20 лет альбому Massive Attack «Protection»

26 сентября исполнилось 20 лет со дня выхода второго студийного альбома Massive Attack «Protection». «Афиша+» рассказывает историю создания пластинки, которую многие слушатели непременно взяли бы с собой на необитаемый остров.


26 сентября исполнилось 20 лет со дня выхода пластинки «Protection» — второго студийного альбома пионеров бристольского саунда Massive Attack.

Несмотря на то что сразу после выхода альбома редкая рецензия на него обходилась без сравнения с дебютной пластинкой группы «Blue Lines» (причем последней нередко отдавалось предпочтение), впоследствии именно «Protection» слушатели стали называть совершенным и без колебаний включать в топ-5 пластинок, которые они бы взяли с собой на необитаемый остров.

Massive Attack в период выхода альбома «Protection»: Энди Mushroom Ваулз, Грант Daddy G Маршалл и Роберт 3D Дель Ная.

Бристоль никогда не был центром вселенной в том, что касается музыки. Однако в конце 1970-х — начале 1980-х основы того, что в результате получило название «бристольская сцена», были заложены пионером пост-панка и индустриального хип-хопа Марком Стюартом и его группой The Pop Group, смешавшей в своей музыке панк-рок и даб-регги. Вскоре в мультинациональной среде Бристоля, разогретой мистером Стюартом и компанией, появилась саунд-система The Wild Bunch, постоянно менявшая состав группа объединенных общей идеей музыкантов, диджеев и эмси. В состав коллектива среди прочих входили и будущие участники Massive Attack — Роберт 3D Дель Ная, Грант Daddy G Маршалл и Энди Mushroom Ваулз. К середине 1980-х The Wild Bunch стали бристольской группой номер один, способной с двумя «вертушками» и одним микрофоном «взорвать» любой местный клуб. Основными ингредиентами звука The Wild Bunch были ямайский регги и олдскульный нью-йоркский хип-хоп.

В начале 1990-х 3D, Mushroom и Daddy G откололись от The Wild Bunch и стали выпускать музыку под вывеской Massive Attack. Вскоре к ним присоединился сосед Дель Ная по комнате Эдриан Тоус, получивший за свое эксцентричное поведение прозвище Tricky (Ловкач). В 1991 году у Massive Attack вышел первый альбом — «Blue Lines». Пластинка, содержавшая взрывную смесь из американского хип-хопа, ямайского регги, даба, соула и джаза, получила самые высокие оценки критиков и практически мгновенно стала культовой. Определявшие себя в то время как «урбан-блюз-коллектив», Massive Attack впоследствии всеми способами отгораживались от термина «трип-хоп», специально придуманного критиками для музыки, появившейся в Бристоле в первой половине 1990-х.

Редкий кадр: улыбающиеся участники Massive Attack. Фотография, сделанная Энди Монсуном для промо-кампании альбома «Protection» в 1994 году.

За те три года, что разделяют первые две пластинки Massive Attack, в коллективе и вокруг него произошло много событий. Во-первых, сонм продюсеров и артистов, пытавшихся скопировать музыкальную формулу дебютной пластинки Massive Attack, превратил фирменное звучание группы в самый настоящий мейнстрим. Во-вторых, Tricky, постоянный компаньон группы, несмотря на то, что появлялся в студии, чтобы записать вокал для пары треков нового альбома, решил сконцентрироваться на собственном творчестве. В-третьих, первый менеджер группы Кэмерон МакВей, выступивший сопродюсером «Blue Lines», ушел помогать своей супруге Нене Черри записывать альбом. В-четвертых, и это, наверное, было главной проблемой, с которой Massive Attack пришлось столкнуться при записи второго альбома, из группы ушла вокалистка Шарон Нельсон, чей голос звучит в главных хитах первого альбома — «Safe from Harm» и «Unfinished Sympathy». Она покинула группу с намерением начать сольную карьеру, в результате так толком и не сложившуюся.

«Все думают, что эти три года мы ничего толком не делали. А на самом деле нам пришлось разгрести целую кучу проблем. Но, к счастью, нам удалось привести все в порядок. „Protection“ — это новое начало для нас».

«Кто знает, что было бы, если мы с Шарон продолжили работать вместе? — рассуждали тогда участники группы в интервью журналу Face. — После того как она ушла, нам пришлось хорошенько подумать о том, куда мы двигаемся. И в конце концов мы приняли решение не искать другую соул-вокалистку. Нам пришлось изменить направление, и мы начали работать над материалом, который совсем не был предназначен для танцпола. Самой тяжелой задачей было найти правильных вокалистов. Все думают, что эти три года мы ничего толком не делали. А на самом деле нам пришлось разгрести целую кучу проблем. Но, к счастью, нам удалось привести все в порядок. „Protection“ — это новое начало для нас».

Фотография, сделанная Жан-Баптистом Мондино во время студийной работы над альбомом «Protection».

