Музыка мира
в Белом колодце

Второй большой опен-эйр Платоновского фестиваля.


В минувшую субботу Платоновфест во второй раз провел однодневный опен-эйр «Музыка мира в Белом колодце». В прошлом году мероприятие собрало около двух с половиной тысяч зрителей и стало для Воронежа одним из самых запоминающихся событий - не только в рамках V Платоновского фестиваля, но и за год в целом.


В этом году «Белому колодцу» не очень повезло с погодой. Люди, пришедшие с пледиками, быстро поняли, что вместо пледиков им надо было захватить дождевики и резиновые сапоги. «Воронежская Коачелла» превратилась в «воронежский Гластонбери». В плане же трансфера «Белый колодец» в этом году напомнил черногорский Sea Dance Festival: зрителям приходилось буквально штурмовать автобусы, особенно на обратном пути: то ли людей стало больше, то ли автобусов меньше.


Несмотря на проблемы с погодой и автобусами, организаторам фестиваля явно удалось повторить успех прошлогоднего концерта. Пляж в Белом колодце был забит до отказа, даже невзирая на отстутствие громких имен в лайн-апе. Согласитесь, стремительно набравшие обороты в 2015-м грузины Mgzavrebi и ливанка Ясмин Хамдан, украсившая финал джармушевского «Выживут только любовники», смотрелись на афишах фестиваля в прошлом году несколько выигрышней, чем, например, несомненно, очень достойное, но пока не очень известное южнокорейское инди-трио Jambinai в этом году. Хотя оно как раз и оказалось самым, наверное, главным сюрпризом фестиваля. Так что можно смело заключить, что опен-эйр в Белом колодце - это не про громкие имена на афишах, а скорее про желание открыть для себя что-то новое. Для зрителя «Музыки мира в Белом колодце» афиши с громкими именами - совсем не обязательное условие, он не боится ступить на неизведанную территорию, а там, поверьте, действительно есть на что посмотреть! Три из четырех коллективов в лайн-апе «Белого колодца» выступили в России впервые.

Ministry of Echology

Самая тяжелая задача выпала на долю открывавших фестиваль литовцев Ministry of Echology, которые были вынуждены исполнять свой солнечный регги под проливным дождем. И надо сказать, что с созданием летней непринужденной атмосферы в условиях, близких к потопу, ребята справились на все сто! Кульминацией выступления Ministry of Echology стало неожиданное появление на фестивальной сцене фронтмена воронежской группы «Мама Чолли» Дмитрия Зорникова и его совместное с группой импровизированное выступление.

Jambinai

После позитивных литовцев на сцене фестиваля появились те самые корейцы Jambinai. Нависшие в этот момент над Белым колодцем тяжелые черные тучи как нельзя лучше подошли к музыке сурового трио: их мрачный пост-рок с тяжелой гитарой в кульминационные моменты достигал чуть ли не блэк-металического накала. Помимо этого в своей музыке Jambinai активно используют народные музыкальные инструменты - пири (корейская бамбуковая флейта), хаегум (двухструнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку) и комунго (корейская цитра). Растерявшиеся и оглушенные зрители одаривали корейцев сдержанными аплодисментами, а мнения опытных слушателей разделились. Одни посчитали, что Jambinai отлично бы смотрелись на фестивале тяжелой музыки, другие - наоборот, понимали, что там-то они как раз были бы совсем некстати и самое место им здесь, на фестивале музыки мира, для создания пусть и резкого, но очень яркого контраста.

Jambinai

«Jambinai звучит скорее как стихия природы, нежели просто бэнд», - описывает этот уникальный коллектив из Сеула лондонский независимый звукозаписывающий лейбл Bella Union, основанный участниками легендарной группы Cocteau Twins.
17 июня Jambinai выпускают на этом лейбле свой второй лонгплей «Hermitage».

Сейку Кояте и Джо Дрисколл

Следующие участники фестиваля, мастер игры на африканской коре Сейку Кояте из Гвинеи и американский рэпер и битбоксер Джо Дрисколл, вышли на сцену, когда уже стемнело, и мгновенно расшевелили окаменевшую после Jambinai публику: зрители с нескрываемым удовольствием стали активно отплясывать. Ничего удивительного в этом нет: Кояте и Дрисколл играют весьма легкую и универсальную смесь хип-хопа, фанка, афробита и регги, имеют богатый гастрольный опыт и запросто раскачивают нью-йоркские клубы средних размеров.

Сейку Кояте

Кора, на которой играет Сейку Кояте, по звучанию напоминает арфу и лютню, на ней традиционно играют гриоты - бродячие певцы, сказители и хранители легенд в Западной Африке. На сегодня Кояте - один из самых известных африканских музыкантов, играющих на коре. За свои сверхскоростные риффы на этом инструменте он получил прозвище «Джими Хендрикс коры». Кояте и Дрисколл впервые встретились в 2010 году на одном марсельском фестивале и спустя недолгое время поняли, что их кросс-культурный джем может вырасти в полноценное постоянное музыкальное партнерство. Совсем недавно у дуэта вышел второй студийный альбом «Monistic Theory».

Хинди Зара

Завершала фестиваль марокканка Хинди Зара, самый, наверное, известный исполнитель в лайн-апе нынешнего «Белого колодца». В арсенале у певицы есть как легкие приджазованные инди-поп-песни, так и длинные композиции с ярким восточным колоритом и тягучими блюзовым гитарами. Второе у певицы получается явно лучше - кульминацией ее выступления стал трек «The Blues», во время которого публика активно потянулась обратно к сцене. В коктейле самобытной музыки Зары смешаны самые разные культуры - африканская, берберская, египетская, французская - и музыкальные жанры - блюз, соул, регги, джаз, шансон.

Это уже второй приезд Хинди Зары в Россию. В 2012 году она выступила в рамках Дней Франкофонии в Москве и Санкт-Петербурге. Концерт певицы в Белом колодце прошел в рамках тура в поддержку ее второго альбома «Homeland», который вышел в апреле 2015 года.


Отдельным удовольствием на фестивале, конечно же, стали видеомэппинг и салют под песню Майкла Джексона «Earth Song» и конферанц от Ярослава Борисова, фронтмена воронежской группы «Другое дело».



Роман Дранников
Фотографии Евгении Небольсиной и Романа Остроухова
14.06.2016