Марина Демченко: «Мир - это бесконечный поток идей»

«Афиша+» пообщалась с Мариной Демченко, воронежской художницей, автором иллюстрированной карты «Воронеж на ладони», презентация которой состоится в эту пятницу, 10 февраля, в книжном клубе «Петровский».


Марина Демченко - воронежская художница, иллюстратор, графический дизайнер, лауреат областного творческого конкурса «Культпоход» и ученица известного воронежского художника и педагога Алексея Загородных. Она активно участвует в культурной жизни Воронежа, меняя имидж города в лучшую сторону - через проекты современного искусства в рамках творческого объединения «Двенеодна», иллюстрации в городских печатных и интернет-изданиях, художественное оформление музыкальных вечеринок, коллективные выставки, организацию открытых показов российской авторской анимации…

Находясь в непрерывном движении, она ищет и пробует новые формы выражения своей творческой мысли, участвует и побеждает в различных конкурсах, получает гранты и премии, подтверждая простую истину: под лежачий камень вода не течет. В 2015 году Марина получила грант от департамента культуры на создание своего авторского проекта - бумажной иллюстрированной карты «Воронеж на ладони». Ее презентация состоится в эту пятницу, 10 февраля, в книжном клубе «Петровский». Об этом проекте и многом другом мы побеседовали с художницей.


- Как появилась художественная идея карты «Воронеж на ладони»?

- Я работаю иллюстратором и дизайнером как фрилансер, и мне давно хотелось сделать какой-то авторский проект, в котором я применила бы все свои навыки и фантазии. Хотелось сделать что-то посвященное Воронежу. Это для меня не родной город, но я живу здесь уже 11 лет. Мне очень нравится и сам город, и его культурная среда, которая здесь существует и развивается. Идея стала выкристаллизовываться, когда я узнала, что департамент культуры объявляет конкурс на получение грантов на создание культурно-значимых проектов для Воронежа. Я собрала заявку, отправила на конкурс, а позже с удивлением обнаружила, что получила грант.

- А сколько всего было подано заявок?

- В районе 50. Из них выбрали 8 или 10. Обладателями грантов стали как физические лица, так и юридические.

- На какую сумму был грант, и удалось ли ею покрыть все расходы на создание карты?

- Для физических лиц грант составлял 100 тысяч рублей. По условиям департамента половину этой суммы можно было потратить на зарплату руководителям и исполнителям проекта. Проект был полностью придуман и реализован исключительно мной, что заняло примерно год. Работы было много, пришлось выполнять функции иллюстратора, дизайнера, верстальщика, копирайтера, так как все тексты для карты я искала, собирала, редактировала и писала сама. Отбирала интересную мне информацию о Воронеже, которой я хотела бы поделиться с друзьями, в том числе из других городов. Поскольку в работе над картой во мне соединились несколько профессий, половину суммы ушло на оплату труда этих моих «я». Вторая половина суммы ушла на оплату типографских расходов. Одновременно с картой из печати выйдут открытки с ее фрагментами.

- Какой первый тираж карты и открыток? Планируешь ли в дальнейшем повторный тираж?

- Гранта хватило на 700 экземпляров карты и 700 открыток (их будет 8 видов). Конечно, мне бы хотелось, чтобы проект развивался. Уже есть идеи, как это сделать. Возможно, появятся другие версии карты или просто дополнительный тираж.

- Каков формат карты?

- В развернутом виде - 70×42 см. Но она удобно складывается в квадрат 14×14 см - так, что ее можно держать на ладони. Об этом, собственно, в буквальном и переносном смыслах говорит название проекта - «Воронеж на ладони». В сложенном виде ее будет удобно носить в сумке, класть в большие карманы.

Фрагмент иллюстрированной карты «Воронеж на ладони»
Фрагмент иллюстрированной карты «Воронеж на ладони»
Фрагмент иллюстрированной карты «Воронеж на ладони»

- Где и в какую цену можно будет приобрести и карту, и открытки?

- В книжном клубе «Петровский» карта будет стоить 200 рублей, 1 открытка - 50 рублей. Ищу дополнительные места распространения, открыта для предложений. Возможно, это будут какие-то сувенирные магазины, галереи. Мне бы хотелось, чтобы карта широко распространялась, и любой турист мог легко ее найти и воспользоваться. Хотелось сделать проект, который будет полезен и функционален. Мне вот лично не хватает таких карт-проводников по городу, когда я приезжаю в другие места.

- Собираешься ли предложить карту организаторам фестивалей, на которые приезжают артисты и зрители из других городов?

