Дневник Пятого Платоновского фестиваля

В этой ленте новостей «Афиша+» рассказывает о событиях Пятого Платоновского фестиваля.

Итоговая пресс-конференция Пятого Платоновского фестиваля


В понедельник в арт-центре «Коммуна» состоялась заключительная пресс-конференция Пятого Платоновского фестиваля, на которой его художественный руководитель Михаил Бычков подвел некоторые итоги прошедшего фестиваля и поделился цифрами.

Первым делом он с удовлетворением сообщил, что фестиваль прошел без каких-либо серьезных накладок, если не считать ДТП с участием фуры, перевозившей оборудование для спектакля Компании Филиппа Жанти. Не удалось лишь собрать всех вместе лауреатов Платоновской премии - из-за болезни писателя Бориса Екимова. Между тем ход фестиваля ставил перед организаторами крайне непростые задачи: например, чтобы в спектакле «Кабаре Брехт» опустилась красная стена, пришлось срочно, за полсуток организовывать доставку лебедки из Москвы, так как выяснилось, что система подъемно-опускных механизмов в ВКЗ все же не позволяет добиться эффекта, нужного режиссеру Юрию Бутусову.

Общая выручка от фестиваля составила более 22 млн. рублей. Около 13 тыс. билетов было продано на мероприятия театральной программы, 4,7 тыс. билетов - на концерты академической музыки, 3 тыс. билетов - на фестиваль «Музыка Мира в Белом колодце». Посещаемость мероприятий Платоновского фестиваля во многом обусловлена вместимостью залов, в которых они проходят: так, театральная программа, проходившая в тех же залах, что и годом ранее, принесла ту же выручку, что и в прошлом году, а программа академической музыки, часть которой перешла из филармонии в более вместительный Театр оперы и балета, сделала несколько большую выручку, нежели прошлогодняя. Парад уличных театров собрал около 15 тыс. зрителей, а на мероприятиях, проходивших в арт-центре «Коммуна» побывало по разным данным от 4 до 8 тыс. посетителей. В два раза увеличилось число людей, посетивших открытые репетиции и мастер-классы. Выставки привлекли внимание около 700 человек. Помимо оркгомитета в организации фестиваля участвовали около 150 волонтеров и 40 переводчиков. Также Михаил Бычков отметил, что Платоновским фестивалем заинтересовался телеканал «Культура», с которым налаживается общение. В целом гости фестиваля остались довольны его организацией и уезжали с наилучшими ощущениями от увиденного.

«Наадя» в парке «Алые паруса»

13 июня в рамках традиционной Фестивальной ночи Платоновского фестиваля в парке «Алые паруса» впервые в Воронеже выступила московская группа «Наадя», играющая умный инди-поп, в котором успешно смешивает последние наработки новой «очеловеченной» электроники и традиции советской эстрады. Перед концертом корреспондент «Афиши+» побеседовал с создательницей группы Надеждой Грицкевич.

Концерт Кристофа Барати и Ласло Фенио в филармонии


Еще одним ярким концертом классической музыки в рамках Пятого Платоновского фестиваля стало выступление венгерских музыкантов Кристофа Барати (скрипка) и Ласло Фенио (виолончель), состоявшееся в субботу в филармонии. В концерте также принимал участие Академический симфонический оркестр Воронежской филармонии под управлением Владимира Вербицкого. Впрочем, за дирижерским пультом в тот вечер был не только художественный руководитель: Концертштюк для виолончели с оркестром венгерского композитора Эрне Донаньи дирижировал Игорь Вербицкий.

Но сначала был исполнен Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского. Кристоф Барати играет на скрипке работы Антонио Страдивари, предоставленной ему чикагским Обществом Страдивари. Сочный тембр инструмента сразу обратил на себя внимание. По словам самого Барати, ему пришлось потратить два года, чтобы найти «свой» инструмент, он перепробовал уйму скрипок, в том числе работы все того же Страдивари. Однако скрипка Барати - не его собственность, в то время как виолончель Ласло Фенио полностью принадлежит музыканту. Этот инструмент тоже древний и также изготовлен знаменитым мастером - Маттео Гофриллером. Легкое, воздушное звучание виолончели, как казалось во время исполнения Концертштюка, немного контрастирует с насыщенным тембром скрипки. Потому возникал интерес, как эти два инструмента будут звучать вместе во втором отделении, когда будет исполняться Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса?

Они прекрасно гармонировали! При том, что остались и насыщенность тембра скрипки, и полетность виолончели. При исполнении Двойного концерта стало очевидным то, о чем музыканты говорили на пресс-конференции перед выступлением: они дружат, им легко работать вместе, у них много общего даже в том, что касается быта; так же легко, дружно, чисто и вместе звучали их инструменты - в том числе и в сложнейших унисонах. Наконец, музыканты «добили» публику «бисовым» номером - Пассакалией Генделя в переложении для скрипки и виолончели, искристым фонтаном, в котором едва угадывалась суровая эпоха барокко. Зрители, сколько могли, удерживали музыкантов аплодисментами, возможно, лелея надежду на еще один «бис». Однако надежда эта была слабой: музыки для скрипки и виолончели без оркестра существует совсем немного. Чуда не случилось, концерт закончился, а восторг остался. Надолго.

Парад уличных театров


12 июня, в День России, в рамках Пятого Платоновского фестиваля на проспекте Революции состоялся парад уличных театров «Полет над городом».

В шествии приняли участие артисты восьми трупп: Dulce Compania (Германия), El Carromato (Испания), Teatr Biuro Podróży (Польша), «Эскизы в пространстве» (Москва), «Странствующие куклы господина Пэжо» (Санкт-Петербург), «Высокие братья» (Москва), арт-группа Freak Cabaret (Москва) и Цирк им. А. Л. Дурова (Воронеж). По окончании парада артисты переместились на Советскую площадь, где дали отдельные представления. Вечер завершился двумя спектаклями - «Миньона» питерского театра «Странствующие куклы господина Пэжо» и «Прощальная песня» поляков Teatr Biuro Podróży, которые в отличие от всех остальных выступили во дворе арт-центра «Коммуна».

