Платоновфест-2016. Театральная программа

Мировая премьера спектакля по неизданной пьесе Генрика Ибсена, Нино Катамадзе и Фрэнк Синатра в спектакле «Чевенгур», чеховские «Три сестры» на языке глухонемых, хип-хоп-опера, живой хореографический фильм, «театр ласки» - из чего состоит театральная программа Платоновфеста-2016.


26 января на пресс-конференции, состоявшейся в Доме журналиста, художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков познакомил собравшихся с театральной программой предстоящего культурного форума.

Перед тем, как приступить к основной теме беседы, он представил новый фирменный стиль фестиваля. Новый логотип представляет собой русскую букву «П», изображенную как дверной проем с открытой дверью. По словам Стаса Неретина, создателя нового фирменного стиля, «Платоновский фестиваль - это новые миры, открытые двери, в которые интересно заглянуть, а главное, можно войти». Неретин - выпускник Британской Высшей Школы Дизайна. Этот проект стал его дипломной работой.


Платоновский фестиваль в этом году будет проходить со 2 по 14 июня. Театральную программу составят 11 спектаклей, созданных театрами из 7 стран. Состоится 5 российских премьер. Оргкомитет Платоновфеста продолжает сотрудничество с фестивалем «Золотая маска», что позволяет привозить в Воронеж самые интересные российские спектакли.


Фестивальную программу откроют два спектакля. Первый из них - «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско, одного из основоположников театра абсурда. Постановщик Роберт Уилсон - культовая фигура в мировом театре, один из главных театральных авангардистов современности. Спектакль поставлен на родине драматурга - в Румынии. Национальный театр города Крайовы - один из самых известных театров этой страны, регулярно участвующий в мировых фестивалях. Эта постановка будет показана в России впервые.


Второй - «Белое на белом» швейцарского автора и режиссера Даниэле Финци Паска, которого Михаил Бычков назвал чу́дным волшебником театра. Они познакомились на Петербургском культурном форуме, и Бычков без особой надежды задал вопрос насчет приезда Компании Финци Паска на Платоновфест, однако швейцарский режиссер со всей серьезностью отнесся к этой идее и предоставил возможность познакомиться с его последними работами.


Постановка «Белое на белом» представляет собой «спектакль на двоих», в котором заняты бразильская актриса Элена Биттенкорт и голландский клоун Гус Меусэн. Трогательный спектакль-клоунада незаметно увлекает публику в сюрреалистическую вселенную, в мир воспоминаний. Спектакль создан в фирменной эстетике Финци Паска - с легкостью и изяществом, в его неповторимом стиле, сочетающем элементы драмы, гротеска, цирка и акробатики. Сам Даниэле называет эту технику «театром ласки». Этот спектакль также в нашей стране еще не демонстрировался, но есть вероятность, что его российская премьера состоится до Платоновфеста.


Моноспектакль японской танцовщицы и хореографа Каори Ито «Сплетение» («Plexus») является результатом ее совместного творчества с французским хореографом и постановщиком Орельеном Бори, основателем Компании 111. Название спектакля происходит от латинского слова «plexus», которое используется в анатомии для обозначения системы сосудов и нервных клеток. Пространство, обычно неощутимое, здесь зримо обозначено тысячами нитей, натянутых между потолком и балансирующим в воздухе полом. Спектакль - лауреат испанской премии Fad Sébastia Gash Award.


Австрийская театральная компания Liquid Loft представит «живой хореографический фильм» «Идеальный сад». Этот спектакль показывает, как обычный ужин может превратиться в головокружительное путешествие в макро- и микрокосмос. Зритель видит два разных плана: пластический театр на сцене и изображения причудливых вселенных на экране. Спектакль примечателен, в частности, необычной системой взаимодействия живых людей и видеоизображения.


Компания из Израиля «Инкубатор Театр» привезет на Платоновфест хип-хоп-оперу «Город». Основатель компании и режиссер спектакля Амит Улман известен у себя на родине как рэпер, уличный поэт и организатор конкурса «Поэтический слэм». Остросюжетная хип-хоп-опера «Город» создана в стилистике детективов и фильмов-нуар 1940-х годов. Остроумное и смелое шоу с юмором и пародийным сюжетом, исполняемое на идеальном английском, предназначено прежде всего для молодой аудитории. Организаторы фестиваля выражают надежду, что «Город» поможет расширить аудиторию Платоновфеста. Это будет еще одна российская премьера.


Спектакль «Сванхильд» норвежского «Грюсомхетенс Театра» поставлен по неопубликованной одноименной пьесе норвежского классика Генрика Ибсена, и на Платоновском фестивале состоится его даже не российская, а мировая премьера. Ибсен в свое время оставил «Сванхильд» незаконченным, позволил материалу «отлежаться» два года, а затем вернулся к нему и, существенно переработав, выпустил под названием «Комедия любви». Режиссер Ларс Ойно - последователь французского драматурга, актера и режиссера Антонена Арто, который отрицал театр в привычном понимании и разработал собственную концепцию под названием «театр жестокости». Под «жестокостью» в данном случае имеется в виду «безусловная строгость и крайняя концентрация всех сценических средств».


Московский театр «Около дома Станиславского» покажет спектакль «Чевенгур», в основу которого положены как фрагменты одноименного романа Андрея Платонова, так и сцены из рассказа «Убийцы» Эрнеста Хемингуэя. Такой необычный симбиоз вполне соответствует стилистике театра, в котором приоритет отдается не столько логическим, сколько ассоциативным связям. Так, в программке фигурируют не только действующие лица из литературных первоисточников, но и Нино Катамадзе с Фрэнком Синатрой.


Театр-студия под руководством Олега Табакова (в обиходе - «Табакерка») представит спектакль «Епифанские шлюзы». Это также сценическое воплощение прозы Андрея Платонова. Постановки по этой повести в театре делают крайне редко. Режиссер Марина Брусникина поместила действие спектакля в рамки урока русской литературы, что позволило наполнить произведение новыми смыслами. Также постановку по прозе Платонова покажут студенты Школы-студии МХАТ - это будет еще одна версия «Фро», одного из самых любимых в современном театре текстов Платонова.


Чеховские «Три сестры» в постановке новосибирского театра «Красный факел» - отнюдь не обычный спектакль. В поисках нового ключа к этому во многом затертому многочисленными интерпретациями тексту режиссер обращается к неожиданному и уникальному приему: спектакль играется на языке глухонемых, а текст Чехова предстает в виде субтитров и «звучит» в воображении зрителя с теми интонациями, с которыми тот сам хочет его прочитать. Спектакль с успехом был показан на фестивале «Территория» в Москве. Продолжительность спектакля - 4 часа 15 минут с тремя антрактами.


Спектакль БДТ им. Г. А. Товстоногова «Пьяные» будет показан при участии проекта «Фестиваль „Золотая маска“ в Воронеже». Драматург Иван Вырыпаев нашел способ говорить о важнейших вещах доступно и смешно. Все герои пьесы отчаянно пьяны, оттого беззащитно и бесстрашно искренни. Отбросив условности и привычный цинизм, они сбивчиво и страстно говорят о сокровенном - о свободе, Боге и любви. Опьянение в пьесе - не только формальный прием, обеспечивающий ироническую дистанцию по отношению к героям, но и необходимое условие для того, чтобы заново обрести утраченный контакт с реальностью. Режиссер-постановщик Андрей Могучий - участник и организатор множества театральных фестивалей, многократный лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит».



Кирилл Радин
Титульная фотография Евгении Небольсиной
27.01.2016