Русский рэп - 2015: главный жанр минувшего года в событиях, лицах и релизах

«Афиша+» погрузилась в мир русского хип-хопа. Кто на данный момент самый главный, а кто самый перспективный? Какие альбомы в 2015 году прогремели на всю страну, а о каких мы могли никогда не узнать?


Ушедший 2015-й вряд ли запомнится нам хоть сколько-нибудь значимыми событиями на отечественных поп- и рок-сцене. Непростые условия бизнеса ярко отразились на состоянии музыкальной индустрии в стране, но каким-то удивительным образом планета русского рэпа, до сих пор достаточно отчужденная от остальных жанров, пережила на этом фоне небывалый подъем, который в интернете называют рэп-революцией и рэп-переворотом. Приоритеты и идеология общества не стоят на месте, вырастают новые поколения. Похоже, что силу хип-хопа перестали недооценивать. Судите сами.

События

Баста


Басту позвали в шоу «Голос» на Первом. Ничего удивительного, ведь ни для кого не секрет, что Василий Вакуленко - не только всенародно любимый рэпер, но и прекрасный музыкальный продюсер. На своем лейбле «Газгольдер» (самом влиятельном отечественном рэп-лейбле) он готовит целое поколение молодых талантливых музыкантов.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/E1uebt8JQfM?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

В 2014 году амбиции даже привели его к выпуску одноименного фильма, в котором сыграли все резиденты творческого объединения. Осенью этого года Василий вместе с коллегой по цеху, Смоки Мо, записал песню-гимн для нового спортивного телеканала Матч-ТВ. Добавим, что совсем недавно Баста снялся в молодежной драме Сергея Соловьева, режиссера знаменитого фильма «Асса».

<iframe width="100%" height="300" scrolling="no" frameborder="no" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/229485620&amp;auto_play=false&amp;hide_related=false&amp;show_comments=true&amp;show_user=true&amp;show_reposts=false&amp;visual=true"></iframe>

Oxxxymiron


Всю осень Мирон гремел в сети и на концертах и во многом сделал этот год. Известный до 2015-го в узких кругах поклонников рэп-музыки как прекрасный эмси, Мирон Федоров обрел, наконец, широкую известность. Что ж, вполне заслуженно.

В основе сюжета сериала «Лондонград», запущенного этой осенью на телеканале СТС, лежит ни много ни мало история лондонской юности рэпера - после того, как он выпустился из Оксфорда с диплом литературоведа. Такие у него любящие друзья в отечественной телеиндустрии.

Качество этой музыки не позволит нам усомниться: больше 10 лет жизни в Лондоне явно не пролетели для Мирона впустую.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/TIjvei4BgFk" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Тимати


Весь год рэпер старался не отстававать от коллег. Актуальные коллаборации на кавказскую тематику «Лада-седан. Баклажан» и «Че такая дерзкая?» принесли Блэкстару (в плену событий последних дней в могущество этого символа начинаешь верить сильнее) невероятный успех, взорвав все мыслимые эфиры. Весной Тимати с главным фаворитом своего лейбла L’One колесил по стране с туром «ГТО», интенсивно эксплуатируя патриотический бренд.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/DP6lcaNVP7U?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Летом они же, не отставая от тренда, выпустили возвышенный трек на спортивную тематику, фактически опередив тем самым Басту со Смоки.

«Кровосток» против ФСКН


Из уже названных артистов только эти любимцы интеллигенции не попали в эфир «Вечернего Урганта» в 2015 году. Но это не значит, что им не досталось эфирного времени на ТВ. История о том, как ФСКН отвела свое «всевидящее око» от порядком натерпевшегося (но за счет этого и пропиарившегося) за последние 2 года Гуфа и направила его на прекрасное музыкальное наследие Шила и Ко, подняла новую волну ажиотажного интереса к творчеству главных ганста-рэперов страны, как нельзя кстати выпустивших в этом году новый альбом. Тяжба продолжалась около полугода и закончилась шумной победой «Кровостока».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/JX8M6sjG6Cg" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Проект Groovbag Feat


Хип-хоп-фанк-формация Groovebag из Екатеринбурга (одного из центров русской рэп-музыки), в самом конце года выложила в сеть уникальную серию концертных видео Groovbag Feat, где музыканты вживую играют с актуальными деятелями отечественной рэп-сцены.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/O_gq75OptFE?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Качество звука и видео дает ясное предсталение об амбициозном настрое русского андеграунда. А всего на официальном канале проекта на YouTube размещены 4 ярких, не похожих друг на друга записи.

