«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»: красно-зеленые 90-е

Посмотрели фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», один из самых заметных отечественных режиссерских дебютов этого года. Делимся впечатлениями.


Минувшим летом Александр Хант, на счету у которого до этого было всего три короткометражки, не моргнув глазом, собрал со своей первой полнометражной картиной «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» ряд даже не почетных, а престижных наград, среди которых приз «К востоку от запада» в Карловых Варах и Гран-при фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. И это в далеко не самый постный год отечественного кино, подаривший нам такие резонансные работы, как «Аритмия», «Нелюбовь», «Теснота» (опять же дебют). Есть мнение, что залогом успеха стало название, привлекшее всеобщее внимание. Так ли это? Ведь всем известно: как корабль назовешь…

31-летний Александр Хант показал, что у отечественного поколения миллениалов прорезался свой, не заимствованный, голос. Наконец-то появился свежий взгляд на 1990-е, в котором нет привычных для этого времени чернухи, трэша, романтической клюквы или адаптации наших реалий под «Крестного отца». В 90-е режиссеры не могли посмотреть на эпоху со стороны, потому что барахтались во всем этом («Брат» не в счет, это отдельный феномен), нулевые запомнились криминально-романтическим роуд-муви «Бумер», который можно принимать, а можно не принимать, а также пастишем «Жмурки». Еще можно вспомнить «Одиссею 1989» Ильи Хотиненко или «Чужую» Антона Борматова. И все же это другое…


Вполне возможно, что самая достоверная картина тогдашнего мира отпечаталась у нынешних 30-летних, у тех, кто тогда собирал вкладыши от Turbo, открывал для себя «Терминатор-2», объяснялся с пацанами «по понятиям». Они по сути были предоставлены сами себе, пока взрослые искали возможность выжить, либо выжать из времени максимум, либо саморазрушались, не зная, что делать со всей этой свободой. Известный психолог Маргарет Мид, написавшая ряд работ о культуре детства, отмечала, что ребенок открывает мир посредством игры. Он повторяет за взрослыми все, что они делают, но не слепо копируя, а проживая это все в игре, то есть испытывая те же эмоции. И вот, став взрослыми, сегодняшние 30-летние рефлексируют и переплавляют тот опыт в художественные произведения, которые, возможно, из-за того самого взгляда издалека получаются гораздо интереснее, чем то, что пыталось делать о 90-х предыдущее поколение. Вот отсюда проистекает успех фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». А не только из названия, хотя оно как бы намекает: «Посмотри».


Незамысловатый сюжет о юном гопнике Витьке Чесноке (Евгений Ткачук), пожелавшем отжать квартирку у отца, уголовника и инвалида (Алексей Серебряков), но потом проникшемся к нему чувствами, можно воспринимать как притчу. Но не стоит. Притч много, а хороших фильмов, которые не только будят в нас совесть, но и приносят какое-то синефильское удовольствие, вызывают эмоциональный отклик, - очень мало. В этом году их вышло два; второй - «Аритмия» Бориса Хлебникова. Они очень похожи, несмотря на то, что совершенно разные. Похожи в эмоциональном плане: на «Аритмии» ты рыдаешь на титрах под Стрыкало, а на «Витьке Чесноке» - под чудесное red disco «Я буду рядом» от «Не твое дело».

Саундтрек вообще очень органичен в обоих фильмах. В хантовской картине это цвет молодой поросли русского иронического хип-хопа и всякого смежного - «Грибы», Пика и Хаски. Забавно смотрится один из бандитов, потенциально опасный (и забавно картавящий), когда говорит: «А давай музычку послушаем, так оно веселей дорожку кор-ротать».


Вообще в «Витьке Чесноке» соблюден гурманский баланс опасности и забавности. Несмотря на нарочито кислотную красно-зеленую колористику и ощущение игры, мы ни на секунду не забываем, что это все-таки жизнь: в картине есть один саспенс-момент, которому бы и культовые слэшеры зааплодировали. 1990-е - один из самых вопиюще ярких примеров деструктивного влияния глобальных изменений на жизнь отдельно взятой семьи. Многие из нас почувствовали это на своей шкуре.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/bCtP7tjMGo0?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» - великолепное воплощение нашей детской игры в 1990-е в отдельно взятом фильме. Смотреть обязательно! В сети он уже доступен.



Ярослав Солонин
16.11.2017