Kenzo: француз с японской душой

Коротко о бренде: французский шик + японская простота.

Постоянные покупатели: люди глубокие и творческие, свободные в самовыражении.
Средний чек: 14 000 рублей на линейку аксессуаров.
Адрес: ЦУМ Воронеж.

Кензо Такада родился в 1939 году в провинции Хиого, в деревушке у подножия замка Химэдзи, в семье владельца традиционного чайного домика (Тясицу). Он был младшим, пятым ребенком в семье.

Впервые увидев глянцевый журнал, мальчик был впечатлен до глубины души, так что еще учась в школе, он точно знал, чему посвятит жизнь. Но практичные родители не одобрили выбор сына и отправили изучать английскую литературу в Kobe City University of Foreign Studies. Но невозможно заниматься тем, чего не любишь, и при этом быть счастливым: проучившись один семестр, Кензо Такада оставил университет и уехал в Токио.


Здесь, чтобы оплачивать учебу, он параллельно трудится на двух работах - подмастерьем маляра и манекенщиком - и получает престижное образование в японской школе моды Bunka Fashion College в числе первых студентов-парней.

Преподаватель, только что вернувшийся из Франции, рассказал ему о коллекциях Yves Saint Laurent и парижской моде. У молодого человека появилась новая цель - Париж. Он стал откладывать деньги на мечту, а вскоре воспользовался подвернувшейся возможностью: власти решили снести ветхий дом, в котором жил Кензо. Молодой человек получил денежную компенсацию и улетел в Париж. Это был 1965 год.


Он совсем не говорил по-французски, у него не было работы и денег, так что он молчал, слушал и смотрел: «Ни в одном уголке мира я не чувствовал себя так хорошо, как в Париже. Здесь каждый камень, каждое облако, каждый прохожий помогают мне в творчестве. Хотя в душе я остался японцем».

Он снимал комнату на Монмартре, не пропускал ни одного важнейшего показа (Pierre Cardin, Dior, Chanel) и все глубже погружался в депрессию: мир высокой моды казался недоступной целью, параллельной вселенной. Чтобы стать равным «монстрам», требовались десятилетия, но Кензо Такада не хотел ждать.


Западный подход к моде разительно отличался от восточного, так что молодой дизайнер решил сделать ставку именно на это. Он хотел поразить, расширить границы высокой моды, предложить что-то принципиально новое.

Он начинает разрабатывать одежду сразу для нескольких магазинов, заодно изучает особенности работы с западными тканями.


В 1970 году состоялся первый показ коллекции женской одежды от Кензо Такады. Все вещи были изготовлены вручную из качественного хлопка. Он соединил то, чему научился в Токио и Париже, и получился микс восточной этники, европейских традиций и парижского шика, сдержанных форм и богатых фактур.

Простые лаконичные силуэты, яркие цвета и принты, цветочный орнамент, полоска и клетка, элементы национального японского костюма - сочетание несочетаемого вызвало неподдельный интерес у европейцев. Японский стиль от Kenzo стал трендом: новый взгляд на крой дал модницам возможность отдохнуть от обтягивающих силуэтов, царивших в то время.


На его родине не было принято показывать оголенное тело, и Кензо принес эту традицию в западную моду, где все в точности наоборот. Закрытый крой компенсировал замысловатыми узорами, необычным сочетанием оттенков и принтов: «В Японии в начале 70-х было два направления для кимоно - простое и строгое или очень красочное, как японский театр кабуки. Я выбрал второе».

Он подарил Европе моду на свободную одежду, чистый крой, отказался от фурнитуры и вытачек, пропагандируя легкость и свободу во всем: «Телу нужно пространство. Как в физическом, так и в духовном смысле».


«Когда-то давно я шил платья для кукол сестры и мечтал, как буду одевать круглоглазых дочерей далекого Запада. В Париже, решив найти нечто свое, я подумал о смешении кимоно с западной одеждой: просторные свитеры, широкие накладные плечи, прямые линии, широкие рукава». Стиль Kenzo сразу окрестили «новым деконструктивизмом», «Couture Destructuree», и это течение было очень созвучно настроениям нового поколения, впитавшего дух парижских молодежных бунтов 60-х.

Особое место в творчестве дизайнера занимали цветы. Для Кензо Такады, человека не очень разговорчивого и не вполне владеющего французским, цветы стали своеобразной формой выражения любви к жизни и свободе. На Кензо заметно повлияли хиппи, так что культ цветов в его творениях вполне объясним.


Официально бренд Kenzo был зарегистрирован в 1976 году.

В 80-х обязательным предметом гардероба каждой уважающей себя модницы был длинный пиджак свободного кроя от Kenzo.

В 1983 году была запущена несколько эпатажная мужская линия, отличавшаяся нестандартным дизайном. Именно ей принадлежат известные всему миру элегантный пиджак в цветочек и полосатые брюки.


