Кронос-квартет:
явление планетарного масштаба

11 июня на Платоновском фестивале состоялось долгожданное выступление Кронос-квартета. По словам художественного руководителя Платоновфеста Михаила Бычкова, дирекция «охотилась» за американским коллективом четыре года и их нынешний приезд в Воронеж можно назвать сенсацией.


За 45 лет существования Кронос-квартет прошел яркий и насыщенный творческий путь. Для них писала Софья Губайдуллина, была договоренность о сотрудничестве с Альфредом Шнитке, и лишь его кончина не позволила осуществиться этим планам, с ними до сих пор плодотворно сотрудничает Владимир Мартынов и многие другие более и менее известные композиторы из самых разных стран, в том числе из Африки и Азии. Переложение духовного сочинения Мартынова «Заповеди блаженств» в исполнении Кронос-квартета звучит в фильме Паоло Соррентино «Великая красота», который получил «Оскара» как лучший иностранный фильм 2013 года. Забегая вперед, скажем, что воронежцы услышали это сочинение в числе бисовых номеров. Ну, а самая, пожалуй, известная работа Кронос-квартета - саундтрек к фильму «Реквием по мечте», результат их сотрудничества с композиторами Клинтом Мэнселлом и Дэвидом Лэнгом.

По составу американцы представляют собой вроде бы классический струнный квартет - две скрипки, альт и виолончель. Однако в течение концерта со сцены звучат не четыре инструмента, а гораздо больше. Достаточно сказать, что для альтиста Хэнка Датта выступление началось с игры не на альте, а на дарбуке. И это было только начало…


Конечно же, так играется не Бах, не Моцарт и не Шостакович: Кронос-квартет исполняет исключительно современную музыку, большую часть которой композиторы пишут специально для этого коллектива. Поэтому на пресс-конференции, предварявшей концерт, Дэвид Харрингтон, основатель квартета и его бессменная первая скрипка, сказал, что музыку, которую они здесь исполнят, воронежский слушатель еще никогда не слышал. Правда, оговорился: «Если, конечно, человек не побывал на нашем сайте».

Музыка эта слушается, в общем, с интересом. Правда, глядя на то, как музыканты квартета поют, топают ногами, звенят колокольчиками, играют карандашами и еще бог знает чем вместо смычков, то и дело включая фонограммы, невольно задаешься вопросом: «А зачем все это? Чтобы показать - вот мы, мол, до чего додумались?» Хотя, справедливости ради - колокольчики в пьесе «Another Living Soul» канадки Николь Лайзи были хороши. Звенящие приспособления стояли у музыкантов под ногами, каждый из них настроен на один определенный тон, и требуется недюжинное мастерство, чтобы во время игры в нужный момент - раз! - и ножкой по нему!..

Виолончелистка Санни Янг в одной из пьес просто поразила необычной техникой: выстукивая пальцами правой руки по деке инструмента заковыристый ритм, она в то же время исполняла партию баса одной левой рукой - в гитарной игре этот прием называется hammer on. Один человек - и не надо никакой ритм-секции!


Музыканты, к слову, показали себя мастерами планетарного масштаба. Идеальная ансамблевая игра, потрясающее тембральное единство, трели, звучащие нотка в нотку, высочайший индивидуальный уровень - все это вызывало восхищение. Что же касается композиторских работ, по-настоящему восхитила, пожалуй, лишь пьеса индийской скрипачки Н. Раджам «Dadra in Raga Bhairavi»: классический струнный инструментарий за счет вибрато с неимоверной амплитудой вдруг превратился в подобие ситаров, рабанастров, саранги и унес нас далеко на восток, на родину автора.

Вышеупомянутое сочинение Николь Лайзи вкупе с еще несколькими исполнявшимися произведениями входит в проект «50 для будущего», который Кронос-квартет заботливо наполняет новыми квартетными сочинениями современных композиторов. Эту музыку можно найти у них на сайте, послушать аудио, видео и узнать, что кроется за необычными обозначениями в нотах этих произведений. А потом брать и исполнять: по словам Дэвида Харрингтона, так уже поступил не один десяток квартетов из самых разных стран.


Главной жемчужиной второго отделения, пожалуй, стал знаменитый «Summertime» Джорджа Гершвина. Прозвучала не оригинальная версия, а переработанный вариант, который исполняла Дженис Джоплин. Показалось весьма интересным сочинение Лори Андерсона «Flow» - спокойнейшее, полным отсутствием вибрато напоминающее хорал, который слышен будто бы совсем издалека. На бис музыканты выходили аж четырежды! Таким образом, воронежская публика, которая на Платоновфесте провожает всех артистов массовым вставанием, вставала целых пять раз. Забавно.


В качестве резюме хочется сказать, что в целом этот квартет достоин лучшей музыки. Профессиональные музыканты, коих в зале было в достатке, после концерта говорили об агонии композиторского искусства, приводя слова того же Мартынова о конце эпохи композиторов и о том, что вся значительная музыка уже сочинена. Говорили о недостаточном таланте современных авторов, чье творчество во многом сводится к поиску внешних эффектов. Но надежда на то, что появится кто-то великий с могучим талантом и вдохнет новую жизнь в классическую музыку, жива. Если был в истории планеты один Моцарт, почему бы не появиться второму? Надеемся, ждем…



Кирилл Радин
Фотографии Алёны Булавиновой
13.06.2018