Петр Мамонов: «Одиночество молодых людей меня тревожит»

Воронеж стал первым после Москвы городом, увидевшим «Приключения Незнайки»
в прочтении Петра Мамонова.


22 ноября в Воронежском Концертном зале Петр Мамонов вместе с коллективом «Совершенно новые Звуки Му» представил новую программу «Приключения Незнайки». Воронеж стал первым после Москвы городом, в котором была показана эта программа, что, наверное, неслучайно. На встрече Мамонова с представителями творческой среды Воронежа, состоявшейся накануне концерта, и на самом концерте из уст артиста несколько раз звучали теплые слова о нашем городе и его людях. Публика также не давала усомниться в своих чувствах по отношению к Мамонову.


Что же представляют собой его «Приключения Незнайки»? В отличие от предыдущих моноспектаклей Мамонова - «Мыши + Зелененький», «Дед Петр и зайцы» и т. д. - выступает он не один, а с группой. Нынешние партнеры Мамонова по сцене годятся ему в сыновья: «У меня в группе играют отличные продвинутые двадцатипяти-тридцатилетние ребята». Барабаны, бас, электроника, периодически появляющиеся тромбон, труба и клавишные здорово усиливают воздействие материала на публику. Впрочем, музыка здесь полностью подчинена словам, которые Мамонов старательно укладывает в ритм: в основу представления положены фрагменты оригинального текста из «Приключений Незнайки» Николая Носова. Однако в руках Мамонова всем известное произведение из невинной детской сказки вдруг превращается в тяжелую трагедию маленького творца. «Сколько этих незнаек бегает по нашим улицам? - задавался он вопросом накануне концерта. - Капюшон на голову, одинокие, всюду слышат: „Делай как я!“… И это одиночество, в особенности, молодых людей, меня давно очень тревожит».


Впрочем, из текста Носова состоит далеко не весь спектакль. Мамонов в нем исполняет и свои новые песни, читает стихи, демонстрирует свою неповторимую пластику и даже к одному пластическому этюду подключает тромбониста. Что-то исполняет сам, без коллектива, на расстроенной гитаре нарочито нелепым, простецким звуком. Далеко не последнюю роль на сцене играет свет, который обеспечивает сын Мамонова Иван, профессиональный кинооператор. Так, в момент, когда коротыши в очередной раз запрещают Незнайке проявлять «творческую инициативу», а музыка реагирует на текст драматическим накалом, сцена и все на ней вдруг вспыхивает красным цветом, будто отсылая зрителя в советское прошлое, когда начинал творить сам Мамонов. От истеричной пляски красных лучей становится по-настоящему жутко, и понимаешь, что это все - не только о «незнайках, бегающих по улицам». Это и о нем самом, о Мамонове, о его молодости.


Ему, экстремально непохожему на все, что было в Советском Союзе, постоянно доставалось, причем не только от властей. «Афиша+» на прошлой неделе вспоминала, как выражались о нем даже люди в зрительном зале, сами (!) пришедшие к нему на концерт. Эти воспоминания продолжились и на встрече за день до концерта: воронежцы припомнили, как в 1990 году на презентации картины «Такси-блюз» в кинотеатре «Пролетарий» после оскорбительного выкрика из зала Мамонов ответил: «Я не подонок» - и ретировался. Надо обладать недюжинной силой духа и мужеством, чтобы на фоне подобных «откликов» не только продолжать гнуть свою линию, но и сохранить внутреннюю свободу, которая всегда была главным козырем Мамонова. Ведь когда она есть, возникает даже не возможность, а необходимость быть искренним. За искренность его и любит зритель. Мамонов объясняет: «Рок - это искусство, которое часто ругают. Я с ругающими не согласен, потому что оно подразумевает огромную степень искренности. Может быть, оно делается не очень умело, не очень мягко, умно или вежливо, но оно всегда предельно честно».

Концерт был организован компанией «ART.LAB. - Лаборатория искусств».




Кирилл Радин
Фотографии Евгении Небольсиной
24.11.2015