«Сплин» в Воронеже.
Без резких движений

Кит падает в лесную чащу, тени в зеленом дыму, музыканты летят на вертолете, чудной Васильев и все остальные впечатления, полученные нашим корреспондентом на концерте группы «Сплин» в концертном зале Event-Hall Сити-парка Град.


1 февраля в концертном зале Event-Hall Сити-парка Град выступила группа «Сплин». Концерт прошел в рамках тура, приуроченного к выходу альбома «Ключ к шифру». Из 15 композиций нового альбома было исполнено 13, что составило аккурат половину действа. Не прозвучали коротенькая композиция «Медный грош», открывающая альбом, и «Реквием», написанный Александром Васильевым на смерть его мамы.

Группе «Сплин» не свойственны резкие движения и сильные контрасты. Вот и позавчерашнее шоу начиналось постепенно. Даже зал заполнялся медленно, если не считать танцпартера, в котором толпа образовалась моментально. Из порталов звучала некая футуристическая электронщина, в которой вряд ли можно было распознать черты уже начинающегося шоу. Меж тем дым-машины на сцене уже работали, делая зеленые лучи прожекторов отчетливее. В начале восьмого погас свет, футуристические звуки из колонок незаметно превратились в некое подобие вертолетного стрекота, то стихая, то усиливаясь, то взлетая в верхний регистр, то опускаясь в басы. Публика уже была готова встречать музыкантов, но «вертолет» стрекотал еще около десяти минут, заставляя возвращаться к названию нового альбома. Может быть, уже в этом звуке содержится какой-то шифр?


Во всяком случае, ключа от шифра нигде видно не было, и поэтому мы посчитали, что просто музыканты прилетели на этом «вертолете» на свой воронежский концерт, благо, аэропорт от концертного зала недалеко. Первым на сцену вышел барабанщик, задал бит, и из-за кулис тут же появились остальные музыканты включая Александра Васильева. Зазвучали «Пирамиды», вторая песня нового альбома. Вообще, с начала концерта «сплины» строго через одну чередовали новые песни с уже известными - так что под нечетными номерами в сет-листе были композиции с альбома «Ключ к шифру», а под четными, соответственно, с других альбомов. Этот порядок впервые нарушился в конце первого десятка, но далее опять за редким исключением продолжал соблюдаться.


«Чудной этот Васильев», - неоднократно думалось на концерте. Чудной во многом - в жестах, в словах, в победном потрясании бутылкой с водой после исполнения доброй половины песен. Чудной, но очаровательный и, можно сказать, родной. «А сейчас предлагаю немного расслабиться. Тем более, что для этого есть подходящее произведение. Может быть, оно не совсем лирическое. Но зато вполне неистовое», - приблизительно таким спичем с хитрой миной на лице он предварил исполнение «Гандбола», а позже почти теми же словами представил песню «Мы сидели и курили». Его конферансы были явно заготовлены заранее. Начиная с обычного «спасибо» в адрес публики, он каждый раз приводил свою короткую речь к фразе или слову, являющимся названием следующей песни. «Давайте споем потихонечку - так, чтобы было слышно во всем Воронеже и его пригородах, потому, что у нас нет другого выхода», - сказал Васильев, и народ сразу понял, что сейчас зазвучит знаменитая песня «Выхода нет». Впрочем, это было уже в самом конце вечера.


А до того музыканты, исполнив 23 песни, будто сели на тот же самый «вертолет» и улетели. Было ясно, что выйдут на бис: специально обученные люди в капюшонах, как тени, перемещались по сцене в зеленом дыму и подстраивали гитары, пока «сплины» где-то, надо думать, «сидели и курили». К тому же еще не была исполнена одна из самых хитовых песен с нового альбома - «Окраины». С нее группа и начала свою бисовую коду (эх, некому, что ли, на сцене было бэк-вокал спеть?!), продолжив «Линией жизни» и закончив уже упомянутой «Выхода нет».


В течение всего концерта на заднике сцены, представляющем собой огромный экран, транслировалась видеокартинка - для каждой песни своя. В основном соответствие картинки песне было на эмоциональном или чисто ассоциативном уровне, хотя, допустим, «Гандбол» сопровождался совершенно недвусмысленным видеорядом, в котором нашлось место даже названию композиции, написанному на разных языках. То же и с видеорядом к песне «Кит»: одноименное морское животное играючи лавировало среди лесных деревьев, а в конце поднялось вертикально над лесом и рухнуло в чащу. А, например, «Окраины» исполнялись на фоне работающих подъемных кранов.


В целом концерт, пожалуй, оправдал ожидания. Мы знаем, что кому-то он показался довольно скучным, есть мнение, что весь концерт «вытащил» на себе барабанщик Алексей Мещеряков, который и вправду трудился на полную катушку. Так или иначе, шоу состоялось, «Сплин» предстал сам собой, положительный заряд был получен. Оставалось лишь поскорее получить свой пуховик в гардеробе, а для этого - с последним аккордом ноги в руки и вперед! Именно так ваш покорный слуга и поступил.



Кирилл Радин
Фотографии Евгении Небольсиной
03.02.2017