Выставка
Александра Тышлера
«Игра и лицедейство»

В музее Крамского в рамках Платоновфеста открылась выставка Александра Тышлера «Игра и лицедейство».


В состав выставки, организованной специально для Платоновского фестиваля, вошли более 90 произведений живописи, графики, эскизов костюмов и декораций из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Выставка дополнена произведениями из коллекций Театрального музея им. А. А. Бахрушина и Тульского областного художественного музея. Также в экспозицию вошел один уникальный рисунок Александра Тышлера «Продавец палок» (1925) из собрания Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского. Всего на выставке представлено более 100 экспонатов.


Связь театральной сцены с поэзией вымысла - вот основной мотив масштабного показа произведений Александра Тышлера в Воронеже. Монографическая выставка его работ - явление чрезвычайно редкое: последняя прошла в Москве в 1998 году, почти 20 лет назад.

Выставка организована не по хронологии. Сгруппированы пять разделов, объединенных темами, которые волновали художника на протяжении его долгой и плодовитой творческой жизни: «Человек на земле», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о прекрасной даме», «Театр» и «Капричос».


Александр Тышлер (1898−1980) - уникальная фигура в истории изобразительного искусства России и один из великих современников Андрея Платонова. Он и признанный классик сценографии, и живописец-станковист, и автор графических серий.

Творчество Тышлера с его фантасмагориями и метаформами было совершенно чуждо духу социалистического реализма, и это стало причиной почти полного изгнания его живописи с официальных выставок. Пожалуй, больше всего в работах Тышлера поражает неиссякаемая энергия и жизнерадостность, существующие в творчестве художника вопреки суровому политическому режиму: Тышлер был неуступчив, принципиален, твердо стоял на своем.


Один из любимых образов Тышлера - женщина, несущая на голове некое сооружение - свечи, дом, корабль, город («Женский портрет», 1934, Русский музей, Санкт-Петербург; «День рождения», 1973, собрание семьи художника; «Архитектура», 1971, собрание семьи художника). Статичность, подчеркнутая архитектоника фигуры женщины, которая всегда оказывается крупнее самого грандиозного сооружения, контрастирует с текучестью живописи, создавая ощущение фантома, «нереальной реальности». В его графике, как и в живописи, конкретные предметы превращаются в символы («Погром», 1925, частное собрание, Москва); серии, начатые как графические, часто продолжаются в живописи («Бойня», 1925; «Антикоррида», 1977; цикл «Махновщина», 1920−60).

Работы для театра были для Тышлера еще одним способом реализовать склонность к игре, гротеску, причудливым превращениям («Король Лир» (1935), «Блуждающие звезды» (1941), ГОСЕТ; «Кармен», 1934, «Цыгане», 1936, театр «Ромэн», Москва; «Ричард III», БДТ, Ленинград, и другие). В театральных декорациях Тышлер не изображал свои фантазии, а создавал условия для воплощения их в театральном представлении: его декорации просты, конструктивны, удобны актерам, они легко трансформируются, подобно балаганам площадного театра.


«Афиша+» публикует высказывания Александра Тышлера, записанные писателем и художником Григорием Анисимовым.

«У каждого художника есть работы плохие и хорошие. Наша жизнь из одних шедевров не состоит. Я помню, меня однажды позвали на выставку. Там, говорят, два Рембрандта есть, которые впервые экспонируются в Москве. Я люблю этого художника и поехал. Смотрю - и что же? Вижу - один Рембрандт хороший, великолепный портрет, а второй - неудачная работа. И я подумал: „А что же в этом удивительного? И у Рембрандта могла получиться неудача“. С каждым художником это может быть, никто не застрахован ни от чего. А вот на ваш вопрос, зачем я работаю каждый день, я отвечу: если художнику есть что сказать и если он не ленив, нужно работать каждый день».

«Живопись - искусство созерцательное, оно рассчитано на тишину. Обратите внимание на то, как тихо в музеях. Однажды я наблюдал за тем, как молодые люди - парень и девушка - смотрели иконы Рублева в Третьяковке. Они замерли. Они были поглощены искусством… Эта поглощенность хороша, она животворна».


«Для моей работы характерна цикличность, но эти повторения не самоцель. Они возникают в результате развития темы, хотя между отдельными работами цикла есть композиционная разница, и дыхание каждой вещи различное. Таким образом я могу прочувствовать тему до конца, и цикл дает мне возможность не только завершить тему, но и найти в последующей вещи то, что мне не удалось осуществить в предыдущих. В то же время каждая работа цикла может жить самостоятельно, независимо от других».

«Я до сих пор живу детскими и юношескими воспоминаниями. И, знаете, что самое важное в нашем деле? Художник должен быть свободным. Тогда он сможет творить. Ему необходимо быть честным, искренним, владеть культурой своего ремесла».


«Во время работы я сам и художник, и ответственный критик, но одновременно со мною в мастерской как бы присутствует мой воображаемый зритель, который иногда меня поправляет. Кстати, потом на своих выставках я часто встречаю именно такого зрителя. Я хочу доставить людям радость. То, что я вижу и вынашиваю в процессе создания вещи, должно быть для зрителя новым, вызвать ощущение нового видения. Это не значит, что мои работы ни с чем не связаны. Наоборот, я признаю связь времен. Живопись должна иметь нити, соединяющие столетия. Связь времен - это традиция. Я думаю, что традиция есть и в народном творчестве, и в станковой живописи. Не может быть новорожденного искусства без генов. Новое же мы находим там, где художник пластически мыслит и, не повторяя старого искусства, связан с ним. Я многое постиг благодаря древнерусскому искусству, живописи великих мастеров итальянского Возрождения и Испании. Новаторство - это то, чего другие не делали. Я как бы даю не увиденное еще никем».

«Рисуй больше, работай, рисуй все подряд, мир того стоит! Художник истинный приходит, появляется на свет, чтобы под управлением Бога при помощи своего искусства совершенствовать этот мир, живущих в нем людей. Настоящая вера и этика - вот что есть высшая красота. Художник ничего не уносит с собой. Все оставляет людям».


2 июня - 2 июля
График работы: с 10.00 до 18.00, по четвергам с 12.00 до 20.00



Ника Злобина
Фотографии Евгении Небольсиной и Дарьи Кобзаренко
05.06.2017