Концерт Николая Луганского


Концерт, состоявшийся 11 июня в зале Воронежской филармонии, можно смело назвать кульминацией если не всего Платоновского фестиваля, то уж точно - его музыкальной программы. В течение двух с лишним часов зрители наслаждались игрой всемирно известного пианиста, лауреата многих международных конкурсов и премий, Николая Луганского.

Пожалуй, главное в игре Луганского, что сразу обращает на себя внимание, это высочайшая культура звука, прикосновение. Очень мягкое и при этом глубокое, оно позволяет пианисту иметь огромный арсенал возможностей, которые он использует на сцене очень интеллигентно и расчетливо, ни на йоту не занимаясь самовыпячиванием. Особенное восхищение вызывает исполнение быстрых пассажей, в том числе двойными нотами и аккордами: сложнейшие технические элементы звучат все с той же легкостью и изяществом. Мягко и лирично звучал Экспромт фа-минор Шуберта, в его же Сонате до-минор были очень рельефно показаны драматургические процессы; притом чувствовалось, что в этих произведениях, особенно в первом из них, музыкант еще не выдает всех своих возможностей.

Во втором отделении порадовал Оркестр Воронежского концертного зала под управлением Заслуженного артиста России Юрия Андросова, в сопровождении которого Луганский исполнил Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Бетховена. Это произведение - одно из труднейших для оркестра, при этом наш молодой коллектив выглядел вполне достойно. Даже на фоне такого солиста, чье в высшей степени благородное, мастерское исполнение этой музыки обещает стать для многих воронежцев воспоминанием на долгие годы. Ну, а уж «бисовыми» номерами Луганский и вовсе поставил публику на уши, исполнив рахманиновский Этюд-картину ор.33, № 7 и знаменитую «Кампанеллу» Паганини-Листа.

Похвалил наш оркестр и Николай Луганский. На пресс-конференции, состоявшейся в арт-центре «Коммуна» за несколько часов до концерта, он отметил, что наш коллектив состоит из хорошо обученных музыкантов, которые на репетициях демонстрируют большое желание и заинтересованность. Ему, ведущему активную концертную деятельность, приходится около половины своих концертов играть в сопровождении оркестра, и такое сочетание мастерства и мотивированности он видит у оркестрантов не всякий раз.

Пресс-конференция артистов уличных театров


Сегодня в арт-центре «Коммуна» состоялась пресс-конференция артистов, которые примут участие в завтрашнем Параде уличных театров «Полет над городом», получившем свое название благодаря большому количеству ходулистов. Всего в шествии, которое пройдет по проспекту Революции, будут участвовать артисты восьми трупп, три из которых были представлены сегодня на встрече с журналистами.

Польский Teatr Biuro Podróży на Платоновском фестивале не впервые. В прошлом году его артисты также участвовали в уличном шествии, а также показали спектакль «Планета ЛЕМ». В этот раз они единственные из уличных театров Платоновфеста, кто покажет спектакль в закрытом помещении: 12 и 13 июня в арт-центре «Коммуна» будет показан спектакль «Прощальная песня». В этой постановке используются такие средства, как ходули, огонь, прожекторы, а в показе будут участвовать воронежские артисты. Подготовка к показу спектакля не позволит польским гостям в полной мере присутствовать на уличном шествии. Впрочем, есть основания надеяться, что отсутствие кого-то из них будет компенсировано кем-то из других участников.

Например, питерцами из театра «Странствующие куклы господина Пэжо». Эта труппа, как может, избегает выступлений на сцене, а те редкие случаи, когда это все же происходило, одна из руководителей труппы Анна Скотникова в шутку называет «позором». Вот и на нынешнем фестивале их выступления пройдут 12 июня на Советской площади, а на следующий день в парке «Алые паруса». Будет показываться спектакль «Миньона» - не очень детская история о девочке и ее внутреннем мире, страхах, сомнениях, восторгах. По словам Скотниковой, каждое выступление их театра направлено на то, чтобы завлечь «проходящую мимо бабушку с булкой» - пусть даже она ничего не поймет, но остановится и будет не в силах уйти.

Эту же цель наверняка преследует любой из уличных театров, в том числе и испанский El Carromato, который покажет свой спектакль «Танцующие великаны» 12 июня на Советской площади, а 13-го - в тех же «Алых парусах». Спектакль представляет собой шоу с гигантскими марионетками, танцующими под музыку. Артисты этого театра признаются, что управляться с четырехметровыми махинами очень непросто физически. Однако эти усилия того стоят: по словам испанской прессы, эти марионетки задают такой ритм, что зрителям только и остается, что раскрыть рты от удивления.

В уличном шествии также примут участие артисты театров Dulce Compania (Германия), «Высокие братья» (Москва), «Эскизы в пространстве» (Москва), арт-группы Freak Cabaret (Москва) и Цирка им. А. Л. Дурова (Воронеж).

Пресс-конференция Лин Хвай Мина


Завтра, 12 июня в 20.00, в Театре оперы и балета состоится российская премьера спектакля «Рис» тайваньского Театра танца Cloud Gate.

Показ спектакля в Воронеже стал возможен благодаря сотрудничеству Платоновского фестиваля с фестивалем им. А. П. Чехова. Причем воронежцы увидят эту постановку не только раньше, чем зрители московского фестиваля, но даже раньше, чем публика Парижа и Нью-Йорка.

Сегодня в арт-центре «Коммуна» состоялась пресс-конференция с хореографом спектакля «Рис», создателем и художественным руководителем Cloud Gate, Лин Хвай Мином и директором-распорядителем Фонда Чеховского фестиваля Кариной Цатуровой.

