JIMMY CHOO: туфли для принцессы

Коротко о бренде: звездный и аристократичный.

Постоянные покупатели: стильные дамы, ценительницы красоты и комфорта.
Средний чек: 71 000 рублей.
Адрес: ЦУМ Воронеж.

Это сейчас компания Jimmy Choo может похвастать ежегодной выручкой в $500 млн и звездными клиентами, в числе которых женская половина британской королевской семьи и голливудские звезды. А начиналась история модного дома в пыльной мастерской малайзийского башмачника.


Джимми Чу родился в 1948 году на острове Пенанг. Еще будучи ребенком, он частенько захаживал в мастерскую отца и наблюдал, как тот делает обувь. А в 11 лет Джимми взял и смастерил свою первую пару.


В 1980-х он отправился в технический колледж в Лондон - учиться изготавливать и продавать кожаные изделия. Чтобы оплачивать учебу, Джимми устроился уборщиком на обувную фабрику и официантом в ресторан. Вот так, работая и учась, будущий дизайнер получил диплом с отличием.


Джимми открыл маленький магазин в старом здании лондонского госпиталя, где стал продавать женскую обувь ручной работы. Джимми сделал ставку на отменное качество, комфорт и интересный дизайн, так что первые покупатели оценили его работу по достоинству. Он с самого начала стал держать марку и занял почти пустую нишу - производство остроносых туфель на шпильках и босоножек на каблуках. В то время подобную обувь делал только Manolo Blahnic.


Вскоре на Джимми обратили внимание редакторы модных изданий. А после восхищенных отзывов о его обуви в Vogue число покупательниц выросло.

Знакомство с актрисой и дизайнером Анушкой Хемпель стало поворотным. Джимми присоединился к ее команде, делавшей туфли от кутюр. Новые знакомства и хорошая пресса в итоге вывели на него представителей Кенсингтонского дворца, которые предложили Джимми создавать туфли для выходов принцессы Дианы.


Примерно в то же время Тамара Меллон, дочь крупного бизнесмена и редактор отдела аксессуаров британского Vogue, решила покончить с журналистикой: у нее появились грандиозные планы на перспективного молодого дизайнера.


Их первое знакомство состоялось в том самом неблаговидном магазинчике за колючей проволокой, оставшейся здесь со времен госпиталя. За чаем Тамара поделилась своим видением: Джимми будет создавать изысканную обувь, а она займется поиском фабрики, продвижением и продажами. И они непременно должны открыть несколько магазинов премиум-класса по всему миру. По воспоминаниям Тамары, Джимми думал, что она шутит. Он только вежливо улыбался и поддакивал.


Тамаре пришлось не единожды уговаривать Джимми, чтобы тот поверил в серьезность ее намерений. Девушка убедила своего отца стать инвестором нового предприятия, и он вложил в него $190 000. Так в 1996 году появилась компания Jimmy Choo Ltd. 51% акций достались Джимми, 49% - Тамаре и ее отцу.


В новом магазине Тамара поставила пурпурный бархатный диван, постелила кремовый ковер, установила стеклянные полки и мраморный стол. Пожеланием Джимми было сделать все по фэн-шуй, поэтому прямо из Малайзии со спецзаданием в Лондон прилетел китайский мастер.


В конце 90-х Тамара и ее отец открыли офис в Нью-Йорке. К концу 1999 года у компании было три магазина в США: в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе. В том же году Джимми Чу был признан лучшим британским дизайнером аксессуаров.


Тогда же на премии «Оскар» в туфлях Jimmy Choo появилась Кейт Уинслет, и это был успех. А вот Кейт Бланшетт заказала у Jimmy Choo туфли, декорированные бриллиантами и влетевшие ей в копеечку ($110 000). А потом решила, что такая красота будет отвлекать внимание от ее персоны и не стала их надевать.


В 2000-е годы мощную рекламу бренду сделал сериал «Секс в большом городе», в котором Кэрри Брэдшоу частенько щеголяла в туфлях от Jimmy Choo, акцентируя внимание именно на названии бренда. А ее фраза «Я потеряла мои Джимми Чу!» (лиловые замшевые туфли с перьями, в которых Кэрри собиралась на свидание) отозвалась болью в сердцах многих модниц. С тех пор обувь Jimmy Choo заполонила красные ковровые дорожки и стала синонимом безукоризненного качества, комфорта и стиля. Сегодня ни один «Оскар» не обходится без обуви этого бренда.


В 2000 году в Малайзии Джимми Чу получил титул Dato, соответствующий британскому рыцарскому званию, а в 2003 году Елизавета II присвоила ему почетный титул Офицера ордена Британской империи. Но сам дизайнер не мог вполне насладиться успехом, так как считал, что Тамара и ее отец отбирают его имя. Он хотел создавать обувь для своих клиенток, то есть заниматься штучными заказами, Тамару же, напротив, интересовало только массовое производство.


Последовали несколько лет разногласий, закончившиеся продажей половины Джимми, хотя он и отказался расстаться со своими активами. Свою долю он продал за $12,6 млн, после чего основал эксклюзивную линию Jimmy Choo Couture, получив право в течение семи лет использовать своё имя в названии нового бренда.


После того, как в Jimmy Choo пришли сторонние инвесторы, появились линии парфюмерии и ювелирных изделий, удвоилось число магазинов по всему миру. Бренд стал по-настоящему глобальным, чего и добивалась предприимчивая Тамара Меллон. Однако в 2011 году Тамара все же продала свою долю за $135 млн. По её словам, инвесторы не доплачивали ей, потому что не воспринимали всерьёз - Тамара однажды заметила, что её зарплата ниже, чем у людей, которые на неё работали.


Креативным директором Jimmy Choo до сих пор остается племянница Джимми Сандра Чой. И она не скромничает, когда вспоминает об уходе Джимми Чу и Тамары Меллон: «В бизнесе всегда случаются такие моменты, и если бы я позволила им себя победить, меня бы здесь тоже не было». Сегодня бестселлеры бренда - уже не только остроносые туфли и изящные босоножки, но и байкерские сапоги на плоской подошве и кроссовки из змеиной кожи.


Сандра уверена, что расширение ассортимента - именно ее заслуга: «Я знала, что мы можем стать чем-то большим, чем конвейером по созданию туфель на шпильке. Мне нравится, когда девушки надевают плоскую обувь на большие мероприятия, это очень смело».


Джимми Чу сейчас живет в Лондоне. В свой родной город Пенанг он приезжает на отдых. О нем написано в книгах по истории Малайзии, и в благодарность своему народу он помог наладить в стране производство обуви столь же высокого качества, как на Западе.


Татьяна Клевцова

Фото из инстаграма: @jimmychoo

25.05.2018