- Такая мысль есть. Посмотрим, что из этого получится.

- А иностранцы ею смогут воспользоваться?

- На английском языке версии пока нет, но я не исключаю, что она появится.

- Какая именно территория и какие городские объекты вошли в твою карту?

- Центр Воронежа от площади Заставы до Петровской набережной и от улицы Коммунаров до улицы 20-летия Октября. На карте отмечены галереи, музеи, памятники архитектуры и тому подобные культурные места плюс некоторые неформальные достопримечательности. Такие, как «волосатая» стена, к примеру. Хотя она и полысела с тех пор, как я увидела ее первый раз. Указаны и несколько смотровых площадок, которые мне самой нравятся и которые не так легко найти. Вообще, жаль, что в Воронеже на самом деле не так уж и много всяких интересных неформальных достопримечательностей, про которые можно рассказать иногородним друзьям. О каких-то вообще узнала благодаря сайту, который собирает информацию о всякого рода прикольных местах во всех городах России. Например, о табличке на стене дома по улице Дзержинского, в котором раньше был магазинчик Freak Fabrique, гласившую, что здесь в таком-то году побывал человек, который изобрел машину времени. Меня трогают места, которые согреты теплом горожан и могут заинтересовать случайного прохожего. Такие, как палисадник на улице Алексеевского, где живет кролик. Возможно, моя карта каким-то образом поспособствует тому, что люди будут вдохновляться и создавать такие места.

- А что касается кафе, магазинчиков, клубов - такие локации на карте присутствуют?

- Я решила их не отмечать. Мне не хотелось давать досуговых ориентиров для туристов города, ведь у всех разные интересы, и, что важно, я не хотела давать рекламу кому бы то ни было.

- С какими печатными или интернет-изданиями ты сотрудничаешь?

- На постоянной основе сейчас ни с кем. Этот год я занималась фактически только своим авторским проектом, который потребовал много сил и времени. С журналом «Слова» вот недавно работала. Начала сотрудничать с агентством Bang! Bang! - это самое крупное иллюстраторское агентство в нашей стране, оно соединяет заказчиков с иллюстраторами в России и не только.

Иллюстрация для журнала «Слова»
Иллюстрация для газеты «Время культуры»
Иллюстрация для книги Натальи Стасиной «Мама балуется»

- А за какой заказ ты никогда не возьмешься, можешь привести пример?

- Сигареты, алкоголь не буду рекламировать. Я для себя решила, что хочу работать с людьми, чье мировоззрение мне близко. Мне нравится работать с теми, кто делает что-то созидательное, что несет в себе хорошую энергию, будь это бизнес или творчество.

- Расскажи про свои ближайшие выставки, планы, идеи.

- Наша деятельность в объединении «Двенеодна» - важная часть того, что я делаю сейчас. Но я стараюсь разделять: я как иллюстратор и я как художник - это немного разные «я». Я как иллюстратор стараюсь делать проекты, которые вызывали бы добрые, позитивные чувства. Карта «Воронеж на ладони» по моей задумке должна рассказывать людям о том, что наш город хороший, атмосферный, где все люди добрые и делают хорошие дела. Работа объединения «Двенеодна» - совсем другая по направлению и идеям. С помощью методов современного искусства мы с Алиной Закурдаевой делаем проекты, которые изучают реальность и разные точки зрения на нее. Мы изучаем реальность через призму наблюдения за заброшенными советскими пространствами - наша мастерская находится в «Коммуне», мы смотрим на заброшенный цех через окна нашей мастерской. Мы изучаем среду такого рода, анализируем ее, создаем проекты.

В феврале у нас с Алиной проходят три выставки, все не в Воронеже. Везде участвуем удаленно: отправляем свои работы, но присутствовать лично нигде не будем. Первая - в Питере, мы попали в участники выставки молодых художников в арт-кластере «Арт-муза». Отвезли туда работы нашего проекта «У сторожа нет имени». Это работы в коллажной технике, которые мы сделали на досках, найденных в цехе. Две выставки у нас планируются в Тольятти. Туда отправим работы с нашей последней на сегодняшний день выставки в Воронеже - распечатанные фотографии на пластиковых кругах. Экспозицию дополним видеоартом, таким образом получится отчасти медийная выставка, и проходить это все будет в квартирной галерее. Нам интересно сотрудничество с необычными площадками, местами, ведь у нас своя мастерская в полузаброшенном здании. Такого рода места, мне кажется, должны взаимодействовать друг с другом.