«Платоновский фестиваль существует пять лет, все это время он сотрудничает с Чеховским фестивалем и благодаря этому имеет возможность привозить в Воронеж спектакли уровня „Не забывай меня“ Филиппа Жанти и „Риса“ Лин Хвай Мина, - рассказала Карина воронежским журналистам. - „Рис“ - это уже пятый спектакль Лин Хвай Мина на Чеховском фестивале. Все, что делает этот человек, уникально, красиво и безумно технически сложно. Большое спасибо Платоновскому фестивалю за то, что он отважился взять его в свою программу».

Идея спектакля «Рис» возникла у авторов в одной из деревень на востоке Тайваня, которая славится производством так называемого «императорского риса». «Когда я приехал в эту деревню, я почувствовал себя настолько расслабленным, меня так поразила красота этого места, что я отправил туда своего оператора, который в результате снимал рисовые поля этой деревни в течение двух лет». По итогам работы оператора был создан видеоряд, на фоне которого и происходит действие «Риса». Эта составляющая спектакля производит не меньшее впечатление, чем хореографическая. Зритель погружается в невероятной красоты пейзажи долины, перед его глазами возникают то головокружительные панорамы полей, то крупные планы капель дождя, падающих на почву.

В процессе работы над спектаклем труппа Cloud Gate и сам Лин Хвай Мин приняли участие в сборе урожая риса. «Это была очень трудная работа», - признался хореограф. - «Но это было очень полезно для моих танцоров. Особенно для их нынешнего поколения, которое думает, что рис берется из супермаркета. После этого опыта мы стали очень уважать труд фермеров».

В молодости 68-летний Лин Хвай Мин вел весьма успешную писательскую деятельность. Свой первый рассказ он опубликовал в 14 лет, а первую книгу - в 20. «Но сейчас я забыл слова, - сказал он в конце пресс-конференции. - Потому что танец - не о значении, а о чувствах. Надеюсь, когда зрители придут завтра в Театр оперы и балета, они выкинут свои энциклопедии на входе».

Концерт Quartetto di Cremona в филармонии


Вчера вечером в зале Воронежской филармонии состоялся концерт итальянского Quartetto di Cremona или, говоря по-русски, Квартета из Кремоны.

Музыканты часто говорят, что «кричать» на своих инструментах умеют все, и лишь умение играть тихо отличает высококлассного инструменталиста от специалиста средней руки. Если смотреть на выступление Quartetto di Cremona с этой стороны, то вчера они безусловно продемонстрировали воронежской публике высочайший класс. Иногда даже казалось, что имеет место перебор, как, например, в Восьмом квартете Дмитрия Шостаковича, исполнение которого представляло для местных слушателей особый интерес. Зато на фоне слегка затянутых тихих «длиннот» более выпукло выглядели резкие «реплики» и кульминационные разделы. В целом же трактовку этого сочинения итальянцами можно считать необычной и интересной.

Если каждый индивидуально музыканты квартета выглядели сильно, но не безупречно, то в ансамблевом отношении им удавались настоящие чудеса. В тех фрагментах, которые игрались non vibrato, порой достигалось звучание, явно напоминавшее орган, что в музыке Шостаковича оказалось очень уместным. Музыканты не только идеально попадали вместе по времени, но и играли идентичным, единым звуком, что позволяло воспринимать коллектив как по-настоящему единый организм.

Квартет № 6 Микеле Даль’Онгаро, современного итальянского композитора, запомнился потрясающе точным изображением гула толпы, когда создалось полное ощущение, что находишься в каком-то большом торговом центре. Сочинение Movimento di Quartetto еще одного итальянца, Фабио Вакки, также нашего современника, казалось, призвано показать все максимальные контрасты, которых можно достичь средствами струнного квартета. Представитель Новой венской школы Антон Веберн предстал композитором, чья музыка не обязательно является атональной. Его «Медленная часть для струнного квартета» оказалась вполне благозвучной. Еще одно любопытное сочинение, Квартет Джузеппе Верди, исполнялось в Воронеже впервые. Эта музыка и впрямь оказалась очень «оперной», как музыканты и сказали на пресс-конференции перед концертом. На бис было исполнено Анданте из квартета Моцарта, что несколько удивило; обычно под занавес зрителя угощают какой-нибудь «сладкой конфетой» в джазовой или эстрадной манере, либо виртуозной популярной штучкой. Так воронежская публика увидела тот самый «костюм от Армани», с которым западная пресса как-то сравнила исполнение Моцарта Квартетом из Кремоны.

«Пахари Моря» в арт-центре «Коммуна»


Сегодня в 21.00 в арт-центре «Коммуна» состоится концерт нового аудио-визуального проекта «Пахари Моря», в состав которого входят фронтмен «Мамы Чолли» Дмитрий Зорников, Николай Володин, он же Dg Fiqus, флейтист и виджей Дмитрий Ходневич и основатель группы «Погонщики улиток» Павел Звонарев. Музыканты обещают погрузить слушателей в экспериментальное пространство, созданное с помощью оригинального видео Андрея Чищени, аналоговых синтезаторов, виниловых скрэтчей, бытовых шумов, флейт, электронных эффектов и реликтовых хэндмейд-инструментов.

Спектакль «Vertigo 20» в Театре оперы и балета


8 и 9 июня в Театре оперы и балета шел спектакль «Vertigo 20» израильского танцевального коллектива «Вертиго Дэнс Компани», который является детищем семейной пары хореографов Ноа Вертайм и Ади Шааля. Недавно коллективу исполнилось 20 лет. Этот юбилей и дал название постановке, которую увидели зрители Платоновского фестиваля. В спектакль включены переосмысленные отрывки из разных работ коллектива за все 20 лет его существования, что дает возможность проследить творческую эволюцию «Вертиго».

Перед спектаклем на пресс-конференции Ноа Вертайм рассказала, что земная гравитация представляет для нее особый интерес. И действительно, во время представления создавалось ощущение, что сила притяжения не властна над танцорами «Вертиго», что они парят над сценой. «Vertigo 20» не имеет сюжета как такового, основу спектакля составляют символы, касающиеся темы юбилея: по словам Вертайм, продуктом современного искусства чаще всего становится то, что понимается не умом, а на интуитивном уровне.

