Олегу Табакову - 80!

Вехи биографии прославленного артиста, руководителя двух московских театров.


Олег Павлович Табаков - один из тех немногочисленных отечественных актеров, чье имя известно не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. Он, конечно, не покорил Голливуд, чего, впрочем, по его мнению, не удалось сделать никому из приезжих, но актерское мастерство преподавал и в Штатах, и в других странах; его занятия посещали такие уважаемые личности, как Дастин Хоффман и Ф. Мюррей Абрахам. Как театральный актер он особенно известен и любим в Чехии, где еще в 60-е годы исполнял Хлестакова в «Ревизоре» и куда до сих пор с удовольствием возит свои работы. Его дважды снимал в своих работах венгр Иштван Сабо, один из крупнейших режиссеров современности. Наконец, в те же 60-е он отказался сниматься в роли Есенина в фильме «Айседора», где заглавную роль сыграла Ванесса Редгрейв: просто посчитал, что в тот момент он будет нужнее в театре.

Олег Табаков и Евгений Евстигнеев в спектакле «Назначение» (1963)

Театр всегда был для него на первом месте. В каком бы из них он ни работал - «Современник», МХАТ, «Табакерка». Неслучайно именно он принял из рук своего великого друга и единомышленника Олега Ефремова управление МХТ им. Чехова. С тех пор уже 15 лет Табаков руководит двумя театрами. Второй - «Табакерка», или, говоря официально, Театр-студия под управлением Олега Табакова, созданный им самим в конце 70-х и добрый десяток лет существовавший лишь в неформальном варианте. «Табакеркой» его прозвали зрители, а сам Олег Павлович до сих пор называет его «подвалом», несмотря на то, что из подвала он уже давно переехал.

Елена Проклова, Олег Табаков и Олег Ефремов в фильме «Гори, гори, моя звезда» (1970)

Табаков родился в Саратове. Там же провел все военные годы, которые наряду с голодом и тревогами принесли удачу: в Саратов был эвакуирован МХАТ, и будущему актеру посчастливилось увидеть, в частности, спектакль «Кремлевские куранты». В то же время он говорит, что сделать окончательный выбор в пользу театра его заставил саратовский ТЮЗ. Уже в детстве будущего актера интересовал не столько сюжет спектакля, сколько мастерство исполнителей. Учась в выпускном классе, Табаков принялся целенаправленно готовиться к поступлению в театральный институт, изучать труды Станиславского, Немировича-Данченко, Михаила Чехова и т. д. Усилия принесли свои плоды: в тот же год он успешно сдал вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС, а из двух вузов выбрал первый.

Игорь Кваша и Олег Табаков в спектакле «Доктор Стокман» (1979)

Через четыре года Табаков получил распределение в Театр им. Станиславского, однако отдал предпочтение созданной Олегом Ефремовым «Студии молодых актеров», впоследствии преобразовавшейся в театр «Современник». В середине 50-х началась его кинокарьера, и совсем скоро Табаков превратился в одного из самых востребованных актеров Союза. Он был настолько занят, что не успевал физически восстанавливаться, из-за чего в 29 лет перенес инфаркт. По его словам, после этого он перестал тратить время и силы на то, что ему неинтересно.

Олег Табаков, Елена Соловей и Юрий Богатырев в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)

В 1970 году после ухода Олега Ефремова во МХАТ Табаков стал директором «Современника», где впервые проявил свои административные способности. В период его начальствования серьезно обновились репертуар театра, его труппа. Тем не менее сделать всего, что хотел, Табаков не смог и через шесть лет покинул эту должность: «Я понял всю бесперспективность собственного административного (на данный момент) развития, унизительность заплыва по течению и, самое главное, разнонаправленность интересов моих и театра. Из этого решения родился Театр-студия».

Никита Михалков и Олег Табаков на съемках фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)

К тому времени собственно актерская студия Табакова уже существовала: она была организована в 1974 году. Через два года Табаков стал преподавать в ГИТИСе, а основу его первого курса составили учащиеся его студии. Спустя еще два года появился тот самый подвал - заброшенное помещение бывшего угольного склада, которое артисты «привели в чувство» собственными силами. Первый спектакль здесь состоялся в октябре 1978 года.

В роли мисс Эндрю в фильме «Мэри Поппинс, до свидания» (1983)
В спектакле «Матросская тишина» (1990)

В 1980 году студия с большим успехом гастролировала в Венгрии, и Табаков рассчитывал на то, что теперь его коллективу удастся стать полноценным театром. Однако вместо этого он получил запрет на педагогическую деятельность, что, впрочем, не помешало «подвалу» существовать в прежнем режиме. Уже через год после этого запрета он набрал новый курс в ГИТИСе, а вскоре после начала перестройки, в 1986 году, вышел приказ о создании в Москве трех новых театров, среди которых был и Театр-студия под руководством Олега Табакова.

С сыном Павлом в спектакле «Год, когда я не родился» (2012)

Необыкновенно деятельный и энергичный Табаков называет себя «бульдозером». Он взваливает на себя столько забот, что, пожалуй, только «бульдозер» в такой ситуации и может сдюжить. С 1985-го по 2000 год он был ректором Школы-студии МХАТ, в начале 90-х организовал в Бостоне Летнюю школу Станиславского, в которой сам же преподавал. Возглавив МХТ им. Чехова, он также очень многое привел в порядок, заставив зрителя постоянно заполнять зал под завязку. У него огромное количество аудиоработ - пластинки, радиоспектакли, озвучивание мультфильмов (кот Матроскин из «Трое из Простоквашино» - одна из его визитных карточек). Ну и, конечно же, он всегда был очень востребован в кино: всем известны его мисс Эндрю из «Мэри Поппинс, до свиданья», бармен из «Человека с бульвара Капуцинов», Обломов из экранизации одноименного романа Гончарова, Шелленберг из «17 мгновений весны», король Людовик из «Трех мушкетеров» и многие другие.



Кирилл Радин
17.08.2015