Релизы

Перечислив громкие события медиа-пространства, перейдем, наконец, к релизам. В минувшем году их было выпущено много даже по меркам продуктивной рэп-индустрии, но мы постарались выбрать для вас ключевые. Вы не встретите здесь Басты, Гуфа и подобных им уже зарекомендовавших себя «ветеранов» сцены и стиля: мы сконцентрировались на более свежем звуке и менее раскрученных именах. Надеемся, что тем из нас, кто рэпом не увлечен, будет интересно открыть для себя новое музыкальное пространство, а знатокам хип-хопа будет любопытен наш выбор.

«ОУ74» - «Грязный свободный»


Начнем с этой многоголосой и дерзкой Челябинской группировки. Недавний осенний концерт Wu-Tang в Москве разогревали именно они. Земляки «Триагрутрики» и обладатели самой стильной обложки прошлого года в русском рэпе, «ОУ74» вполне заслуживают звания хранителей отечественной андеграунд-традиции. Их большой друг и соратник по цеху Муровей, русскоязычный выходец из минского андеграунда, казалось бы, громче заявил о себе в минувшем году. Но его камерная гипно-читка и джаззи-саунд на минусе - предмет восхищения увлеченной рэп-аудитории. Слушателю менее искушенному будет не так просто разглядеть в нем все те приметы крупного артиста, о которых живо дискутируют сейчас в пабликах.

С «ОУ74» все по-другому. Их продукт - кристально чистый ганста-шит с района - раскачает вас, даже если вы неискушенный слушатель. И пусть душой они русские, это не помешало им впитать все лучшие американские традиции, за что группа носит гордый статус русских Wu-Tang и Onyx.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/jFyHRSM22IE" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

За черными капюшонами скрываются большие эстеты. Их звучание к пятому альбому достигло ювелирной гармонии жирного саунда и атмосферных, но не перегруженных лишней информацией текстов. Материал LP сбалансирован и не содержит сильно выделяющихся треков. Хотите услышать актуальный голос окраин - лучшего варианта не придумать.

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:425;" width="100%" height="425" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/2897635">Слушайте &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/album/2897635'&amp;amp;gt;Грязный свободный&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; — &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/artist/3866528'&amp;amp;gt;ОУ74&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; на Яндекс.Музыке</iframe>

На этом танкоградском клане сочтем дань традициям отданной и отправимся на поиски более оригинального звучания.

Vibe TGK - «EP2015»


Евгений Вибе, бессменный и самый колоритный член «Триагрутрики», на втором сольном альбоме, представляющем собой компактный цикл миниатюр из жизни вечернего Челябинска, возможно, обескураживает некоторых своих поклонников неканоничностью звука и небрежной праздностью текста, но знайте, это только на первый взгляд.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/QX3ZztdFTUI?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Что говорить, TGK никогда не стремились к привычности коммерческого звучания. Особенностью этой команды всегда было сохранение уличной сырости и остроты даже несмотря на то, что они имеют контракт с «Газгольдером» уже несколько лет. В этом году ребята выпустили финальную, третью часть сборника «Кnigga Рифм «Родники Урала», завершив большую серию фитов (совместных работ) с практически всем пантеоном андеграунд-сцены - от «ОУ-74» до «Полумягких» и даже «ВСИГМЕ», проекта участников «Копов В Огне».

<iframe width="100%" height="166" scrolling="no" frameborder="no" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/29190185&amp;color=ff5500&amp;auto_play=false&amp;hide_related=false&amp;show_comments=true&amp;show_user=true&amp;show_reposts=false"></iframe>

Раньше сравнения Вибе с Витей-АК из «АК-47» были уместны. Хотя бы из-за их общей манеры читки и тембра, не говоря уже, что они являются резидентами одного и того же лейбла. Сейчас же, спустя много времени, эта параллель окончательно исчерпала себя. Это как сравнивать «Кровосток» с Серегой - настолько разный у них теперь подход к творчеству. Если АК развивает «народный» рэп а-ля Баста, то на его фоне даже неброский юмор Вибе выдает в нем аристократа, не говоря уже об авторской манере жизнеописания.