«Vertigo 20» был впервые показан в России, и это уже третий спектакль, показанный на Платоновском фестивале при поддержке посольства государства Израиль. В прошлом году воронежские зрители увидели «Устрицу» Инбаль Пинто и Авшалома Поллака, а в 2013 году - спектакль «Deca Dance», поставленный Охадом Наарином в сотрудничестве с танцовщиками «Батшева Данс Компани».

Прошел фестиваль «Музыка Мира в Белом колодце»


В минувшее воскресенье в рамках Пятого Платоновского фестиваля прошел однодневный опен-эйр «Музыка Мира в Белом колодце». Подробности и огромный фотоотчет - в нашем материале.

Пресс-конференция Quartetto di Cremona


«Популярность, мода требуют странных вещей, которые мы никогда не делаем. Музыка интересна сама по себе. Нет смысла играть квартетом на четырех мотоциклах или будучи где-то подвешенными», - говорят музыканты итальянского Quartetto di Cremona, чья пресс-конференция прошла сегодня в арт-центре «Коммуна».

Уже отвечая на первый вопрос, участники квартета продемонстрировали всю глубину погружения в материал, который они выносят на сцену, и рассказали едва ли не всю историю создания Восьмого квартета Дмитрия Шостаковича. Никогда до этого не бывавшие в России, они признались, что исполнение одного из шедевров камерной музыки ХХ века на родине его создателя станет для них очень значительным событием. Помимо упомянутого квартета, концертную программу составят «Медленная часть для струнного квартета» Антона Веберна, а также произведения итальянских композиторов, среди которых квартет Джузеппе Верди, прославленного мастера оперы. По словам участников квартета, третья часть его произведения очень подошла бы для оперного исполнения.

Отдельного внимания заслуживает инструментарий коллектива: все инструменты, на которых играют музыканты квартета, изготовлены прекрасными итальянскими мастерами XVII—XVIII вв.еков. Так, Кристиано Гуалко, первая скрипка, играет на инструменте, сделанном Николой Амати, учителем легендарного Антонио Страдивари, в 1640 году. Удивительно, но итальянцу эта скрипка досталась благодаря жене-японке, которую та получила по наследству.

Интересным и глубоким получился ответ на вопрос о публике, отдающей предпочтение классической музыке: как правило, это люди в возрасте, а молодежи становится все меньше. По мнению музыкантов, в этом нет никакой проблемы: «Когда мы молоды, мы хотим шума, хотим куда-то идти и что-то завоевывать, а чем старше становимся, тем чаще перед нами встают главные жизненные вопросы. И именно в серьезной музыке любой человек может услышать ответ на все вопросы, волнующие его».

Один из их постоянных приоритетов - целостность коллектива. Музыканты прошли вместе уже довольно большой путь, очень дорожат друг другом, и разница темпераментов этому не помеха: «Какие-то двери просто не стоит открывать. У нас одна цель, и это очень помогает. Если люди умны, они всегда могут ради общего дела умерить свой темперамент». В мировой камерной музыке есть произведения, которые интересно сыграть сначала молодыми, потом вернуться к ним через несколько лет и через время вновь исполнить их, суммировав общий жизненный опыт. «Несмотря на то, что мы вместе уже 15 лет, нам по-прежнему друг с другом интересно и весело», - говорит Quartetto di Cremona.

Пресс-конференция Ноа Вертайм


Сегодня в арт-центре «Коммуна» с журналистами встретилась хореограф Ноа Вертайм из Израиля, 20 лет назад основавшая и по сию пору руководящая танцевальным коллективом «Вертиго Дэнс Компани».

Вертайм первым делом рассказала, что накануне побывала на фестивале «Музыка Мира в Белом колодце», где получила редкую возможность познакомиться с творчеством ливанской певицы Ясмин Хамдан; из-за политической напряженности в отношениях Ливана и Израиля у себя на родине Вертайм такой возможности не имеет.

Спектакль «Vertigo 20», который будет показан сегодня и завтра на сцене Театра оперы и балета, был поставлен к 20-летию коллектива. Как такового сюжета он не имеет, его основу составляют символы, касающиеся темы юбилея: по словам Вертайм, продуктом современного искусства чаще всего становится то, что понимается не умом, а на интуитивном уровне. В отличие от балета, который, как она говорит, весь устремлен вверх, находится над жизнью, танцевальное искусство «Вертиго» скорее направлено в обратную сторону. «Я работаю на силе притяжения», - говорит Ноа Вертайм.

Несколько лет назад вместе со своими сестрами Вертайм основала «Вертиго Эко-Арт Виллэдж» в деревне между Тель-Авивом и Иерусалимом, где танцовщики живут, работают и получают образование. На вопрос, кто и что для нее является источником вдохновения, Вертайм отвечает: «Природа. Достижения коллег? Я живу в деревне и не знаю, что присходит в остальном мире», - и кокетливо улыбается…

Открылась выставка Игоря Тишина «Человеческое вещество»


6 июня в галерее Х.Л.А.М. в рамках Платоновского фестиваля открылась выставка белорусского художника Игоря Тишина «Человеческое вещество».

Игорь Тишин - один из самых значительных современных художников Белоруссии. Творчество Тишина во многом отражает постсоветские реалии. Художник работает в технике живописи на фотографиях, соединяя тем самым реальность и собственный внутренний мир.

Выставка «Человеческое вещество» состоит из 24 работ, связанных как с творчеством Платонова, так и с нынешним статусом Воронежа - культурной столицы СНГ. Шесть работ, представленных на выставке, художник написал непосредственно перед выставкой. Среди них - два портрета Андрея Платонова и портрет Даниила Хармса. Выставка работает до 28 июня.

