«Джазовая провинция - 2015». Часть 1

«Афиша+» рассказывает о первых четырех концертах «Джазовой провинции - 2015».


В первый день ноября до Воронежа в очередной раз добрался передвижной фестиваль «Джазовая провинция». Нынешний фестиваль - двадцатый по счету, и очень приятно видеть, что, несмотря на все сложности сегодняшнего дня, организаторам удается сохранять высокий уровень мероприятия, заданный ими в предыдущие годы. Обзор первых четырех концертов «Джазовой провинции - 2015» - в нашем материале.

Вагиф Садыхов

В минувшее воскресенье в книжном клубе «Петровский» состоялся первый концерт воронежской программы юбилейного, двадцатого по счету фестиваля «Джазовая провинция». Первым делом на сцене появился продюсер фестиваля Александр Лукинов, который объявил двадцатую «Джазовую провинцию» открытой и, в частности, поделился своей радостью о том, что в этом году все билеты на концерты фестиваля были раскуплены в течение недели. Из дуэта, заявленного в фестивальном пресс-релизе, приехать в Воронеж смог лишь пианист Вагиф Садыхов, поэтому воронежцы, по сути, увидели его сольный концерт. В его исполнении прозвучали как его собственные произведения, так и музыка других авторов. Уроженец Азербайджана, Садыхов предстал по-восточному мудрым музыкантом, всему знающим меру: никакого бурления страстей, но потрясающая тонкость и интеллигентность звучания. Такая подача как нельзя лучше соответствовала камерной атмосфере замечательного зала книжного клуба «Петровский».

Игорь Файнбойм
Илья Алехин, Олеся Васечко и Евгений Месников

2 ноября, во второй для Воронежа фестивальный день, в книжном клубе «Петровский» состоялся концерт Джазовой студии Игоря Файнбойма. Студия существует уже пять лет и объединяет в себе как уже состоявшихся музыкантов, так и перспективную молодежь. Публики на концерт собралось столько, что небольшой зал «Петровского» трещал по швам: по словам организаторов, зрителей было не менее 200 человек. Основными действующими лицами концерта стали молодые, но уже известные в городе профессиональные музыканты - саксофонисты Илья Алехин, Лев Боголюбов и Олеся Васечко, контрабасист Максим Колесников, ударник Евгений Месников плюс, конечно же, сам руководитель студии, патриарх воронежского джаза Игорь Михайлович Файнбойм. По ходу концерта на сцене стали появляться более молодые и даже совсем юные музыканты. Особого внимания зрителей удостоился 11-летний Егор Солодовченко, в свои годы уже довольно мастеровито управляющийся с саксофоном. В самом конце Файнбойм пригласил для совместного джема всех музыкантов, кто есть в зале, и сцена заполнилась его воспитанниками до отказа.

Орекстр Олега Лундстрема (на переднем плане - Иван Волков)

3 ноября «Джазовая провинция» впервые после годичного перерыва шагнула на сцену Воронежской филармонии. Как и два года назад, первый филармонический вечер фестиваля открыл знаменитый Оркестр имени Олега Лундстрема. Коллектив, год назад попавший в полосу юбилеев, в следующем году отметит очередной - 100 лет со дня рождения своего отца-основателя, чье имя он и носит. Репертуар оркестра продолжает обновляться: так, воронежским зрителям была представлена совершенно свежая баллада для альт-саксофона с оркестром «Конец октября», написанная в последние дни минувшего месяца. Еще одно запомнившееся название - «Усы папаши». Эта пьеса посвящена Олегу Лундстрему, обладателю роскошных усов. Звучала и музыка самого Лундстрема, в частности, «Бухарский орнамент», пьеса, в которой в джаз вплетены восточные мотивы. Певица Анна Бутурлина, исполнившая в сопровождении оркестра несколько композиций, очаровала зал своим мастерством, и когда руководитель оркестра Борис Фрумкин под конец назвал ее возможно, лучшей певицей мира, это не выглядело как дежурный комплимент.

Apple Tea

Коллектив из Белоруссии Apple Tea называют визитной карточкой белорусского джаза. Их стиль ведущий концерта, редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков предложил «осторожно называть этно-фьюжном». Осторожно - видимо, потому что «этно» в их фьюжне присутствует не слишком часто, зато очень много своего, фирменного, ни на кого не похожего. Между тем показалось, что очень по-фольклорному звучат два сопрано-саксофона в унисон, что было бы довольно трудно предположить, не услышав своими ушами. Еще одно яркое впечатление - игра клавишника Apple Tea Константина Горячего; под стать своей фамилии он буквально воспламенил зал своей фонтанирующей эмоциональностью и виртуозной игрой. За ударной установкой находился совсем молодой человек Ян Сапега, недавно заменивший на этом месте своего отца и блестяще справившийся со своими задачами. Сверкал безукоризненной техникой гитарист Михаил Филиппеня, цементировал звучание бэнда бас-гитарист и руководитель коллектива Игорь Сацевич. По всему виду музыкантов было понятно, что на этом выступлении они «попали в струю», что они сами получают удовольствие.

Johannes Maas Trio

В свой четвертый воронежский вечер «Джазовая провинция - 2015» вновь переместилась в книжный клуб «Петровский». Как и на трех предыдущих концертах, зал был переполнен. По этому поводу вновь выразил радость продюсер фестиваля Александр Лукинов. Представляя немецкий коллектив Johannes Maas Trio, вышедший на сцену первым, ведущий концерта, редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков упомянул об одном принципиальном отличии европейского джаза от американского: в Европе музыкант, как правило, начинает исполнять джаз лишь тогда, когда у него уже есть академическое образование. Участники Johannes Maas Trio столь молоды, что двое из них еще продолжают это образование получать. Особая примета трио - виолончель, инструмент весьма редкий для джаза. С особым смаком, почти по-контрабасовому звучало виолончельное pizzicato (игра щипком). В отдельные моменты коллектив выглядел абсолютно по-взрослому, вселив надежду на то, что выступление на «Джазовой провинции» станет для них неоценимым стимулом для дальнейшего развития.

Happy55

Четвертый концерт фестивальной программы окончательно укрепил в ощущении, что воронежский квартет Happy55, вышедший на сцену после немецкого трио, смело можно называть гордостью нашего города и что он заслуживает гораздо большей аудитории, нежели может в себя вместить зал «Петровского». Музыканты демонстрируют такую свободу мышления и вкус, что впору обзавидоваться любому, даже очень успешному творческому человеку. Люди, знакомые с их творчеством - а таких в Воронеже много, но все равно недостаточно! - уже давно и хорошо знают, что музыку Happy55 назвать джазом можно только с невероятно большой натяжкой, что они скорее служат Музыке в целом, чем какому-то ее отдельному ответвлению. Так, в «Большом строительном этюде», прозвучавшем в зале «Петровского», они предстают скорее наследниками Свиридова, автора всем известной сюиты «Время, вперед!», нежели кого-то из представителей джаза, пусть даже и авангардного. Знай, Воронеж, эти имена - Ярослав Борисов (клавишные), Александр Битюцких (ударные), Геннадий Чухлов (кларнет), Никита Бондаренко (электроника). Знай и гордись!



Кирилл Радин
Фотографии Евгении Небольсиной
06.11.2015