «Джазовая провинция», и американский барабанщик Джоэл Тейлор играют вместе уже восемь лет и регулярно появляются в Воронеже. Состав их коллектива также устоялся давно. На саксофоне здесь играет сын Леонида, Николай, а на бас-гитаре еще один американец Кип Рид.

Vintskevich — Taylor Project

Впрочем, все с нетерпением ждали хедлайнеров. Именно поэтому на четвертый день в зале яблоку было упасть некуда; лауреаты «Грэмми» приезжают в Воронеж не каждый день. Саксофонист Билл Эванс, поигравший в свое время в коллективе легендарного Майлза Дэвиса, и его группа Soulgrass поставили публику на уши. Джаз, блюз, рок, фанк — им все по плечу. Ведущим вокалистом у этого ансамбля оказался барабанщик. В нескольких композициях он смог в полной мере проявить свои замечательные певческие данные, заставить вспомнить лучшие образцы рок-вокала. Ну, а под конец на сцену вышли еще и Винцкевич-младший с Джоэлом Тейлором. Совместные импровизации двух саксофонистов, заслуженного и молодого, оставили неизгладимое впечатление — так же, как и одновременная игра двух великолепных ударников. Публика аплодировала стоя.

Билл Эванс и Soulgrass

В заключение хочется сказать огромное спасибо за этот праздник настоящей музыки основателю и главному вдохновителю фестиваля Леониду Винцкевичу, продюсеру воронежской части фестиваля Александру Лукинову и всем их единомышленникам. Хочется надеяться, что энергия, которую они тратят на проведение фестиваля, в полной мере возвращается к ним от благодарных зрителей и не дает ни на йоту усомниться в нужности того, что они делают.

* Первую часть материала читайте здесь

Кирилл Радин
22.11.2013