Концерт Mgzavrebi на Советской площади

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/aSC7KQ-Jqm4?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Для тех, кому не удалось вчера побывать на фестивале «Музыка Мира в Белом колодце», а также для тех, кто там был, но не наслушался, сегодня в 19.00 на Советской площади выступят жизнелюбивые и добродушные Mgzavrebi, резиденты лейбла «Снегири», которых «Афиша-Волна» называет «грузинскими Mumford & Sons».

Спектакль Smashed! в Воронежском концертном зале


В прошедшую субботу в Воронежском концертном зале был показан спектакль Smashed! британского коллектива жонглеров Gandini Juggling.

Основу спектакля, название которого можно перевести как «разбитый», «раздавленный», «вдребезги», «всмятку», составляет жонглирование яблоками. Семь мужчин и две женщины делают это самыми разными способами - поодиночке, вместе, синхронно, стоя, сидя, в движении и в это же самое время умудряются с помощью мимики и жестов вести драматургическую линию, в которой есть место и комедии, и драме. В каждом представлении принимают участие 80 яблок и 4 набора посуды, но им выбраться живыми сквозь сюжетные перипетии не удается: к концу представления сцена полностью покрывается осколками чашек, тарелок и раздавленными плодами.

The Bambir на Советской площади


В минувшую субботу на Советской площади выступили участники фестиваля «Музыка Мира в Белом колодце», армянская фолк-рок-группа The Bambir.

Ансамбль Марка Пекарского в Камерном театре


6 июня в Камерном театре прошел концерт ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского.

В первом отделении концерта прозвучала «Ностальгия по концерту „Ностальгия“», определяемая самим Пекарским как «небольшая коллекция звуковых ностальгий, в том числе и по концерту „Ностальгия“, придуманному когда-то вместе с Дмитрием Приговым и Львом Рубинштейном». Премьера «Ностальгии» состоялась в мае 1990 года. Перестроечный «ветер перемен» пронизывал тогда в нашей стране все сферы человеческой деятельности, оттого и в «Ностальгии» присутствует изрядная доля политики. Устрашающе прозвучала композиция «Стучите», которую с ансамблем исполнил баритон Евгений Астафуров.

Вторую часть концерта составили произведения композитора Владимира Мартынова. Повеселило зрителей сочинение «Иерархия разумных ценностей» на тексты Велимира Хлебникова, позволившее участникам ансамбля проявить свои актерские способности. Настоящей жемчужиной вечера стало «Обретение абсолютно прекрасного звука», в котором музыканты блестяще справились со сложнейшей задачей - рассчитать очень медленное нарастание звука от абсолютной тишины до колокольной кульминации и так же медленно вернуться в полное молчание.

Ришар Гальяно в Театре оперы и балета


В минувшую пятницу в Театре оперы и балета состоялся концерт знаменитого аккордеониста Ришара Гальяно с Воронежским молодежным симфоническим оркестром под управлением Юрия Андросова.


Гальяно появился на сцене после того, как оркестр исполнил Бранденбургский концерт № 3 И. С. Баха. В первом отделении в исполнении француза зрители услышали скрипичные произведения в переложении для аккордеона. Это были концерт соль мажор для скрипки с оркестром того же Баха и «Лето» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Особенно благосклонно публика приняла последнюю часть «Лета», носящую название «Летняя гроза» или «Шторм» и пережившую всплеск популярности после исполнения английской скрипачкой Ванессой Мэй.

Во втором отделении звучала музыка Астора Пьяццоллы, учителя и друга Гальяно, а также сочинения самого Гальяно. Эту музыку, как показалось, уже и оркестр играл с большим удовольствием, нежели произведения композиторов эпохи барокко. Не обошлось без вызова на бис: Гальяно исполнил еще одно собственное сочинение, вальс «Марго».

Пресс-конференция Марка Пекарского


Сегодня в арт-центре «Коммуна» состоялась пресс-конференция еще одного участника Платоновского фестиваля - Марка Пекарского, создателя и бессменного руководителя уникального ансамбля ударных инструментов, существующего уже без малого 40 лет.

Коллектив Марка Пекарского называют не только ансамблем, но и театром. По словам музыканта, всякое исполнение музыки является театральным действом. «Симфонический оркестр - тоже театр, а настройка инструментов на сцене перед выступлением - настоящая увертюра», - утверждает он и поэтому чувствует за собой полное право насыщать выступления своего ансамбля театральными приемами.

Пекарский, хоть и пишет музыку, и даже является автором балета «Антигона», композитором себя не считает. Зато с удовольствием рассказывает о своих литературных трудах, один из которых, детская книжка «Бей в барабан и не бойся!», вызвала немалый интерес в обществе и получила несколько международных премий.

Программа «Ностальгия», которая сегодня в Камерном театре будет представлена публике, была впервые показана на сцене 25 лет назад.

Открылась Книжная ярмарка Платоновского фестиваля


Вчера на Советской площади состоялось открытие Книжной ярмарки Платоновского фестиваля.
На ярмарке представлен ассортимент более 100 независимых издательств из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Украины, Белоруссии. Здесь также можно приобрести литературу на иностранных языках, предоставленную партнером фестиваля, Школой иностранных языков International House Voronezh Linguist. В дни Книжной ярмарки работает Детский шатер, где проводятся мастер-классы, интерактивные программы и презентации детских книг. Ярмарка будет открыта до 7 июня. Сегодня в 18.00 представители издательств проведут в арт-центре «Коммуна» Круглый стол «Издатель и поэт: варианты возможного», посвященный проблемам российского книгоиздательства. Зрители также могут присутствовать на встрече.

Giroldon Circus в парке «Алые паруса»

С завтрашнего дня в парке «Алые паруса» начнутся выступления самого маленького странствующего цирка в Европе Giroldon Circus, который состоит всего лишь из двух человек, мужа и жены. Швейцарцы Ленка Махонинова и Альберто Фолетти путешествует из страны в страну в небольшом фургоне, в котором умещается весь реквизит, необходимый для представления, и показывают публике свои камерные шоу уже более 25 лет. Артисты будут показывать спектакль «Дурак» на русском языке в течение шести дней (6, 7, 8, 10, 11 и 12 июня). Вход - по билетам. Билеты можно будет приобрести в шатре артистов за 30 минут до начала представления. Начало представлений в 19.00.