На своем новом EP Вибе сделал главное - признался в однозначной победе формы над содержанием. Жизнь улиц становится лишь поводом для творчества. Как граффити эволюционирует в стрит-арт в умелых руках райтера, так и на этой записи хлесткая, скоростная эквилибристика рифм Вибе виртуозно вплетается в аутентичный электронный саунд. Итак, смелее жмите на плэй. Эта гремучая смесь уложит вас на лопатки первым же треком!

<iframe width="100%" height="300" scrolling="no" frameborder="no" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/playlists/160201848&amp;auto_play=false&amp;hide_related=false&amp;show_comments=true&amp;show_user=true&amp;show_reposts=false&amp;visual=true"></iframe>

ATL - «Марабу»


Трэп, грайм и клауд-рэп за последние годы окончательно укоренились в русском рэпе. Хип-хоп для модников в черном, автотюн под дарк, витч-хаус и гэрридж-сэмплы - такого однообразного звука от разнообразных исполнителей к концу 2015 года скопилось удивительное множество.

Загадочная фигура новочебоксарца ATL стоит среди них особняком, а его новый альбом - однозначно, самый сладкозвучный релиз года.

Не так давно Оксимирон, вдохновившись общим ажиотажем вокруг творчества ATL, допустил смелое сравнение его с поэтами-символистами начала ХХ века (об этих его ремарках чуть позже). Местами эта параллель не кажется такой уж нелепой. По части манеры подачи - ATL читает рэп не в виде прокачанного флоу, а натурально читает его, как поэт стихи. И хоть образный ряд в этот раз вырвался из мрачной спиритуальной эстетики, и цветов в нем стало на 200% больше, музыкант до победного остается верен своему символистскому канону, и в финале перед нами все равно предстает дева с подснежником-мертвецом. Да, ATL старательно машет у нас перед лицом своей электронной книгой и даже само название альбома - прямая отсылка к Ирвину Уэлшу, но давайте не дадим себя запутать, текст здесь - лишь элемент общего действа, как бормотание шамана на ритуале.

ATL и Dark Faders

Главная фишка этого альбома, конечно, в непревзойденном клубном саунде, созданном чувашскими битмейкерами-альтруистами Dark Faders. Трансовый рэйв в «Пилюлях», бериаловский гэрридж в «Паранойе», джангл в заглавной «Марабу». Кульминация альбома приходится на трек «Крокодил», где разогнавшийся речетатив ATL сливается с теплым, эйфоричным хаусом в единое целое. Эту яркую и немного детскую энциклопедию электронной музыки с волшебными картинками очень приятно листать.

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:425;" width="100%" height="425" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/3039144">Слушайте &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/album/3039144'&amp;amp;gt;Марабу&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; — &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/artist/3426942'&amp;amp;gt;ATL&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; на Яндекс.Музыке</iframe>

Oxxxymiron - «Горгород»


Этим самым нашумевшим рэп-релизом года Окси еще и сделал весомый вклад в программу завершившегося Года литературы в России. Неофициально, конечно, но его гиперэрудированная строфа уже давно заслужила медаль за привлечение молодежи к литературе, а рэперов - к разнообразию содержания (хотя такие его соратники, как Луперкаль, «ЛСП» и ATL, пожалуй, чересчур старательно взялись за исполнение этой миссии).

