Платоновфест-2016. Выставочная программа

Неоконченный фильм Эйзенштейна, взгляд ребенка от Владимира Дубосарского, костюмы и декорации из Московского Камерного театра - в нашем обзоре выставочной программы Платоновфеста-2016.


7 апреля художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков вновь собрал пресс-конференцию - на сей раз для того, чтобы обнародовать выставочную программу Платоновфеста-2016.

Пожалуй, самой долгожданной стала новость о том, что возобновит работу Арт-центр «Коммуна», здание которого нынешние владельцы вопреки ожиданиям пока не снесли, но успели демонтировать всю его «начинку». «Сейчас там есть стены. Демонтировать успели все, кроме кирпичей. Сцену будем делать другую, полы будем делать другие, - Бычков, не всегда жалующий вопросы по хозяйственной части и порой напоминающий журналистам о том, что он художественный руководитель фестиваля, видимо, сам очень доволен развитием ситуации вокруг „Коммуны“ и потому не отказался слегка углубиться в тему. - Мы работаем с фанерой, с ОСП, с брусом, с вещами не капитальными, не проводим туда водопровод. Это все нам не принадлежит. Спасибо владельцам, что мы получили право использовать эту территорию». В Арт-центре «Коммуна» пройдут три мероприятия выставочной программы. Впрочем, обо всем по порядку.

«Когда я вырасту».
Персональная выставка Владимира Дубосарского

Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
Открытие 4 июня


Почти в те же сроки, с 4 июня по 10 июля, музей им. Крамского примет еще одну выставку, на которой будут представлены работы Владимира Дубосарского, мастера современного искусства, вполне заслуживающего того, чтобы называться классиком. Широко известны его работы, выполненные в творческом союзе с Александром Виноградовым. Персональная выставка Дубосарского будет носить название «Когда я вырасту». Ее основу составит серия работ, «выросших» из иллюстраций советского художника Владимира Конашевича, черно-белые рисунки которого Дубосарский наполняет цветом. Сам художник говорит о своей экспозиции, что это «в некоторой степени взгляд ребенка: большое знамя, большие подстаканники, большие открытки и маленький человек, который на все это смотрит. В каком-то смысле мы никогда не вырастем. Мы живем в мире иллюзий: мы думаем, что когда-то мы станем умнее и сильнее, но этого не происходит».

Театр Таирова и Коонен

Выставочный зал на Кирова, 8
Открытие 2 июня


Со второго числа и до конца июня в выставочном зале на Кирова, 8 будет демонстрироваться выставка «Театр Таирова и Коонен», на которой будут представлены экспонаты из коллекции музея им. Бахрушина. Экспозицию составят эскизы костюмов и декораций, реконструкции костюмов, макеты спектаклей, афиши и фотографии Московского Камерного театра, существовавшего с 1914 по 1949 год. Имя его основателя и главного режиссера Александра Таирова стоит в одном ряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова. Его театром восхищались Бернард Шоу, Бертольт Брехт и Юджин О’Нил, но даже мировое признание не уберегло уникальный театр от гибели. Сегодня в историческом здании располагается Московский театр им. А. С. Пушкина. Буквально в двух шагах от этого места после войны жил Андрей Платонов.

Незавершенный Эйзенштейн

Арт-центр «Коммуна»
Открытие 2 июня


Выставку «Незавершенный Эйзенштейн» можно будет увидеть в Арт-центре «Коммуна» со 2 по 14 июня. Она представляет собой реконструкцию замысла незавершенного фильма Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!». Судьба этого фильма удивительна. В 1929 году съемочная группа в составе трех человек - режиссер Сергей Эйзенштейн, оператор Эдуард Тиссэ и режиссер Григорий Александров - отправилась в Мексику. Однако в самом разгаре съемок Сталин отозвал группу, а весь отснятый материал остался в Америке, поскольку права на него принадлежали кинокомпании. Лишь спустя полвека пленка попала в СССР и Александров завершил фильм, восстановив ход съемок и предполагаемый авторский монтаж по написанному в 30-х годах либретто. Выставку составят 300 кадров фильма, 40 фотографий рабочих моментов этого фильма, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков. Это копии рисунков, оригиналы которых хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Практики взросления.
Александр Шишкин-Хокусай

Арт-центр «Коммуна»
Открытие 2 июня


Также в Арт-центре «Коммуна» в те же сроки можно будет увидеть масштабную инсталляцию Александра Шишкина-Хокусая «Практики взросления». Взросление по Шишкину-Хокусаю есть встраивание индивида в абсурдную и репрессивную систему общественных отношений. Сама по себе инсталляция состоит из множества фигур, сделанных из фанеры и расписанных художником вручную. Как Шишкин-Хокусай художник выступает только в своей нетеатральной деятельности. Между тем имя театрального художника Александра Шишкина хорошо известно в нашей стране. Он многократный лауреат самый престижных отечественных театральных премий, сотрудничает с самыми известными театрами страны. Его работу можно будет увидеть в спектакле «Пьяные», который будет показан в этом году в рамках Платоновфеста. Природу своего псевдонима художник объясняет так: «Я обыгрываю свою фамилию. Шишкин работал с природой. Но к этому я добавил антагониста Шишкина - Хокусая. Хокусай - с персонажами, с фигуративной пластикой, актерской в каком-то смысле. Таким образом я для себя зашифровываю два вектора: Шишкин как средовой момент, а Хокусай как психодрама, работа с хомо сапиенсом».

Inverso Mundus / Перевернутый мир

Арт-центр «Коммуна»
Открытие 2 июня


В те же дни в Арт-центре «Коммуна» будет демонстрироваться 40-минутная видеоинсталляция «Inverso Mundus / Перевернутый мир», подготовленная группой AES+F совместно с Мультимедиа Арт Музеем и галереей «Триумф». Видеоинсталляция представляет собой обращение к позднему Средневековью и эпохе Возрождения и перенесение идеи «мира наизнанку» в XXI век. Перевернутый мир - популярная тема в европейском искусстве переходного времени, вызванная сломом средневековой системы ценностей под натиском новых знаний о мироустройстве. К этой теме обращались и великие художники: мотивы «перевернутого мира» можно проследить в работах Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего и Франсиско Гойи. Старинная гравюра Inverso Mundus (перевернутый мир - лат.) изображает свинью, потрошащую мясника; ребенка, наказывающего учителя; человека, несущего на плечах осла и т. д. В интерпретации AES+F абсурдные сюжеты ушедших эпох разворачиваются в современных реалиях, история повторяется: мир снова трансформируется, а устоявшиеся ценности подвергаются сомнению.


Также Михаил Бычков рассказал о еще одном пункте театральной программы фестиваля. Поставленная французским театром «Буфф дю Нор» опера абсурда «Крокодил-обманщик» по мотивам оперы Генри Перселла «Дидона и Эней» будет показана в Театре оперы и балета 13 и 14 июня и станет мероприятием, закрывающим фестиваль. Создатели оперы подвергают критическому переосмыслению сочинение английского композитора эпохи барокко. Под сомнение поставлены все музыкальные и перформативные элементы оригинальной оперы - мизансцены, позы артистов, музыкальные фразы, отношение к условности, сам миф о Дидоне и Энее и темы, которые он поднимает: любовь, разлука, смерть, скорбь. «Крокодил-обманщик» назван лучшим музыкальным спектаклем года во Франции по версии Академии Мольера.

И совсем коротко: 12 июня в парке «Алые паруса» пройдет Фестивальная ночь, где выступит дуэт Сейку Кояте и Джо Дрисколла, о котором мы рассказывали ранее.


Кирилл Радин
08.04.2016