Концерт The Bambir на Советской площади

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/tHAFAkrPVxE?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Завтра в 18.30 на Советской площади выступят участники фестиваля «Музыка Мира в Белом колодце», армянская фолк-рок-группа The Bambir, смешивающая в своем творчестве детскую страсть к хард-року и контрабандным винилам, армянскую народную музыку и поэзию. Как только их музыку не пытались описать: и «армянский метал с дудками», и «смесь Led Zeppelin с Gogol Bordello», и «фолк-рок, но очень громкий», и даже «Mars Volta, накостылявшая Jethro Tull». Сами музыканты в интервью отечественному Rolling Stone описывают свое звучание тремя словами: «Raw, Loud and Exquisite» («Непосредственное, громкое и изысканное»).

Пресс-конференция Ришара Гальяно


Сегодня, 5 июня, в арт-центре «Коммуна» прошла пресс-конференция Ришара Гальяно, знаменитого аккордеониста, также играющего на бандонеоне. Сегодня же в 18.00 в Театре оперы и балета начнется концерт, на котором Гальяно выступит в сопровождении Воронежского молодежного симфонического оркестра.

Гальяно известен как создатель стиля «новый мюзет», представляющего собой сплав французского фольклора и джаза. Также музыкант признает влияние на его творчество французского шансона, но с сожалением говорит, что этот жанр сегодня переживает упадок, так как молодежь, приходящая на смену корифеям, в большой степени ориентируется на американскую культуру вместо того, чтобы хранить верность национальным традициям. К тому же российская молодежь видится музыканту более радостной, чем французская: те, мол, вечно чем-нибудь озабочены, то безработицей, то еще чем-то…

Говоря о России, Гальяно утверждает, что понимает Жерара Депардье, не устающего признаваться в любви к нашей стране: так, отвечая на вопрос, что помогает ему настраиваться на нужный лад перед выступлением, музыкант ответил, что нет единого рецепта на все случаи жизни, а что касается сегодняшнего дня, то это русский язык, который ему необыкновенно приятно слышать.

Российский национальный оркестр в Театре оперы и балета


Вчера, 4 июня, в Театре оперы и балета состоялся концерт Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева, в котором также принял участие альтист Максим Рысанов.

Перед началом концерта губернатор Воронежской области Алексей Гордеев вручил Платоновскую премию в области литературы известному российскому писателю Андрею Битову, отметив, в частности, что Битов - один из тех, кто «возвращал Платонова» нашему народу. Новоичспеченный лауреат после слов благодарности признался, что находится в нашем городе впервые и что вместе с сопровождающей его в поездке дочерью теперь может считать себя «новоронежденным».

В первом отделении прозвучал Концерт для альта с оркестром, написанный Михаилом Плетневым. Солист Максим Рысанов, утром того же дня рассказавший журналистам о технической сложности этого сочинения, явил публике безупречное владение инструментом и способность передавать тончайшие нюансы. Сам же альтовый концерт оказался этаким полистилистическим калейдоскопом, сочетающим в себе черты музыки разных эпох.

Второе отделение состояло целиком из музыки, оркестрованной Михаилом Плетневым. Особое любопытство вызывала заявленная в программе знаменитая органная Токката и фуга ре минор И. С. Баха. Оказалось, что унисон флейты и кларнета дает тембр, очень близкий к звучанию органа. В кульминационных точках произведения во всю мощь разворачивались медные духовые, от чего в буквальном смысле по коже шли мурашки.

Открылась выставка «Александр Петров. Живопись в движении»


Вчера впервые в Воронеже в Галерее Камерного театра открылась персональная выставка одного из самых известных российских художников-мультипликаторов - Александра Петрова.

Петров известен в первую очередь техникой «ожившей живописи»: художник рисует пальцами по подсвеченной стеклянной поверхности, используя специальные медленно сохнущие краски.

На выставке зрители смогут проследить процесс создания мультипликационного фильма - от набросков до готовых кадров. Основу экспозиции составят эскизы к двум мультфильмам Петрова: «Моя любовь» по мотивам романа Шмелева и «Корова» по рассказу Платонова. Обе работы примечательны тем, чтобы были номинированы на «Оскар». Выставка работает до 28 июня.

6 июня в 15.00 в Театральном клубе Камерного театра Александр Петров проведет мастер-класс, посвященный технике «ожившей живописи». Он воспроизведет кадры из своих фильмов на специальном станке для живописной анимации. Участие бесплатное, по предварительной записи.

Открылась выставка «Великий Кинемо!»


Вчера в музее имени И. Н. Крамского открылась выставка «Великий Кинемо!», на которой представлены отечественные киноплакаты 1910−20-х годов из собрания Государственного Русского музея.

Этой выставкой Платоновский фестиваль впервые затрагивает тему кинематографа, причем обращается к его истокам. Выставка состоит из 73 работ первых русских киноплакатистов (Г. Алексеев, М. Кальмансон, П. Житков), в том числе представителей авангарда (А. Лавинский, братья В. и Г. Стенберги, М. Векслер и другие). Киноплакат в начале XX века стал для авангардистов площадкой творческих экспериментов: они старались порвать с ориентацией на массовый вкус и сделали плакат явлением большого искусства. Выставка продлится до 4 июля.

Напомним, что в арт-центре «Коммуна» продолжаются бесплатные показы фильмов 1910−20-х годов, плакаты к которым представлены на выставке «Великий Кинемо!». С расписанием киносеансов можно ознакомиться здесь.

Пресс-конференция с актрисами спектакля Филиппа Жанти «Не забывай меня»


Сегодня состоялась пресс-конференция двух актрис спектакля Компании Филлипа Жанти «Не забывай меня», Бенедикте Сандберг и Мадлен Розэт.