В марте мы едем в Кронштадт, в арт-резиденцию при государственном центре современного искусства. Очень рады, что прошли туда. Будем там жить две недели, сделаем выставочный проект, представим его там. Такие вот планы на ближайшие пару месяцев.

- Значит ли это, что объединению «Двенеодна» стало менее интересно участвовать в воронежской художественной жизни?

- Мы провели в Воронеже три персональных выставки и сейчас ищем новые методы, новые пути для себя. Сейчас такой этап, когда мы выходим за границы Воронежа. Но мы не остановимся на этом. Я думаю, обязательно что-то случится летом где-то в Черноземье. Во всяком случае, идей и проектов много.

Двенеодна. The Secret Under The Floor
Двенеодна. The Secret Under The Floor
Двенеодна. The Secret Under The Floor
Двенеодна. Aрт-объект на фестивале «Усадьба джаз»
Двенеодна. Aрт-объект на фестивале «Усадьба джаз»
Двенеодна. Выставка «Постоянная переменная»
Двенеодна. Диптих «Целый июль»

- В ваших выставках всегда в той или иной степени присутствует интерактив с аудиторией, вы предлагаете новые форматы, близкие к перформансу. А сами вы как позиционируете деятельность объединения?

- Наши выставки - это не выставки, а скорее проекты. Мы не просто демонстрируем работы, а часто придумываем какое-то взаимодействие со зрителем и нам нравится дальше развиваться в этом направлении в том числе. Перформативные практики меня сейчас действительно сильно интересуют. Зритель для нас - не просто сторонний наблюдатель, который пришел в галерею, где только выставлено искусство, чтобы покивать головой с серьезным видом и уйти. Мы хотим и зрителю, и себе давать новый опыт и считаем, что именно в этом состоит задача современного искусства - давать человеку новый опыт. В этом же заключается и задача культуры.

- Творчество кого из воронежских художников тебе близко?

- Недавно я увидела много работ потрясающего воронежского художника, который практически не выставляется. Для меня это было невероятное открытие, я искренне считаю его одним из лучших. Это Сергей Бруданин. Его работы перекликаются с нашими с Алиной эстетическими поисками. Он часто использует найденные объекты - доски, фанерки, дверцы от шкафов, бруски, проволоки, железные скобы. Он создает из них ассамбляжи и часто применяет какие-то живописные решения поверх этих ассамбляжей. Сергей - потрясающий колорист, его манера живописи отчасти близка манере Загородных и Камбалина (воронежские художники - прим. ред.), но то, что он делает в сочетании с найденными объектами - это просто что-то нереальное. Вообще, он очень плодовитый художник: за полгода нарисовал, наверно, 100 работ.

- Что ты можешь посоветовать человеку, который только начал интересоваться совриском? За именами каких актуальных художников сейчас стоит следить?

- Все очень разрозненно. Как и в любой сфере, в современном искусстве много проходного, тем более, что оно по сути своей провокационно. Мне самой интересно только процентов 10−20 из того, что я вижу. Но этот объем достоин того, чтобы его изучать.

«Зритель для нас - не просто сторонний наблюдатель, который пришел в галерею, где только выставлено искусство, чтобы покивать головой с серьезным видом и уйти».

Здесь все зависит от эстетических и мировоззренческих принципов человека, который хочет разобраться в современном искусстве. Никаких имен тут нельзя рекомендовать. Могу посоветовать изучать историю современного искусства на примере лекций Ирины Кулик «Несимметричные подобия». В этом цикле она сравнивает разных художников, проводит интересные аналогии, анализирует. Это достойно изучения. А дальше уже все само собой придет к тем, кто начинает интересоваться современным искусством.

- Давай поговорим об анимационном кино. Я знаю, что ты фанат авторской анимации, три раза была на российским фестивале анимационного кино в Суздале. Расскажи об этом форуме и своем участии в нем.

- Я очень люблю российскую авторскую анимацию и долгое время хотела ею всерьез заняться. Экспериментировала, сама что-то делала. Но недавно решила, что все-таки эта сфера требует полного погружения, и сделала выбор в пользу иллюстрации и современного искусства. А свою любовь к анимации я выражаю как зритель и организатор показов.

