Сергей Летов:
«Я разочаровался в актуальном искусстве»

19 марта наш город посетил известный джазовый авангардист Сергей Летов. Перед концертом корреспондент «Афиши+» пообщался с музыкантом.


19 марта наш город посетил Сергей Летов, авангардный музыкант, принимавший участие, помимо прочего, в деятельности культовых советских групп «Поп-механика» и «ДК». Сергей выступил в книжном клубе «Петровский», и его двухчасовой сет произвел на присутствующих по-настоящему сильное впечатление. Продемонстрировав владение несколькими музыкальными инструментами с задействованием современных электронных приспособлений, Сергей явил публике высочайший уровень музыкального мастерства, способный ввести в транс даже самого искушенного слушателя. Мощная подача, необычайная манера исполнения, харизма артиста - все это по-настоящему завораживало и заставляло забыть обо всем, погрузившись в волшебный мир музыки Летова.


Вечер начался в 19.00 с небольшого вступительного слова. Музыкант представил присутствующим свою книгу «Кандидат в Будды», недавно вышедшую в свет. По словам автора, словосочетание, ставшее заголовком автобиографии, было придумано журналистом, общавшимся с Сергеем в конце 80-х: тот почему-то решил, что Летов имеет непосредственное отношение к религии. Рассказав немного об истории создания книги, артист начал концерт.


В следующие полтора часа публика услышала ряд инструментальных композиций, которые нельзя однозначно причислить ни к одному стилю: на трип-хоповые ритмы с синтезаторными подкладками в духе 80-х накладывались причудливые авангардные импровизации на саксофоне и флейте. Летов постоянно держал публику в состоянии легкого напряжения: было совершенно непонятно, что ждет тебя в следующую минуту. Практически все композиции исполнялись «нон-стоп»; увлеченный процессом, Сергей лишь ближе к концу выступления начал делать паузы между произведениями.


Концерт завершился ближе к девяти. Началась неофициальная часть: зрители подходили к музыканту, чтобы выразить благодарность, а также приобрести диски и книги, на которых артист охотно расписывался. Летов остался доволен выступлением и выразил надежду на то, что в новом сезоне сможет приехать в Воронеж с черно-белым фильмом, на показе которого выступит в качестве тапера-импровизатора. Несколько лет назад воронежская публика уже видела Летова-тапера: тогда с его музыкальным сопровождением был показан немой фильм «Фауст» Ф. В. Мурнау. Ближайшим летом музыкант собирается представить публике «саундтрек» к картине «Оборона Севастополя» 1911 года.

Перед концертом корреспондент «Афиши+» пообщался с музыкантом.


- В конце 80-х вы принимали участие в деятельности «Поп-механики» Сергея Курехина. Какое впечатление произвел на вас этот человек?

- Сергей показался мне человеком неоднозначным: c одной стороны он постоянно фонтанировал идеями, был очень активным в творческом плане; с другой стороны, встречаясь с ним тет-а-тет, я замечал, что он бывает молчаливым и замкнутым. В целом фигура Курехина нераздельно связана с Санкт-Петербургом: этот город оказал большое влияние на личность музыканта.

- «Поп-механика» была особенно полулярна на волне перестройки. Смогла бы, на ваш взгляд, группа сохранить популярность сегодня, или это именно перестроечный феномен?

- «Поп-механика» - порождение советского быта, поэтому на Западе, например, она оказалась непонятой: если не жить в СССР, не понимаешь, о чем речь. Сегодня в России живет множество людей советского воспитания, однако такого ажиотажа, на мой взгляд, сегодня она бы не произвела.


- Известный британский авангардист Брайан Ино говорил: «Никогда не повторяй на сцене то, что ты уже однажды делал». Как вы относитесь к этому тезису?

- Я бы не стал говорить так категорично: мне нравится порой играть проверенные мелодические ходы. Другое дело, что это не всегда удается: на выступлениях я работаю с техникой, и бывает непросто. Например, сегодня я буду использовать технику, которую купил в начале недели: само собой я не могу быть на сто процентов уверенным в том, что она поведет себя так, как я планирую.

- Как вы воспринимаете чужую музыку? Известный ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло признавался, что уже не может воспринимать музыку как обычный слушатель, а автоматически начинает оценивать композиции профессиональным ухом?

- Он прав: музыканты и слушатели по-разному оценивают музыку. Мы думаем, в основном, о том, как это сыграно и как это можно правильно воспроизвести. Некоторое время назад я поймал себя на мысли, что, приходя на фильм в кинотеатр, слушаю саундтрек: сюжетная линия для меня отступает на второй план.


- Часто ли вы слушаете новую музыку? Что вас как человека, прослушавшего огромное количество музыки, может заинтересовать в новых для вас музыкантах?

- Мне присылают очень много записей, - в основном, молодые музыканты - но я очень редко слушаю что-либо до конца. Основным критерием при прослушивании для меня является яркость и свежесть музыки; как правило, она, если есть, становится видна уже после двух-трех минут. Таким образом мне иногда попадаются интересные артисты: украинский гитарист Максим Трямов прислал мне свои записи, мне они понравились, и через некоторое время мы даже вместе выступили в Донецке.

- Что из смежных музыке направлений искусства повлияло на вас, когда вы были моложе?

- Прежде всего это московский концептуализм: в 80-х я сотрудничал, например, с художником Андреем Монастырским и авангардной рок-группой «ДК». Помимо этого, в начале 2000-х я активно посещал поэтический клуб «Классики XXI века». Что касается живописи, то больше всего я интересовался ею в студенческие годы. Сегодня я практически не посещаю выставки: перестал верить в актуальное искусство. Мы находимся с ним в одной обойме, но я не чувствую к нему симпатии.


- Вы являетесь частым гостем open-air'ов. Планируете ли посетить какие-нибудь этим летом?

- Меня звали на несколько фестивалей, но особых надежд я на них не возлагаю. Для меня гораздо важнее будет съездить в Севастополь с презентацией озвучки немого фильма про оборону города. Мне поступало предложение, в частности, от фестиваля «Быть добру», но никакого конкретного решения я пока не принял. Поживем-увидим!



Сергей Хуторной
Фотографии Евгении Небольсиной
24.03.2015