Театр Филиппа Жанти приезжает на Платоновский фестиваль уже во второй раз. В 2011 году этот коллектив привозил в Воронеж спектакль «Неподвижные пассажиры». «Не забывай меня» поставлен Филиппом Жанти по собственной пьесе и считается одним из самых красивых его спектаклей. Премьера спектакля состоялась еще в 1992 году, и за прошедшее с тех пор время театр объездил с этой постановкой буквально весь мир.

Сегодня вечером в Воронежском концертном зале зрители Платоновского фестиваля увидят обновленную версию спектакля, в которой в качестве актеров задействованы выпускники престижной норвежской театральной школы Nord Trondelag University College de Verdal. По словам самого Жанти и его сорежиссера Мэри Андервуд, сила спектакля в том, что им удалось выразить свои сны языком танца.

На пресс-конференции Бенедикте и Мадлен признались, что были немного напуганы, когда узнали, что им предстоит работать с Филиппом Жанти, но в результате все оказалось не так уж и страшно. «Филипп Жанти действительно очень требовательный режиссер, но он всегда предоставлял нам большую свободу действий и никогда не просил нас сделать что-то конкретное, - рассказали актрисы. - Если актер допускал какую-то ошибку, он зачастую говорил: „А мне нравится! Давайте оставим так“».

Как известно, постановки Жанти нельзя воспринимать однозначно. В одном из интервью руководитель театральной школы Оливье Перроно рассказывал, что каждый раз, когда он говорил Жанти, что увидел в его постановке тот или иной смысл, он говорил: «Нет, нет, ничего такого там даже близко нет». Вот и Бенедикте Сандберг на вопрос о том, как она понимает смысл «Не забывай меня» призналась, что она всегда боится озвучивать свою версию, потому что это может повлиять на то, как зрители воспримут постановку. «Для меня это спектакль о том, как человек пытается стать лучше, совершеннее», - все-таки поделилась своем видением актриса.

В конце пресс-конференции прозвучал вопрос, не снится ли актрисам спектакль, раз уж он сам основан на снах. «После трехлетнего тура я часто просыпаюсь с мыслью „мне опять приснился мой спектакль!“ - не задумываясь ответила Бенедикте. - Абсолютная промывка мозгов!»

Приезд Театра Филиппа Жанти в Воронеж организован при сотрудничестве Платоновского фестиваля с Международным театральным фестивалем им. А. П. Чехова, проходящим в Москве.

Пресс-конференция Максима Рысанова


В 12.00 в арт-центре «Коммуна» перед журналистами появился альтист Максим Рысанов, который выступит сегодня в Театре оперы и балета в сопровождении Российского национального оркеста под управлением Михаила Плетнева. В первой части вечера в исполнении Рысанова прозвучит концерт для альта с оркестром, написанный Михаилом Плетневым в 1997 году.

Музыкант рассказал, что этот концерт был написан для Юрия Башмета и за прошедшее время сыгран еще несколькими альтистами. Концерт Плетнева настолько сложен технически, что дает слушателю исчерпывающую информацию об уровне мастерства исполнителя, поэтому далеко не всякий альтист рискует за него взяться.

Рысанов играет на альте работы итальянского мастера Джузеппе Гваданини, чей отец был учеником легендарного Антонио Страдивари. Этот инструмент, изготовленный в 1780 году, называется El Soldato. По словам музыканта, звук его альта хорошо «пробивает» зал, но порой инструмент капризничает - в частности, из-за погоды. Инструмент был приобретен им в Нидерландах, в одном из семейных фондов.

Во втором отделении концерта прозвучит музыка в исполнении оркестра. Зрители услышат произведения, оркестрованные Михаилом Плетневым - знаменитую Токкату и фугу ре минор И. С. Баха и брамсовские Вариации на тему Гайдна.

«Записки сумасшедшего» открыли театральную программу Платоновского фестиваля


Вчера вечером в Театре драмы им. Кольцова состоялось торжественное открытие Пятого Платоновского фестиваля, после которого воронежским зрителям был представлен спектакль «Записки сумасшедшего», совместный грузино-итальянский проект Театра имени Котэ Марджанишвили и Emilia Romagna Teatro Fondazione.

В начале вечера перед зрителями выступили губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, который после короткой речи торжественно объявил об открытии фестиваля, и художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков, который после довольно продолжительного перечисления спонсоров и партнеров поздравил зрителей с открытием фестиваля и представил спектакль.

Спектакль, поставленный Леваном Цуладзе по повести Николая Гоголя, показывался в России впервые и шел на грузинском и итальянском языках с русскими субтитрами. В большинстве театральных постановок «Записки сумасшедшего» представлены как моноспектакль, но благодаря экспериментальному ходу Левана Цуладзе текст произведения, изначально написанный от первого лица, распределен между полноценным составом действующих лиц, по режиссерской воле окружающих главного героя. Постановщик проявил недюжинную фантазию: сцену разделяет экран, за которым проходят съемки фильма, собачку возлюбленной главного героя играет актриса, самого Поприщина поливают водой из шланга, а под конец спектакля вся сцена оказывается завалена плотным слоем бумаги.

Пресс-конференция с актерами спектакля «Записки сумасшедшего»


В 12.30 перед воронежской пишущей братией предстали артисты тбилисского театра им. Котэ Марджанишвили и их партнеры по совместному проекту, итальянцы из театра Emilia Romagna Teatro Fondazione.

На Платоновский фестиваль грузино-итальянская труппа привезла спектакль «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Н. В. Гоголя. Одним из вопросов, заданных журналистами, был о том, как распределены роли в постановке, которая во многих театрах воплощается как моноспектакль. Выяснилось, что центральную роль, титулярного советника Поприщина, исполняет итальянский актер Массимо Скола, что русского языка публика от него не услышит, но увидит русские субтитры. Остальные роли появились благодаря экспериментальному ходу постановщика Левана Цуладзе: в сюжет спектакля введена киносъемка, изображать которую будут другие артисты. После премьеры спектакля, состоявшейся в октябре минувшего года на Международном театральном фестивале в Тбилиси, критики благосклонно отнеслись к этой постановке: «Режиссер Леван Цуладзе продемонстрировал хорошее чувство юмора, бесконечную фантазию, художественный вкус и стремление к доброте». Сегодня в 19.30, перед показом спектакля, в театре драмы им. Алексея Кольцова состоится церемония открытия Пятого Платоновского фестиваля искусств.