В коллекциях Кензо развивал этнические мотивы и постоянно расширял их географию: создавал мексиканские накидки, скандинавские свитеры, заимствовал элементы одежды у египтян, африканцев, индейцев. Он был путешественником и в каждой стране молчал, слушал и смотрел - и видел самую суть: «Экзотика - это я сам». Его работы выглядели экзотично и небанально. Ему не нужна была массовость, он не поддавался общим веяниям, а шел своим путем.


Кензо был еще и в числе первых, кто из дефиле устраивал полноценные шоу: «Мне нравится веселье, а Париж в те годы особенно к нему располагал». То он затягивал полотном и засыпал золотой пыльцой площадь Побед, то украшал мост Пон-Нёф десятками тысяч горшков с цветами, то устанавливал роскошные шатры вокруг старинного замка в Бордо. В 1978 году во время показа Kenzo модели дефилировали на арене цирка. В финале Кензо Такада выехал к публике верхом на слоне. Здание биржи, музей д’Орсе, цирк d’Hiver Bouglione, площадь Трокадеро, - Кензо организовывал показы во всех знаковых местах Парижа.


Не более трех цветов в одном образе, зимой - серый и черный, летом - белый, вечером - кружево, сумочка в цвет туфель, - для Кензо не существовало этих правил, он просто делал то, что хотел: «Деревья зеленые, все деревья зеленые, мы видели столько зеленых деревьев, что забыли: деревья бывают и розовыми, но если бы все деревья были розовыми, я бы показал вам зеленое дерево».

Он сделал свадебное платье розовым (символ удовольствия) и заменил традиционную вуаль большой шляпой-цветком. Женщина Kenzo никогда не одета «слишком», то, что ей нравится, она не возводит в абсолют. Она играет в моду, но не стремится произвести впечатление - никаких провокаций.


В начале 90-х конкуренция стала жесткой, но даже в этот период Кензо придерживался своей линии, игнорируя ультрамодные веяния: «Когда ты вынужден реагировать на тенденции, которые тебе не близки, ты лишаешься свободы». Все, что было для него важно - оставаться верным себе.


Фишка Kenzo - стиль на стыке разных культур. Сам дизайнер определял свой стиль как 'разрушение Haute Couture'.
Ценности Kenzo: молодость, дерзость, веселье, близость к природе, поэзия, игра контрастов, микс Востока и Запада.
Узнаваемые принты: глаза и голова тигра с раскрытой пастью.


В 1987 году появились детская линейка и домашний текстиль Kenzo, а еще через год - Kenzo Parfums, который впоследствии прославился новаторскими ароматами «Flower by Kenzo», «Kenzo Amour», «L'eau par Kenzo», «Summer by Kenzo».

В 1993 году процветающий бренд Kenzo выкупил гигант LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy), самый крупный в мире производитель предметов роскоши, владеющий большинством французских модных домов: «Я хочу взять год-полтора для переоценки ценностей, отдохнуть, набраться сил. Я в этом очень нуждаюсь. Хочу много путешествовать просто для удовольствия, хочу посвятить себя тому, на что раньше не хватало времени. Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже если это не приносит денег. Нужно много работать и многим делиться. И чаще устраивать себе праздники. Уезжать туда, где голубое небо, золотой песок и жаркое солнце. А потом возвращаться и начинать сначала».


Кензо Такада сам назначил преемников: француза Жиля Розье - отвечать за женские коллекции, датчанина Роя Крейберга - заниматься мужской модой: «Они хорошо прочувствовали дух марки. И мне бы хотелось, чтобы, уважая этот дух, они добавили нечто новое, чтобы стиль эволюционировал».

Продав бренд Kenzo, Кензо Такада стал выпускать одежду под различными марками: Yume, Gokan Kobo, Takada, а также создал линию одежды для каталога La Redoute. Впервые он смог позволить себе роскошь заниматься просто творчеством и не вникать в бизнес.


В 2003 году LVMH креативным директором Kenzo назначили Антонио Марраса. Через год он представил коллекцию, на создание которой вдохновился образом жизни и нарядами цыган. Критики сравнили его с самим Кензо, неоднократно обращавшимся к теме путешествий.

В 2011 году на смену Антонио пришел американский дуэт Умберто Леона и Кэрол Лим, основателей нью-йоркской Opening Ceremony, которые успешно работают в Kenzo по сей день: «У Kenzo такая выдающаяся и богатая история! Даже сложно определить, что именно мы привнесли в нее. Наша задача - освежить бренд, привнести в него молодость, сумасшествие и немного веселья. Но мы также уважаем и сохраняем традиции бренда».


Модный дом расширяет сферу деятельности. Сегодня под брендом Kenzo выпускаются одежда, обувь, аксессуары, парфюмерия, часы, домашний текстиль, дизайнерская мебель, серебро и посуда, которые продаются во всех уголках планеты. Аксессуары Kenzo можно найти и в воронежском ЦУМе.

Когда-то Кензо Такада с восхищением рассматривал страницы модных журналов, теперь на таких же страницах восхищенно пишут о нем. Позитивное отношение к жизни, - то, что он передавал через призму своего неординарного, поэтического видения мира и то, что он воплотил в своем главном детище.


Татьяна Клевцова

Фото из инстаграма @kenzo
02.02.2018