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/XBleNfmkScA" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Именно на этом альбоме литературность текстов достигает пика. Даже обложкой «Горгороду» служит классическое полотно Питера Брейгеля. И пусть композиции с LP - совсем не полотна, а скорей этюды и скетчи, все они скреплены в единую ткань повествования, за что альбом можно смело назвать хип-хоперой, в которой, правда, во всех ролях один актер. Оговоримся, почти один: есть еще голос с автоответчика - Кира, литературный агент, именно она-то и является «клеем», скрепляющим вымышленную историю о писателе Марке. Его жизнь в одночасье переворачивается на вечеринке у мэра города, где он встречает свою роковую любовь, которая и приближает плавно все действие к неожиданной и жестокой развязке. По сути, это такой «Левиафан» (этот образ, кстати, мелькает в альбоме), только внутри самого Оксимирона. В своем желании расставить внутренние приоритеты он предстает перед нами в трех своих альтернативных личностях - загадочного гуру, автора теорий заговоров и жадного до власти талантливого манипулятора; коварного, деспотичного мэра, «императора» предпочитающего силовой способ решения проблем и бескомпромиссного писателя-правдолюбца, амбициозного творца, в склонности к сильным до маниакальности увлечениям которого поставить точку может только внезапная пуля. (Есть еще фанат-подстрекатель, который на деле оказывается голосом совести Марка.)

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/P8su8xuRkMw" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Своей перегруженностью литературными отсылками альбом породил среди впечатлительной молодежи целый культ конспирологических теорий о скрытых в нем подтекстах (привет, гуру). «Горгород» до последнего лидировал в чартах, уступив позицию Скриптониту совсем недавно. На что Окси оперативно отреагировал, накидав новоиспеченному кумиру респектов и возведя его на столь шаткий трон надежды всей русской рэп-музыки.

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:425;" width="100%" height="425" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/3087311">Слушайте &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/album/3087311'&amp;amp;gt;ГОРГОРОД&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; — &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/artist/249991'&amp;amp;gt;Oxxxymiron&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; на Яндекс.Музыке</iframe>

Скриптонит - «Дом с нормальными явлениями»


Скриптонита (он же Адиль Жалелов), пожалуй, стоит признать главной находкой 2015 года не только для российской рэп-сцены, но и вообще для отечественной музыки. Проделав длинный путь из казахского Павлодара в московские клубы, амбициозный рэпер своим дебютным студийником заявил неслыханный уровень музыкальной экспрессии.

Этот релиз стал для русского рэпа событием, которое повлекло за собой новую волну разговоров об активной эволюции жанра. Которая видится хотя бы в том, что великое и ужасное творческое объединение Басты может позволить себе такой ни на что из ранее сделанного не похожий саунд.

Да, Скрип появился и обрел своих поклонников не вчера, он уверенно держится на сцене и уже записал кучу популярных треков с однополчанами с Газгольдера.

«Дом с нормальными явлениями» представляет собой грязный рэп с перебивками на соул и сцены бытовых ссор (как например в блестящей артхаусной короткометражке «Вниз»). Смачный трэп у Скриптонита очень естественно сочетается с блюзовым аккомпанементом. Имя Трики недаром всплывает в одном из текстов, где маргинальный герой явно взрослее самого артиста на несколько жизней. Но даже из-за этой потрековой картины саморазрушения проглядывает особенного сорта нарциссизм Адиля. Очевидно, что все свои свои всхлипы, стоны и вопли (которые, в общем, делают таким узнаваемым звук альбома) он лелеет не меньше, чем свой вальяжный южноамериканский флоу. Однако это самолюбование сейчас как нельзя работает артисту в плюс.

Скрипу не хуже Григория Лепса удается передавать любовный накал в своей музыке, это хорошо слышно в потрясающем блюзовом госпеле в духе позднего Дейва Гаана «100 поцелуев», наслаждаясь которым вы начисто забываете, что это рэп-альбом.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/9EX7HR1Fsq8?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Но даже несмотря на эффектную расправу над Оксимироном в топе iTunes под Новый год, нельзя не признать, что Скрип - пока столичная штучка и вряд ли быстро добьется такого резонанса в регионах, как это удалось сделать Мирону Федорову. Провинция еще не вырастила слушателя, который бы оценил весь колорит этого артиста по достоинству. Очень хочется надеяться, что в скором времени ситуация изменится.

Скриптонит - артист широкого спектра жанров, и в его поступи уже чувствуются нерэперские замашки, которые наверняка в будущем дадут себя знать. Пускай сейчас на его модной футболке воровские звезды, под ней он все равно скрывает знак Супермена.