Пресс-конференция Алексея Огринчука и Оливье Патея


Сегодня в арт-центре «Коммуна» состоялась пресс-конференция участников Платоновского фестиваля - гобоиста Алексея Огринчука и кларнетиста Оливье Патея (Франция).

Необыкновенно улыбчивые и обаятельные Огринчук и Оливье Патей вышли к воронежским журналистам в 13.30. Несмотря на просьбу художественного руководителя Платоновского фестиваля Михаила Бычкова не слишком «мучить» музыкантов вопросами ввиду их насыщенного графика, пресс-конференция продолжалась без малого час. А они как будто бы и вовсе не мучились: даже там, где вполне можно было бы ответить односложно, следовал очень подробный ответ. А что? Пресс-центр для интервьюируемого - та же сцена. Алексей Огринчук, признавшийся, что чувствует себя на сцене почти как дома, видимо, и в арт-центре «Коммуна», чувствовал себя столь же комфортно. Как и его партнер по амстердамскому оркестру «Концертгебау» Оливье Патей. Кстати, этот оркестр несколько лет назад был назван английским журналом Gramophone ни много ни мало лучшим оркестром мира.

В отличие от своего французского коллеги Огринчук в Воронеже уже бывал. В 1991 году он победил здесь на юношеском конкурсе гобоистов, поэтому, само собой, с нашим городом у него связаны самые приятные воспоминания. Эта победа стала для него рубежом: «Уже на следующий день я почувствовал большую ответственность, почувствовал необходимость постоянно доказывать, что я не украл эту премию, ощутил, что я в одночасье сильно повзрослел. Я хорошо это помню, и это произошло именно здесь».

При составлении концертной программы, которая сегодня будет представлена воронежской публике, музыканты старались сделать ее с одной стороны как можно более разнообразной, а с другой насытить ее редко исполняемыми произведениями. Помимо музыки, заявленной в программе вечера, зрителей ждет некий сюрприз, который Алексей и Оливье исполнят вдвоем, без сопровождения оркестра. Они уже успели провести совместную репетицию с Академическим симфоническим оркестром воронежской филармонии и по достоинству оценили высокий уровень наших музыкантов.

Открылся арт-центр «Коммуна»


Сегодня в 12.00 в арт-центре «Коммуна» в рамках Пятого Платоновского фестиваля открылись сразу три выставки: «Страх, хлеб и вера», на которой представлены фотографии отечественной хроники 1920−1930-х годов, «Сущий энтузиазм жизни», состоящая из публикаций Андрея Платонова в воронежских изданиях с 1918 по 1925 год, и детская выставка «Невозможное» студии «Ступени».
На выставке «Страх, хлеб и вера» представлены 44 фотографии из собрания Союза фотохудожников и из архивов советских фотографов Марка Маркова-Гринберга и Аркадия Шайхета, а также творческого объединения «Каменный пояс». Экспозиция создана на основе выставки «Без меня народ неполный…», которая проходила в Москве в 2010 году.

Публикации Андрея Платонова для воронежских газет «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Наша газета» и других представлены на выставке «Сущий энтузиазм жизни» в контексте - в формате газетных вырезок. Так можно оценить, что помимо публикаций Платонова было размещено на полосе, какие использовались фотографии и заголовки, и увидеть, что волновало людей того времени.

Детская студия «Ступени» существует при кафедре дизайна Воронежского ГАСУ с 2003 года. В ней занимаются около 200 детей в возрасте от 7 до 16 лет, занятия ведут преподаватели университета, а также профессиональные дизайнеры и архитекторы. Специально для Платоновского фестиваля ученики студии создали рисунки и макеты воображаемых миров, взяв за основу высказывание Платонова: «Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души… Невозможное - граница нашего мира с другим».

Арт-центр «Коммуна» находится в старом здании типографии газеты «Коммуна» (во дворе напротив кафе-бара BARak O’Mama), и это новое пространство для Платоновского фестиваля. Организаторы обратили на него внимание в ходе подготовки к прошлому фестивалю: надо было найти место для показа спектакля «Чевенгур», во время которого на сцене должен находится бассейн. Здание для постановки не подошло, но место организаторам понравилось, и было решено использовать его в этом году. В скором времени здание будет снесено, и на его месте вырастет новый современный жилой, торговый и офисный комплекс. Так что побывать в нем стоит уже только поэтому.

Помимо выставок в арт-центре «Коммуна» в течение всего Пятого Платоновского фестиваля будет размещаться пресс-центр и штаб волонтеров. Вход сюда всегда будет открыт для посетителей, и благодаря этому будет возможно следить за внутренними процессами фестиваля. Также здесь будут проводится творческие встречи с гостями фестиваля (например, поэтический вечер с Линор Горалик), концерты, выступления диджеев и бесплатные показы фильмов 1910−20-х годов, которые будут озвучены живой музыкой от лучших воронежских музыкантов.

Mgzavrebi и The Bambir выступят бесплатно на Советской площади

Стало известно, что участники фестиваля «Музыка Мира в Белом колодце», группы The Bambir и Mgzavrebi, выступят бесплатно на Советской площади 6 июня в 18.30 и 8 июня в 19.00 соответственно.

Концерты в арт-центре «Коммуна»

Во время Платоновского фестиваля в арт-центре «Коммуна» пройдут бесплатные концерты воронежских групп. 6 июня в 21.00 выступят The Sheepray и «ЭваЭва», 7 июня в 21.00 — Surfer Rose, а 10 июня в 20.00 — аудио-визуальный проект «Пахари моря».