«Суздальфест» - потрясающий форум и для тех, кто занимается анимационным кино, и для тех, кто просто любит мультики и готов поехать в сказочный Суздаль, чтобы их посмотреть. Этот фестиваль проводит разного рода конкурсы для зрителей и авторов. Есть конкурс любительской анимации, конкурс плакатов, проектов и прочие. Каждый раз я попадала на фестиваль благодаря участию или победе в каком-то конкурсе. Впервые - в 2014 году. Я и мой друг, художник, участвовали в конкурсе проектов: сочинили историю для мультфильма, написали синопсис, сделали эскизы и отправили на питчинг. В итоге прошли на конкурс, но мультфильм так и не сделали, хотя собирались. Так я познакомилась с этим фестивалем. На следующий год я выиграла в конкурсе фотографии, а еще через год - в конкурсе плакатов.

- Ты ездила на фестиваль за свой счет?

- Нет. Дирекция форума оплачивает участникам конкурсов проезд от Москвы до Суздаля и обратно и проживание в фестивальном центре либо на половину срока проведения феста, либо на весь. В фестивальном центре живут все: и молодые режиссеры, и участники конкурсов, и заслуженные мастера - Норштейн, Максимов, Алдашин. Неважно, кто ты и какие у тебя заслуги, ты постоянно находишься в этой единой для всех творческой атмосфере, где круглые сутки идут показы мультфильмов и можно знакомиться буквально со всеми. Все это мне очень нравилось.

Скетчбук Михаила Алдашина, его портрет Марины
Режиссеры на сцене «Суздальфеста»
«Суздальфест-2015»
«Суздальфест»

- Не может так сложиться, что ту вашу первую историю для мультфильма реализуют другие люди?

- В условиях участия где-то было прописано, что организаторы фестиваля не имеют права отдавать материалы кому бы то ни было. Но на самом деле мир - это бесконечный поток идей, ты можешь взять что-то откуда угодно, преобразовать, переработать и сделать свое, и это будет лучше, чем то, что ты взял. Поэтому нет смысла так беспокоиться насчет своих идей и никому их не показывать, не делиться ими ни с кем.

- Подозреваю, что у тебя лежит в столе не одна готовая идея для мультфильма.

- У меня их несколько. Еще с тех пор, когда я хотела серьезно заниматься анимацией и стать режиссером.

- А кому из российских режиссеров анимационного кино ты бы предложила себя в качестве художника? Есть вообще такая мечта?

- Вот сейчас появилась (Смеется). Мне бы очень хотелось получить такой опыт работы с каким-то известным и интересным мне режиссером. Например, с Михаилом Алдашиным, Иваном Максимовым, чье творчество я очень люблю. Если продолжать фантазировать, то в реализации своих идей для мультфильмов я хотела бы выступить и как сценарист, и как режиссер, и как художник. Как мультипликатор тоже хотела бы, но понимаю, что для этого у меня недостаточно навыков, надо учиться, осваивать программы, нужно обладать очень хорошим чувством ритма. Если дойдет до реализации моих задумок (для которых уже есть сценарий, эскизы), то для начала я бы хотела снять анимационный клип для Алексея Вдовина.

- А пока твоя любовь к авторской анимации выливается в организацию показов?

- На сегодня я провела в Воронеже несколько открытых показов, последний собрал полный большой зал книжного клуба «Петровский». Хочу, чтобы люди имели возможность познакомиться с российской авторской анимацией. У нас она очень сложно доходит до зрителя по разным причинам: телевизионное время стоит дорого или по требованию фестивалей работы не должны быть в публичном доступе. Я прилагаю усилия, чтобы наладить связь режиссеров и «Суздальфеста», который предоставляет уже готовую программу, с книжным клубом «Петровский», чтобы я, мои друзья и незнакомые люди имели возможность посмотреть прекрасные мультфильмы.

- Разве легко получить разрешение на показ, это же связано с авторским правом?

- Удивительная вещь: на бесплатный публичный показ все дают разрешение с большой радостью. Режиссеры всегда рады интересу к своим работам, даже состоявшиеся мастера. Программу последнего показа я составляла целиком сама на основе того, что мне понравилось на «Суздальфесте-2016». В каталоге отметила понравившиеся работы, а потом написала каждому режиссеру, плюс в две студии - «Шар» и «Пчелу». Кто-то ответил мне лично. Из студий прислали несколько работ. Бывает и так, что «Суздальфест» сам пишет, мол, не хотели бы вы устроить показ, вот у нас уже есть все разрешения с подписанными авторскими правами. Так что проблем нет, и право на бесплатный публичный показ получить легко. В марте одновременно с «Суздальфестом» будет проходит показ в Воронеже, которым буду заниматься я.

- Насколько я знаю, этим твоя просветительская деятельность в Воронеже не ограничивается. Расскажи о своем участии в проекте «Умбра».