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:425;" width="100%" height="425" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/3113431">Слушайте &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/album/3113431'&amp;amp;gt;Дом с нормальными явлениями&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; — &amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/artist/3246342'&amp;amp;gt;Скриптонит&amp;amp;lt;/a&amp;amp;gt; на Яндекс.Музыке</iframe>

Другой русский рэп. Некоммерческая сцена

4SGM

Некоммерческая сцена русского абстракт- и авангард-хип-хопа, представленная группами Kunteynir, «Ленина Пакет», «Полумягкие», «Рыночные Отношения» и прочими более или менее известными широкой публике именами, существует как единый организм, где уже знакомые музыканты бесконечно объединяются в новые проекты. И пока Kunteynir готовятся к юбилею, а ветераны сцены «Рыночные отношения» выпускают достаточно посредственный альбом, «Полумягкие», несколько лет назад объединившиеся с группой «Желтая Ветка» в проект Good Hash Production, представили добротный номерной том хип-хопа «Пришествие». В нем есть все, за что любят Good Hash, - жирный андерграунд, «лигалайз» и щепотка индуизма.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/uvoUV0aKHZ0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Заговорив об индуизме, трудно не вспомнить крепкий альбом этого года «Мера» от московской формации «ВСИГМЕ». Трио из «Копов в Огне» имеет не последнее отношение к абстракт-сцене - хотя бы благодаря Михе Архангелу (он же Ларик Сурапов, он же Miiisha, он же коп Пипи) талантливому псковскому битмейкеру. Проект ECANICOOL, состоявший из Super Soпуса (Козульски) и Михи Архангела, и раньше исповедовал ведический рэп, но к парням присоединился черный коп Kotzi Вrоwn, и теперь они пропагандируют ценности Вед с тройным грайм-напором.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/K5APgaqhkZ0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Одной из самых ярких независимых записей года смело можно назвать EP «На самом деле мы не знаем» от новосибирской бригады Space Cave. На своем мини-альбоме с обложкой в стиле старого-доброго Flakonkishocki Space Cave не только живописно наворачивают феерический сюр из жизни молодых рэперов, но и наглядно демонстрируют эволюцию звука из мощного абстракта в модном lo-fi направлении.


Белым лотосом среди всего вышеперечисленного восточного фьюжна и экспериментов со звуком красуется новый альбом группы 4SGM «Превращение черной собаки» - самый лучший в дискографии коллектива.

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/JNEPJoILwFE" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Не самая известная, но самая цитируемая в сети, хип-хоп-группа из Москвы 4SGM выпустила, пожалуй, самый умный и одухотворенный релиз года.

Удивительно, что, сохранив всю фактуру андеграунд-рэпа, эти молодые парни записали 20 мощных треков с ни на что не похожим цепляющим звуком и круто зарифмованными, удивительной глубины философскими текстами на абсолютно все случаи жизни. Политика (ее здесь минимум), любовь, вредные привычки, проблемы с трудоустройством, дружба, смерть, новинки кино, семья, эго, смысл жизни… Отличное чувство юмора и семплы из старых фильмов тоже есть. Все это смешано в хрустящем микс-салате, приправленном образами из восточной философии и подано на стол с той нотой искренности и тепла, которую мы часто ищем на кухонных тусовках или в подъездных откровениях. У 4SGM много про Будду и про борьбу с эго, даже их манера читки порой приобретает молитвенные интоннации, а иногда она и вовсе похожа на собачий вой над руинами цивилизации.

Собачьей темы здесь много, она ощутимо пронизывает весь альбом и связывает его в единый постапокалиптический коллаж мироздания. А, собственно, Большая черная собака, за превращением которой мы наблюдаем на протяжении всей записи - это тьма внутри нас, то, что пугает в самом себе, внутренний зверь, которому парни противостоят своей железобетонной «комнатной философией». Если эта собака станет и вас беспокоить - всегда можно зависнуть в ашраме у 4SGM, просто зайдите к ним на этаж, вам откроют.

Этот альбом нельзя целиком прослушать в сети, зато скачать можно абсолютно бесплатно.



Валентин Старилов
19.01.2016