В результате продюсером второй пластинки стал бывший участник The Wild Bunch Нелли Хупер, на счету которого к тому времени уже числились невероятно успешные дебютные пластинки Soul II Soul и Бьорк. В качестве приглашенных вокалистов были задействованы Tricky, ветеран регги Хорас Энди, певица нигерийского происхождения Николетт, до сотрудничества с Massive Attack громко заявившая о себе альбомом «Now Is Early» и хит-синглом «No Government», и к которой с легкой руки Дель Ная прилип ярлык «Билли Холидей на кислоте», и вокалистка Everything But The Girl Трейси Торн, за чьим творчеством участники Massive Attack следили с тех пор, как она появилась на поп-сцене в начале 1980-х, и чей дебютный сольный альбом «A Distant Shore» они называли «классикой пост-панка».

Massive Attack и их игрушки. Изначально фотография была опубликована в журнале Future Music в сентябре 1994 года.

Участие Трейси Торн в двух, наверное, ключевых треках альбома послужило отличным трамплином для выхода на новый уровень ее совместного с Беном Уоттом проекта Everything But The Girl, долгие годы довольствовавшегося любовью относительно узкого круга молодых умников. Именно после сотрудничества Трейси с Massive Attack дуэт стремительно переместился из однокомнатных квартир выпускников университетов на танцполы мира. Хотя, возможно, самым важным гостем на пластинке стал шотландский композитор Крейг Армстронг. Инструментальные композиции, записанные при его участии, во многом определили дальнейший путь развития Massive Attack.

Видео на песню «Protection» снимал Мишель Гондри. В 1995 году карьера будущего режиссера «Вечного сияния чистого разума» только набирала обороты: до работы с Massive Attack он снял два видео для синглов с первого альбома Бьорк. «Съемки видео для „Protection“ были очень мучительными, — вспоминал позже Дель Ная. — Нам безусловно повезло, что нам выпал шанс поработать с Гондри, но именно из-за этого клипа начались все мои проблемы со спиной. Мне пришлось пятнадцать дублей держаться на наклоненной стене в промозглую парижскую погоду. Гондри тогда не был известным режисером, но был так убедителен и у него было такое мощное воображение, что нам пришлось полностью довериться ему».


Каждому гостю на пластинке отдано по две композиции. Богатый вокал Трейси Торн наконец-то получил достойное музыкальное обрамление в заглавной композиции и в «Better Things», экзотичный и немного не от мира сего голос Николетт украшает песни «Three» и «Sly», Tricky присоединяется к группе в «Karmacoma» и «Eurochild», эмбиентное фортепиано Крейга Армстронга появляется в двух нуаровых инструментальных треках «Weather Storm» и «Heat Miser», а присутствующий на всех пластинках Massive Attack Хорис Энди отрывается в урбанистическом регги «Spying Glass» и в кавер-версии на «Light My Fire».

«Хорис пел „Light My Fire“ годами, — рассказывал Mushroom в интервью тех лет. — Но когда мы спросили, слышал ли он оригинальную версию The Doors, он удивленно переспросил: „Кто такие The Doors?“. Судя по всему, старая версия Хосе Фелисиано была большим хитом на Ямайке в конце 1960-х, и Хорис считал, что это и есть оригинал».

Альбом имеет симметричную структуру: первая песня с первой стороны виниловой пластинки или кассеты совпадает по участию того или иного гостя и, соответственно, общей атмосфере с первой песней на второй стороне и так далее.

Видео на песню «Karmacoma» снимал Джонатан Глейзер, позже прославившийся как режиссер клипов «Rabbit in Your Headlights» UNKLE и «Karma Police» Radiohead. В 2000 году Глейзер дебютировал в кино, его последняя на данный момент режиссерская работа — фантастический триллер «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон в главной роли.

«Protection» стал первым в цепочке альбомов бристольских исполнителей (за ним, например, последовали дебютные пластинки Portishead и Tricky), которые заставили музыкальных критиков всерьез говорить о феномене «бристольской сцены» и придумать термин «трип-хоп». За время своего существования альбом попал во множество рейтингов самых разных музыкальных изданий, в том числе и в топ-10 «Самых крутых альбомов всех времен» журнала Rolling Stone, редакторы которого назвали пластинку «идеальной для поездок по пустому городу в 4 утра».

«Хорис пел „Light My Fire“ годами. Но когда мы спросили, слышал ли он оригинальную версию The Doors, он удивленно переспросил: „Кто такие The Doors?“. Судя по всему, старая версия Хосе Фелисиано была большим хитом на Ямайке в конце 1960-х, и Хорис считал, что это и есть оригинал».

«В 1991 году мы задавались вопросом, как Massive Attack смогут удержать ту высокую планку, которою они сами себе установили альбомом „Blue Lines“, — писали New Musical Express в 1994 году. — Ответ оказался прост. Они решили ту же задачу, но другим способом. „Protection“ действительно оказался недостижимой высотой для всех имитаторов, черпающих идеи из первой пластинки группы. Так что просто притушите свет и наслаждайтесь».


Роман Дранников
15.10.2014