«Окча»:
смотреть до конца!

«Афиша+» рассказывает о, пожалуй, главной кинопремьере этого лета, которая так и не попала в кинотеатры.


Бон Чун Хо зарекомендовал себя как режиссер, умеющий снимать кино, пригодное и для высоколобых фестивалей, и для поп-корновых цитаделей. Еще дебютной работой 2000 года «Лающие собаки никогда не кусают» он показал, что любит и умеет приправлять серьезные темы своеобразным юмором и чуждается внешних эффектов, не подкрепленных драматургической мотивировкой.

Он более здоров, чем Ким Ки Дук или Пак Чхан Ук, но при этом отнюдь не тривиален. В своем новом фильме «Окча» режиссер не боится рассмотреть, казалось бы, заезженную тему бесчеловечности и безликости мясной промышленности. Но благодаря тому, что от режиссера также хорошенько достается и «зеленым», и современным масс-медиа, «Окча» не превращается в экологический памфлет.


Полгода назад, когда зритель только предвкушал выход «Окчи», многочисленные анонсы рождали в головах неверные представления об этом фильме. Казалось, что речь идет о неком уродливом существе, чью красоту под силу разглядеть лишь маленькой доброй девочке, девиз которой - «Все равно его не брошу, потому что он - хороший», и вот она против всего мира выступает, защищая любимого монстра.


И что же мы видим во второй сцене, после того как отдали должное искрометно-лукавому монологу Люси Мирандо, героини Тильды Суинтон, о вреде ГМО?

Мы видим корейскую девочку Ми-джу, резвящуюся в высокогорных кущах с милейшим бегемотоподобным бобиком, одновременно похожим на Тоторо Миядзаки и на летающего бизона Аппу из «Легенд об Аанге».
Идиллия. Единственный камень преткновения (он же краеугольный для сюжета и драматических коллизий) - то, что милому зверю предназначено стать утехой для утробы потребителя. В начале очереди, понятное дело, гурманы из высшего общества, а затем деликатес, глядишь, и до прилавков местных «Пятерочек» доберется.

Зрителя ждет путешествие в город - традиционно порочный, бездушный и полный приключений, таких как столкновения с коррумпированными полицейскими, дуболомной вневедомственной охраной под зловещей вывеской «Черный мел», беспринципными винтиками корпораций, сотрудниками жуткой скотобойни, как будто снимавшейся в декорациях «Хостела» Илая Рота.


А еще вас ждет выживший из ума телеведущий передач о дикой природе (Джейк Джилленхол): тщеславный, нелепый, трусливый, с садистским наклонностями. Этакий антипод нашей героини (но не антагонист, им является все современное мироустройство). Помогать же Ми-дже будет летучий анархистский отряд «зеленых» (во главе с героем Пола Дано), показанный, надо сказать, довольно иронично.


Казалось бы, все это уже было: и корпорации, и анархисты, и наивные старички, которыми помыкает власть, и опасные стервы, облеченные этой властью, и хрупкие бесстрашные герои. Но в том и талант режиссера Бон Чун Хо, что он умудряется всему этому дать новую жизнь, пропустив через призму очищающего юмора. «Окча» органично сочетает в себе несколько пластов: фэнтезийный, сатирический, приключенческий, комедийный, притчевый. Филигранно орудуя специями и сладостями, южнокорейский мастер умудряется даже хэппи-энд сделать горьким на вкус. Кстати, не поленитесь, досмотрите до конца - после титров есть презабавная сцена!



Ярослав Солонин
16.08.2017