Sonia Rykiel: сила и элегантность в одном флаконе

О бренде в трех словах: ультраженственность, внутренняя сила, интеллект.

Портрет Сони Рикель, Энди Уорхол
Постоянные покупатели: хрупкие снаружи, сильные внутри.
Средний чек: 54 000 рублей.
Адрес: ЦУМ Воронеж.

Николя Саркози, награждая в 2009 году Соню Рикель орденом Почетного легиона Франции, сказал: «Вы невыносимо французская!» Раскованная, живая, дерзкая и талантливая, истинная la parisienne, Соня - на самом деле наполовину славянка.

Семья Сони Рикель в начале ХХ века эмигрировала из России: мать была русской, отец - румыном. «Я славянка с головы до ног. Для меня быть славянкой - это быть отчаянной и неуязвимой, невероятной и сметающей все на своем пути, не знать, что ответить и все равно выкрутиться и выйти сухой из воды, играть с жизнью, не иметь внутренних ограничений и уметь находить обходные пути».


«Когда я была ребенком, делала туннели в песке, пряталась в них, а потом выпрыгивала оттуда и всех пугала. Я стригла своих сестер, а потом мама, глядя на меня, спрашивала, кто это сделал. „Я? Это не я, это они сами“! Я врала, а она все знала. Она писала моему отцу: „Соне 4 года. Она чудесная. Но когда ей будет 20, я не знаю, что мы будем делать“. Я была ужасной»!

И прекрасной: «Я всегда делала все, что хотела. Какой я бывала жестокой! Люди либо любили, либо ненавидели меня. А те, кто любил, любили очень крепко. Что думали остальные, меня не очень-то волновало». Ее бунтарская сущность, сильный характер и, кажется, врожденное чувство стиля и элегантности просто должны были произвести на свет нечто такое же поистине прекрасное.


Соня Рикель стала создавать вещи в 1962 году, не имея большого опыта в этом деле, будучи женой владельца магазина Laura: «Когда я забеременела, думала, что не буду работать, как и моя мать. И вот мне понадобилось платье. И я не нашла ни одного хотя бы симпатичного. Все они были просто отвратительными! Тогда я сшила его сама. А потом пуловер. А потом французский Elle снял его для обложки. А потом WWD назвал меня королевой трикотажа».

А спустя шесть лет она открыла свой бутик: «Открывая первый бутик, я решила, что на окнах обязательно должны лежать книги. Если я этого не сделаю, я не буду делать моду. Не любые книги - я выбрала свои любимые». И не зря ее часто называют интеллектуалкой от моды: «Я чувствую себя больше романистом, чем модельером. Я - та, которая пишет новую главу каждый сезон. Пишет обо всем, что видит вокруг себя».


Соня решила создавать одежду для современных француженок. Она всячески поощряла стремление женщин быть независимыми и ко всему подходить творчески. Ее «свитер бедного мальчика» очень полюбился свободолюбивым француженкам, который они могли носить без белья. Однажды к ней зашла Одри Хепберн и купила девять таких свитеров в каждом цвете. В начале 60-х и позже эластичные полосатые пуловеры от Sonia Rykiel носили почти все - от Брижит Бардо и Франсуазы Арди до Катрин Денев. Обретя такую популярность среди модниц, Соня Рикель еще и вошла в десятку самых влиятельных женщин мира наряду с Жанной Моро и Шарлоттой Рэмплинг.


Основной концепцией бренда Sonia Rykiel стали элегантные вещи из мохера, ангоры, шерсти, джерси, полупрозрачного шифона, шелка и кашемира. Соня дополняла одежду цветными строчками и другими элементами декора. Ассиметричный и откровенный крой, новаторские швы на лицевой стороне и неподшитый край, броские слоганы и цветные полоски на свитерах привлекли массу поклонниц. Стиль от Сони Рикель часто называют «demode» - вне моды, противоречащий ей.


Соня создала свою уникальную палитру приглушенных оттенков и использовала цвета земли - бежевый, коричневый, темно-зеленый, серый, черный. Кстати, именно она вернула прежнюю популярность черному, за что ее прозвали «Coco Rykiel» по аналогии с Коко Шанель. В отличие от большинства, она считала черный не траурным, а элегантным: она создавала платья из легких роскошных черных тканей с вкраплениями металлических нитей, с элементами вышивки, в сочетании с бархатом, максимально подчеркивающие женский силуэт. Ее знаменитая модель - вечернее платье с прозрачным кружевным лифом, рукавами из крепа и поясом с вкраплениями искусственных бриллиантов с надписью:"Спецвыпуск вашей вечерней мечты".


Соня утверждала, что одежда должна быть максимально приятной телу: «Она должна ощущаться настолько комфортно, будто это вторая кожа. Вещи должны быть отражением вас самих. Их прикосновение должно быть настолько нежным, словно к вам прикасается ваш любимый или друг».

Уже в 1973 году Соню избрали вице-президентом Парижской Палаты Моды, и в этой должности она проработала целых 20 лет. Секретом успеха Соня Рикель называла умение быть «культурным бульоном»: «Чтобы быть современной, нужно быть осведомленной в том, что происходит вокруг».


Ее друзьями были кутюрье Пьер Берже, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, писатели Жорж Перек и Натали Саррот, издатель Кристиан Буржуа, режиссер Роберт Олтмен, снявший Соню в фильме, Энди Уорхол, написавший четыре ее портрета.

В октябре 2016 бренду было 40 лет. 30 модных дизайнеров, в том числе Ральф Лорен, Жан-Поль Готье, Мартин Маржела, Альбер Эльбаз и Джорджо Армани продемонстрировали свое видение «женщины Рикель». Сама Соня посвящала свои коллекции настоящим женщинам, которые умеют достойно справляться с любыми трудностями. Женщинам, которые хотят получить от жизни все и еще не разучились страстно желать новую пару обуви.


В 2016 году Соня Рикель скончалась на 86-м году жизни. Сейчас Sonia Rykiel - один из немногих французских модных домов, который финансово независим и принадлежит семье основательницы. До последних дней Соня сама возглавляла бренд. В руках наследников сейчас 20% компании при том, что другие модные дома Франции такого же масштаба не могут похвастать и пятью процентами.


Сегодня шерстяные свитеры, кардиганы, платья, брюки и пиджаки высокого качества, объемные пальто из тонкой шерсти или искусственного меха бренда Sonia Rykiel представлены в 400 бутиках по всему миру, в том числе в воронежском ЦУМе.


Татьяна Клевцова

Фото: рекламные кампании и фото из инстаграма @soniarykiel

22.12.2017