Будущее Воронежского камерного театра. Разговор с Михаилом Бычковым

В 2014 году Камерному театру исполняется 20 лет, и все эти годы коллектив провел в помещении ДК железнодорожников. В настоящее время идет строительство нового здания, куда театр планирует переехать в будущем году. Михаил Бычков заявил, что в связи с этим модель театра будет изменена, поскольку нынешние камерность и минимализм во многом вынужденные.

— Я 20 лет проработал без заведующего труппой, заведующих литературной, музыкальной частью, без многих специалистов, которые в нормальном театре быть должны. И дело не в отсутствии средств, а просто у нас мало места: элементарно некуда людей рассадить. Мы многое теряем из-за таких условий: мало ездим на гастроли, недостаточно развиты партнерские отношения с коллегами за рубежом. У нас нет видеоархива. Много чего нет. Но сейчас мы об этом начинаем думать.

Михаил Владимирович рассказал, что лично принимал участие в разработке архитектурного проекта нового здания, поскольку несет ответственность за то, как будет выглядеть театр и как будет использован каждый квадратный метр выделенного пространства:

— Соучастие в процессе строительства — дело сложное. Я почти не репетирую, не читаю, не смотрю работы коллег, я изучаю каталоги стройматериалов, санфаянс, обивку мебели, отопительное оборудование. Я не хотел бы сюрпризов в новом театре. Была задача не растерять особенность, природу нашего камерного спектакля, когда соотношение зала и сцены таково, что у зрителя создается ощущение, что спектакль играется лично для него. Он не наблюдает со стороны, а находится внутри действия. Именно за это ценят наш театр зрители. Мы постарались эту камерность, это ощущение сохранить.
Новый зал театра будет вмещать 180 зрителей (в нынешнем всего 100 мест). Планируется также малый зал на 40−80 человек, в котором могли бы проходить небольшие спектакли, читки, лаборатории, репетиции. В новом здании спектакли даже можно будет играть на крыше.

— Все эти годы мы работали в одном помещении, оно служило нам и для репетиций, и для спектаклей, и для изготовления декораций. Это ограничивало творческие мощности нашего театра. Новое здание будет значительным шагом вперед именно для занятия творчеством. Хватило бы потенциала для наполнения этого пространства.

Михаил Владимирович неоднократно упомянул социальную функцию театра. Театр не должен быть местом, которое открыто два часа в день пять дней в неделю. Театр, по мысли Бычкова, должен стать культурным центром города, местом, объединяющим людей:

— Надеюсь, что изменится та роль, которую играет театр в жизни города. Все-таки на его строительство область тратит большие деньги. И когда говорят, что все это строится для Бычкова и небольшой группы артистов, то это ерунда. Театр строится для воронежцев, для того, чтобы в этом пространстве люди имели больше точек соприкосновения с искусством. Места хватит для многого. Мы построим такую модель театра, при которой 7 дней в неделю в этих стенах будет что-то интересное происходить.
Эту же мысль подчеркнул присутствовавший на встрече ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков:

— Современный театр — это дом, который открыт постоянно. Культурный центр, который воспитывает публику, все поколения. Сегодняшнему театру не хватает молодого зрителя, молодой драматургии, молодых специалистов — режиссеров, звукооператоров, продюсеров. Наша академия обязательно будет работать над этим.

Также Эдуард Бояков открыл небольшой секрет и объявил, что с 2014 года в академии искусств будет набираться актерско-режиссерский курс под руководством Михаила Бычкова.

Михаил Владимирович сообщил, что небольшие изменения произойдут и в труппе Камерного театра. Конечно, до размеров трупп государственных репертуарных театров она не увеличится, но в новых гримерных будет 24 места. Также Михаил Бычков рассказал о том, что будет интересного в новом театре, помимо собственно спектаклей:

— В театре возникнет студия звукозаписи и место, где смогла бы на постоянной основе работать небольшая группа музыкантов. Площадка могла бы быть постоянным местом для талантливого хореографического объединения, фотографии, других форм изобразительного искусства. Будет специальная выставочная галерея, открытая для публики. Придумаем что-нибудь и для театрального кафе. Будем притягивать публику к себе.
Михаил Бычков говорил о важности театра для молодежи, о том, что посещение спектаклей могло бы стать важным социальным ритуалом молодых людей. Но вопрос о детских спектаклях вызвал у Михаила Владимировича противоречивые чувства:

— Я пришел в Камерный театр из ТЮЗа. И первое, что я сделал, — повесил на дверях театра: «Зрители моложе 16 лет не допускаются», и радостно мы так прожили лет десять. Я тщательно за этим следил. Я понимаю, что детям нужен театр. В новом театре это, возможно, будет. Если у нас будет не две уборщицы, а хотя бы восемь и они готовы отдирать жвачки от кресел. Но пока у нас нет условий для детей. Подождем. В будущем — обязательно. Театр должен думать о всех поколениях.

Встреча с руководителем Камерного театра собрала разную публику — представителей прессы, работников сферы искусства, любителей театра. Михаил Бычков призвал делиться своими впечатлениями, пожеланиями о том, что бы люди хотели видеть в новом театре, а чего хотели бы избежать. На пожелание сохранить дух и эстетику Камерного театра Михаил Владимирович ответил так:

— Да, есть естественное опасение потерять то, что мы имеем, но театр — странная вещь. Невозможно сохранять себя, не двигаясь вперед, не изменяясь. Попытка остаться в той же эстетике и работать проверенным способом приведет к тому, что мы потеряем что-то и вы нас разлюбите. Почувствуете, что мы отстали от жизни. Потому единственный способ не скатиться назад — это идти вперед. На этом пути будут ошибки и резкие движения. Но я хотел бы удивлять. Вас и себя, верить, что я еще не всему научился и все в театре попробовал. Хочу открывать что-то новое.
Планы и перспективы, обрисованные Михаилом Бычковым, определенно порадовали и заинтриговали собравшуюся на встрече публику. Будем надеяться, что в 2014 году Камерный театр все-таки обретет новый дом и что в этом доме воронежским любителям искусства будет по-прежнему интересно и уютно.
Максим Баркалов
13.12.2013