«100% Воронеж»:
каждая жизнь - это огромная книга

VIII Платоновский фестиваль открылся документальным спектаклем «100% Воронеж», в котором вместо актеров задействованы 100 жителей нашего города. Идея компании Rimini Protokoll уже была реализована в Берлине, Лондоне, Париже, Токио и других городах мира. Воронеж стал первым российским городом, в котором прошел подобный спектакль.


6 июня в Театре оперы и балета был впервые показан документальный спектакль «100% Воронеж», поставленный немецко-швейцарской компанией Rimini Protokoll совместно с Платоновским фестивалем. Если у кого-то были сомнения в значимости этого события для нашего города, то после просмотра спектакля они наверняка развеялись.

Действующие лица этого уникального спектакля - сто реальных воронежцев, представляющие собой статистический срез населения Воронежа в соответствии с полом, возрастом, национальностью, составом семьи и другими критериями по формуле 1 человек = 1% населения. Так, поскольку воронежское население делится на 56% женщин и 44% мужчин, на сцене было именно 56 лиц женского пола и 44 - мужского. Раз живет в Воронеже 1% татар, то и на сцене был один татарин. И так далее…


Работа над спектаклем начиналась с кастинга. Можно себе представить, насколько необычным был этот процесс. Сначала дирекции фестиваля было необходимо «охмурить» кого-то из социологов или специалистов по статистике. Затем по принципу кумовства и блата (не путать с коррупцией!) набирался остальной состав участников: социолог предлагает второго участника, второй третьего, третий четвертого и так до конца. Правда, чем ближе к концу, тем меньше работало кумовство и тем сложнее приходилось постановщикам: представители некоторых категорий населения - вроде мужчины из Отрожки 65−69 лет или вдовца из Центрального района - упорно не желали отыскиваться…

Как рассказали участники, репетиции шли по 6−8 часов в день. Масштаб героизма всех, кто создавал этот спектакль, трудно переоценить: на сцену выходили люди в возрасте от 4 до 86 лет. То, что детям и пожилым людям приходилось нелегко, понятно сразу. Но нужно же было заразить их идеей, убедить их в том, что игра стоит свеч, нужно было быть готовым проявлять бесконечное терпение и идти на компромиссы…


На входе раздавали красивые многостраничные буклеты, в которых представлены все участники спектакля и приведены некоторые статистические выкладки, касающиеся города. Со статистики и начался спектакль. На сцену первой вышла та самая социолог, Елена Литинская, найденная организаторами в ВГУ. Представив нам некоторые цифры, она немного рассказала о себе и позвала на сцену следующего участника, своего четырехлетнего сына. Паренек с игрушечным автоматом позабавил зал коротким рассказом о себе и тоже позвал следующую участницу - и так по цепочке о себе понемножку рассказали все… девяносто девять человек. Один, признавшись в боязни за свое будущее, рассказывать отказался и демонстративно заклеил себе рот. Создатели спектакля, понимая, что сотня рассказов может погрузить зал в сон, видимо, попросили героев найти в своей жизни что-то самое интересное, пусть даже это будет мелочь, и те справились. Так, мы узнали, что в Масловке проводится рок-фестиваль, что коту можно дать имя Псина, что сантехник может представиться в стихотворной форме, что среди пенсионерок есть лихие личности, одна из которых до сих пор гоняет на мотоцикле, а другая в 65 лет впервые встала на ролики…


Дальше участники демонстрировали свой режим дня. С помощью пантомимы они показывали, чем обычно занимаются в 16 часов дня, в 17 и так далее, пройдя по всему суточному кругу. И вот тут уже волей-неволей пришлось сравнивать себя с ними: а сколько людей ложатся спать после полуночи? А сколько потом валяется в постели до полудня? Нашелся и рыбак, который в четыре утра уже следит за своими поплавками-сторожками, и тусовщик, который только ложится спать в то же самое время.


Потом пошли вопросы, на которые нужно было отвечать, становясь к одному из плакатов - «Я» или «Не я». Выяснилось, что более половины «артистов» работают не в тех профессиях, о которых мечтали в детстве, что в церковь ходят около полутора десятков человек, что все 100% - и это был единственный вопрос, вызвавший полное единогласие - считают Украину своими братьями. Вопросы постепенно приобретали остроту, и в какой-то момент для соблюдения анонимности пришлось погрузить сцену в полную темноту. Участники достали фонарики и в качестве утвердительного ответа на вопрос включали их. Ох, как же мало людей брали взятки, и как же много их давали! Как же много людей изменяет своим партнерам (тоже мне анонимность - было несколько семейных пар, попробуй в этот момент не последить за фонариком супруга)! Как же много людей чувствуют себя одинокими и как много совершено абортов!