- Это сайт о художественной жизни Воронежа, который запустился в июне прошлого года. Его создала моя подруга, журналистка и художница Ольга Гнездилова. Она является автором идеи и основателем издания. Я создала логотип, периодически делаю для него фотографии, пишу материалы и всячески помогаю этой инициативе. В Воронеже не хватает изданий, пишущих о культуре, и это очень странно: огромный город с такой разнообразной культурной жизнью… «Умбра» - это абсолютно частная инициатива, авторский проект. В этом году Оля получила грант от департамента культуры на развитие издания. Она этим очень горит, занимается от души. К тому же она ученица Загородных и таким образом совместила в «Умбре» свои два главных интереса - искусство и журналистику. Хорошо, что департамент культуры решил ее поддержать, так как существовало это все исключительно на волонтерских началах.


- К слову, ты состоишь в Молодежном общественном совете при департаменте культуры Воронежской области. Какие задачи решает этот совет, зачем вообще он нужен?

- Департамент культуры хочет развивать связь с молодежью и считает, что у них эта связь не налажена. Это и есть главная цель - навести мосты между воронежскими учреждениями культуры и молодежью. В положении о молодежном совете сказано, что члены совета должны «содействовать проявлению у молодежи самостоятельности, ответственности, активной гражданской позиции, организовывать культурно-массовые мероприятия, анализируя проблемы молодежи в сфере культуры и досуга». Например, они ждут от нас предложений, идей, как можно использовать пространство Мариинской гимназии, на базе которой хотят сделать некую арт-лабораторию.

- Ух ты! Семена, посаженные Бояковым, все-таки могут взойти?

- Надеюсь, что да.

- Молодежному совету доверят придумать, организовать и реализовать какие-то мероприятия на базе Мариинской гимназии?

- Кажется, так. При этом, кроме нескольких членов совета, ребята не имели опыта в организации каких-то культурных мероприятий. Это меня удивило.

- И как, по-твоему, надо использовать Мариинскую гимназию?

- Я на собраниях совета озвучивала мысль, что хорошо бы там выставки делать. В Воронеже острая нехватка выставочных пространств. Аренда тех, которые есть, стоит больших денег. Есть сложности в организации, неприспособленность помещений под выставки, к примеру, в фойе Дома актеров практически нет света. Молодым художникам, которые только начинают и ищут себя, необходимо пространство, в котором будут проходить выставки на постоянной или периодической основе. Сейчас я общаюсь с молодыми художниками, которые организовывали молодежный форум художников «ФОРМА-Т», связываю их с департаментом культуры. Как все это будет существовать, пока абсолютно неизвестно. Но если все получится, такое выставочное пространство появится в ближайшие полгода.

«Если вырастет что-то хорошее в одном месте, то почему не вырастет в другом? Надо вспахивать чернозем».

- А нет такого чувства, что это некая подспудная попытка власти влиять на молодежную культуру?

- Если она и есть, то она обречена на провал. Такое в принципе невозможно.

- Если молодому культуртрегеру что-то захочется сделать, организовать, он это сделает в любом случае, с чьей-то поддержкой или без нее…

- Согласна. Мне кажется, потребность делать свои проекты в Воронеже воспиталась, и люди будут делать еще больше хороших интересных профессиональных событий высокого уровня. Очень надеюсь, что все это будет подниматься независимо от того, есть поддержка от департамента, от кого-то еще или ее нет.

- То есть ты настроена позитивно?

- Пусть все цветы расцветают. В том числе интересы людей, которые связаны с учреждениями культуры. Все должно развиваться, несмотря на то, что мне самой не близка официальная культура с ее надзором и назиданием: «Не выставляйте голых женщин, не надо сигарет на картинах!». Если вырастет что-то хорошее в одном месте, то почему не вырастет в другом? Надо вспахивать чернозем.

- Нет желания переехать в более крупный город с более насыщенной и разнообразной культурной жизнью, где могут открыться большие возможности и перспективы творческого роста?

- Пока мне интересно именно в Воронеже делать то, что я делаю. Мне хорошо в этом городе, в этой среде. С одной стороны Воронеж - маленький мирок, все друг друга знают, с другой - здесь большой простор, чтобы созидать с людьми, которые тоже горят своим делом. Мне хочется работать здесь, чтобы я ни делала. Что будет дальше, никто не знает. Но мне бы не хотелось уезжать.


Дарья Кобзаренко
Фото: Евгения Небольсина, личный архив Марины Демченко
09.02.2017