Рокиа Траоре — хедлайнер новой программы Платоновского фестиваля «Музыка мира»

10 июня, концертный зал Event-Hall


В 2014 году Платоновский фестиваль искусств презентует новую программу «Музыка мира». Африканский континент будет представлен в ней двумя роскошными певицами. И если Марлен Дорсена уже участвовала в российских фестивалях этномузыки, то сорокалетняя малийка Рокиа Траоре со своим коллективом посетит Россию впервые. В списке гостей фестиваля ее имя стоит особняком. Зрителям представится уникальная возможность увидеть воочию единственный в нашей стране концерт самобытной исполнительницы.

Африканский континент невероятно богат музыкой, но до сих пор представлен в мировом музыкальном сообществе довольно скромно. И отчего-то именно страна Мали стала его музыкальной житницей. Можно не сомневаться: нас еще ждут большие открытия, а возможно, и настоящие потрясения музыкальных устоев. Афроамериканцы открыли для своих белокожих собратьев блюз, джаз и хип-хоп, и это только скромная часть богатств, ассимилированных европейцами. Еще раз приоткрыть заветный ларчик, полный тайн, не без успеха пытается Рокиа Траоре, подхватившая эстафету у сенегальца Баабы Маала, уроженки Бенина Анжелики Киджо и других.


Профессия отца — он был дипломатом — уберегла девушку от прозябания в глуши и открыла широкие горизонты. Семья Траоре много ездила по миру. Проживание в Алжире, Саудовской Аравии, Франции и Бельгии наполнило юность Рокии пестрыми впечатлениями, в том числе музыкальными. Знакомство с основами джаза и индийской композиции, европейской классикой и поп-роком, а также традиции праздничных песнопений родной земли найдут впоследствии отклик в сольном творчестве Рокии, которым она решила всерьез заняться в середине 90-х. Кстати, Траоре повезло, что бамана — народ, к которой принадлежит ее семья, — в отличие от многих соседей не запрещали женщинам заниматься музыкой.


Постоянная участница молодежных концертов и праздников, Рокиа исполняла традиционные мелодии и песни собственного сочинения, аккомпанируя себе на гитаре, что для африканской женщины редкость. Важной вехой в становлении Рокии как музыканта стало ее знакомство и сотрудничество с одним из наиболее ярких малийских артистов Али Фарка Туре. К двадцати годам она была уже довольно популярна у себя на родине.

В 1997 году увидел свет дебютный альбом «Mouneissa». Все песни были написаны самой певицей и исполнены на втором языке Мали — бамбара. Альбом разошелся тиражом в 40 тысяч копий и принес Рокии признание, особенно во Франции. Она удостоилась премии Radio France Internationale в номинации «Африканское открытие», обойдя многих именитых соперников. Критики не жалели комплиментов, отмечая свежесть интерпретаций и оригинальное сочетание разных малийских традиций и мотивов. Тур по клубам Бельгии, Швейцарии, Германии и Франции и выступления на нескольких крупных фестивалях закрепили успех.


Вскоре творческие амбиции Траоре распространились на весь процесс музыкального производства. Готовя второй студийный альбом, Рокиа проявила себя не только как композитор, вокалист и мультиинструменталист, но и сделала аранжировки для всех композиций. Лонгплей, названный «Wanita», вышел в 2000 году. Нетипичная мелодика, горячий и чувственный, но далекий от привычных стандартов вокал, экзотические инструменты — такая запись просто не имела права затеряться в общем потоке. На этот раз к европейским обозревателям, высоко оценившим работу Рокии Траоре, присоединились и американские. Престижные издания, включая Billboard, New York Times и Folk Roots назвали его альбомом года. В 2001 году певица удостоилась еще одной награды — Kora All Africa Music Award — как самая перспективная артистка. И вновь отправилась в турне, присоединив к привычному списку франкоязычных стран Италию, Испанию, Великобританию и США.


Третий альбом «Bowmboi» (2003) звучит богаче и насыщенней, чем его предшественники. На этот раз Рокиа привлекла к записи камерный струнный Kronos Quartet. За этот LP Траоре получила еще один почетный трофей — BBC 3 World Music Award, а в следующем году провела первый полномасштабный тур по Соединенным Штатам.