Приблизительно в этот момент впервые обратила на себя внимание группа Sheepray, обеспечивавшая спектаклю музыкальное сопровождение. Музыканты располагались по краям оркестровой ямы и звучали крайне деликатно, не привлекая к себе излишнего внимания, но придавая действу больше наполненности и ритма.


В рамках раздела «Открытый микрофон» каждый мог сказать все, что сочтет нужным, однако эта возможность большого энтузиазма не вызвала. «Для России будет позором, если режиссер Олег Сенцов умрет», - заявила одна из участниц, и на этом раздел, по сути, затух. Протестировали физическую готовность участников, и удивил молодой кудрявый программист, на вид довольно тщедушный (а может, просто большая шапка волос создала такую иллюзию?), но отжавшийся от пола едва ли не больше всех. Проверили актерские способности «актеров», предложив изобразить им драматическую смерть. Наконец, постояли минуту на сцене в полном бездействии…

Ответ на один из вопросов спектакля - «Принимаете ли вы участие в выборах?» - разделил участников на две группы. Ответившим отрицательно было предложено покинуть сцену: «Вашу дальнейшую судьбу мы будем решать без вас!». И начались вопросы о будущем устройстве жизни. Казалось бы, игра, но даже она смогла задеть кого-то из участников за живое: один из них после спектакля поведал, что с этого времени обязательно будет ходить на все выборы.


Был обмен вопросами со зрительным залом. Благодаря этому мы узнали, что участие в спектакле оплачивается и что подавляющее большинство горожан соскучилось по нормальному общественному транспорту. Именно в этой части спектакля за счет интерактива возникло ощущение единения сцены и зала, ощущение, что ты тоже причастен ко всему, что происходит в городе, что ты не просто (имярек), а часть города. Часть его общества, которого… ты не знаешь, от которого постоянно отстраняешься, забывая, что каждый человек - это огромный мир, а общество - не серая масса, а миллион огромных миров, каждый из которых имеет уникальный жизненный опыт, порой невероятный…

Наконец, участникам предлагались вопросы с несколькими вариантами ответа. Каждый вариант высвечивался на заднике определенным цветом и, чтобы ответить, участнику нужно было показать залу листок нужного цвета. Женский пол удивил ответом на вопрос «Что должен сделать Путин?». Многие почему-то выбрали вариант «Жениться на мне». Шутка? «Кто является нашим врагом (США, Украина и т. д.)?» - этот вопрос оставило без ответа большинство участников, что порадовало. Повеселил ответ на вопрос «Как повысить рождаемость?»: многие выбрали вариант с вечерним отключением электричества. И то верно: сколько нас таких, которые вместо того, чтоб «делать ночами новых людей», портят себе глаза бесконечным втыканием в монитор?

Под занавес - бомба! Около 20 человек видели привидения!..


«Документ на века» - так захотелось назвать этот спектакль сразу после того, как он закончился. Сядет лет через сто какой-нибудь грызун науки, посмотрит «100% Воронеж» образца 2018 года и заохает: вон, мол, как оно все было, ничего себе!" Раз, два - и готова диссертация. Впрочем, что нам до него? Нам, пожалуй, интереснее, что нового этот спектакль позволил узнать губернатору Александру Гусеву, который сидел в зале, а перед началом спектакля объявил Платоновский фестиваль открытым. Сделал ли он какие-то выводы? Повлияют ли эти выводы на его планы?

По окончании спектакля зрителей ожидала встреча с создателями спектакля - представителями компании Rimini Protokoll, швейцарцем Штефаном Кэги и немкой Хельгард Хауг. Документальные спектакли по их концепции уже были поставлены во многих городах мира, и было очень интересно, какими особенностями им запомнится работа в Воронеже. По их словам, наши люди показали себя очень внимательными. В Австралии, например, можно было долго что-то объяснять участникам, но они не слушали, бесконечно переговариваясь между собой. Зато те же австралийцы очень раскрепощены на сцене, и, по ощущениям Хельгард, воронежцы придут к десятому показу в то состояние, которое австралийцы демонстрировали уже на первом. Сами участники, наши земляки, рассказали, как работа над спектаклем изменила их. Известный краевед Ольга Рудева отметила, что стала, идя по улице, всматриваться в людей, и «100% Воронеж» обновил в ней понимание того, что каждая жизнь - это огромная книга с массой интереснейших моментов.


Художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков признался, что планов по дальнейшему существованию спектакля на воронежской сцене нет, однако не исключил того, что тремя показами на Платоновфесте оно не ограничится. Зрители не уставали благодарить создателей спектакля за их работу и участников - за смелость.



Кирилл Радин
Фотографии Алёны Булавиновой
07.06.2018