На подготовку четвертого альбома ушло почти пять лет; релиз «Tchamantche» состоялся в 2008-м году. Смесь элементов джаза, блюза, соула, фолк-рока и французского шансона в крепкой спайке с африканскими ритмами произвела приятное и свежее впечатление. «Я люблю звучание традиционных инструментов, — говорит певица. — Но я вписываю их в новый контекст, они становятся частью современной поп-музыки». Эта позиция талантливого культурного посредничества и привлекает больше всего в творчестве Рокии Траоре. На «Tchamantche» можно найти одновременно и традиционные африканские композиции, и легкие, изящные песни на французском языке. Траоре по-прежнему придерживается минимализма в аранжировках и берет главный артистический удар на себя, демонстрируя поистине широчайшие возможности своего голоса.

Послушать альбом «Tchamantche» на Яндекс.Мьюзик


Наконец, последний на данный момент диск — «Beautiful Africa» (2013) был издан на популярном лейбле Nonesuch Records. Продюсером выступил Джон Пэриш, известный по сотрудничеству с Пи Джей Харви и Eels. Этот альбом знаменует новый виток в творчестве Рокии Траоре, попытавшейся, по ее словам, сделать «нечто ультрасовременное», хотя и с африканско-блюзовой начинкой. В том же году певица феерично выступила на легендарном фестивале «Гластонбери».

Послушать альбом «Beautiful Africa» на Яндекс.Мьюзик

Траоре — уникум по многим параметрам. Она придумывает все новые варианты решения непростой задачи — органичного синтеза древних традиций и современной музыкальной культуры. В аранжировках придерживается минимализма. Владеет традиционными инструментами своей страны — нгони (старинная лютня), балафоном (местная разновидность маримбы) и корой (21-струнная арфа-лютня). При этом смело применяет джазовые вокальные гармонии и приемы европейской поп-рок-музыки, нечасто используемые аутентичными певицами. Результат получается стильным и гармоничным.


Успех Рокии Траоре тем более примечателен, что она не приспосабливается ко вкусам западной публики. Сочиняет на французском и английском, но большинство песен поет на наречии бамана. Мало кому понятные слова, экзотическая мелодика, специфические тембры африканских инструментов — какое счастье, что бесконечная мировая провинция живет своей жизнью, создает свой фольклор, хранит свои тайны! Эти песни не обязательно «понимать» и «разбирать». Ими можно проникнуться, пропитаться, настроиться на их волну. Концерты Траоре исполнены волшебства и будто выводят зрителя за пределы времени и пространства.

Что бы ни исполняла Рокиа — будь то старый джазовый стандарт «The Man I Love» или неувядаемый хит Боба Марли «Africa Unite» — она проделывает это вдохновенно и доверительно, со своей интонацией и без использования готовых рецептов. Открыта к экспериментам: выступала в сопровождении Венского оркестра на праздновании 250-летия со дня рождения Моцарта и с популяризатором фанка из Нигерии Кезиа Джонсом.


В рамках тура Africa Express Рокиа Траоре выступала на одной сцене с Деймоном Албарном, Полом МакКартни и Джоном Полом Джонсом

Рокиа активно участвует в благотворительной деятельности, например, в фестивале Africa Live, вся прибыль от которого направляется на борьбу с малярией, уносящей каждые 30 секунд жизнь одного африканца. Также наряду с именитыми исполнителями из разных уголков мира она является участницей беспрецендентного мультикультурного и социального проекта «Aфрика Экспресс». В рамках тура Africa Express Рокиа исполнила свои песни с его инициатором фронтменом группы Blur Деймоном Албарном и с такими мастодонтами, как сэр Пол Маккартни и Джон Пол Джонс из Led Zeppelin. Проект ставит целями знакомство широкой аудитории с самобытной музыкой Африки и привлечение внимание общественности к сверхактуальным проблемам этого континента, в частности, к запрету светской музыки на севере Мали пришедшими к власти исламистами.
Дмитрий Зорников
Роман Дранников
15.05.2014