летний театральный фестиваль в кинотеатре «спартак»

В течение августа каждый вторник в одном из залов «Спартака» — шедевры оперного искусства в постановке нью-йоркской «Метрополитен опера».

6 августа. гаэтано доницетти. «мария стюарт»


Опера представлет собой центральную часть «королевской трилогии» о правлении династии Тюдоров (первая часть — «Анна Болейн», третья — «Роберто Девере»). Премьера оперы состоялась в 1835 году в миланском Ла Скала, однако уже на следующий год, несмотря на успех у публики, опера была запрещена: власти усмотрели в ее сюжете политический подтекст. До середины ХХ века «Мария Стюарт» практически не исполнялась.

Партию Марии Стюарт исполняет Джойс Ди Донато, обладательница редкого голоса — колоратурного меццо-сопрано. Критики отмечают актерские данные Ди Донато, которой особо удаются драматические партии. К исполнению партии Марии Стюарт певица готовилась около года. «Мне нравится работать над ролью в течение года до премьеры, уча ее не интенсивно, но живя с ее музыкальным языком, позволяя ему плавно перетечь в тебя. Затем мне нужно как минимум два месяца интенсивной подготовки, чтобы почувствовать, что партия во мне». Джойс Ди Донато довелось поработать вместе с выдающимся певцом современности Пласидо Доминго. В последний день 2011 года в «Метрополитен опера» состоялась премьера оперы-пастиччо «Зачарованный остров», в которой партию Нептуна исполнил знаменитый итальянский тенор, а партию Сикораксы — Джойс Ди Донато.

В спектакле также заняты дебютирующая на сцене «Метрополитен опера» южноафриканская сопрано Эльза ван ден Хевер (Елизавета), молодой тенор из Италии Франческо Мели (граф Лестер), Джошуа Хопкинс (Сесил), Мэттью Роуз (Тэлбот). Постановщик — Дэвид Маквикар. Дирижер — Маурицио Бенини.

13 августа. джузеппе верди. «травиата»

«Травиата» (итал. — La traviata) — «падшая», «заблудшая». Опера написана по мотивам романа Александра Дюма-младшего «Дама с камелиями». Смелый для тех времен сюжет, где главным действующим лицом является куртизанка, стал причиной множества препонов на пути романа к читателю. Как ни странно, оперы эти проблемы не коснулись. Премьера состоялась в 1853 году в театре Ла Фениче в Венеции. Поначалу опера была принята аудиторией в штыки. Через некоторое время композитор переработал ее, после чего зрители сменили гнев на милость, и «Травиата» заняла достойное место в ряду шедевров мирового оперного искусства.

Исполнительница партии Виолетты — Натали Дессей, ведущая сопрано современности. Об актерских способностях этой певицы принято говорить в превосходных тонах. Более того, в отличие от подавляющего большинства музыкантов, в жанре оперы она отдает приоритет именно театральной, а не музыкальной составляющей. В детстве Натали брала уроки актерского мастерства. В первой половине прошлого десятилетия имела серьезные проблемы с голосовыми связками, в результате чего перенесла две операции. Это стало одной из причин изменения ее певческого диапазона. «В начале карьеры у меня были совершенно неземные и необычайные верхние ноты. Но мне кажется, что, именно потеряв эти нечеловеческие ноты, я приобрела глубину и человечность в исполнении», — говорит Натали Дессей.

В спектакле также участвуют Мэттью Поленцани (Альфред), наш Дмитрий Хворостовский (Жермон-старший), Патрисия Рисли (Флора). Постановщик — Вилли Деккер. В этой постановке Деккер отошел от привычного великолепия декораций, сосредоточив внимание зрителей на главной героине. Визуальный ряд строг и аскетичен. Дирижер — Фабио Луизи, признанный интерпретатор музыки Верди.

20 августа. Джузеппе Верди. «Риголетто»

Постановщик спектакля — Майкл Майер, для которого это дебютная работа в «Метрополитен опера». Действие оперы перенесено из средневековой Италии в Лас-Вегас 1960-х годов. Герцог превращен в эстрадного певца, граф Монтероне — в султана, а сам Риголетто более всего похож на проигравшегося завсегдатая казино, хотя напрямую об этом ничто не свидетельствует.

Пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», по мотивам которой написана опера, была запрещена как подрывающая авторитет королевского двора. Гюго подавал в суд, процесс вызвал большой общественный резонанс, тем не менее запрет снят не был. Чтобы опера дошла до зрителя, автору либретто пришлось заменить короля на безвестного герцога, внести изменения в облик главного действующего лица: в частности, шут Трибуле получил имя Риголетто. Сюжет «Риголетто» Верди считал лучшим из тех, что были положены им на музыку — в то время, как Гюго был крайне недоволен трактовкой образов его пьесы. Опера впервые прозвучала на сцене театра Ла Фениче в Венеции, получила восторженные отзывы публики и критиков, после чего быстро распространилась по всем европейским сценам и вознесла Верди на вершину популярности.

Партию Риголетто исполняет сербский баритон Желько Лучич, снискавший себе мировую славу во многом благодаря именно вердиевским персонажам. Немка Диана Дамрау — в роли Джильды. Поляк Петр Бечала — герцог. Партию бандита Спарафучиле поет словак Штефан Кочан. Меццо-сопрано из Белоруссии Оксана Волкова исполняет партию Маддалены, сестры Спарафучиле. На вопрос, не шокировала ли идея постановщика о смене места и действия оперы, Оксана отвечает: «Мне очень понравилась его концепция. Я вообще сторонница новых прочтений классики. У Майкла и его постановочной команды получился очень стильный и яркий спектакль, участвовать в котором одно удовольствие».

27 августа. Джузеппе Верди. «Трубадур»

В основу оперы легла одноименная пьеса испанского драматурга Антонио Гарсия Гутьерреса. Друг Верди либреттист Сальваторе Каммарано долго сомневался, прежде чем откликнуться на предложение композитора о начале работы над либретто: его смущало, что цензура может счесть сюжет крамольным. Пока Каммарано размышлял, Верди успел написать целую оперу — «Риголетто». Лишь после этого работа над либретто «Трубадура» была начата. Премьера состоялась в 1853 году в римском театре «Аполло».

Партию Манрико — того самого трубадура, давшего название пьесе и опере — исполняет испанский тенор Марсело Альварес, человек, чей путь на оперную сцену был крайне извилист. До 17 лет он учился в музыкальных учебных заведениях, после чего интерес пропал, и он оставил занятия музыкой, казалось, навсегда. Окончил экономический факультет, работал менеджером на мебельной фабрике. Альваресу было около тридцати, когда тяга к музыке возродилась в нем с новой силой. Тянуло не к року, не к фолку и не к попсе, а именно к опере, о которой он в то время имел довольно смутное представление. Очень помогло то, что его внезапное желание петь поддержала его супруга. Альварес ушел в музыку с головой, работал, по его словам, как сумасшедший, и его дебют на оперной сцене состоялся уже через три года, да не где-нибудь а в знаменитом венецианском Ла Фениче. Ему стали доверять сольные партии. Критики поначалу не понимали, как относиться к появлению возрастного новичка, но со временем в его адрес зазвучали дружные громкие дифирамбы.

Партию графа ди Луна исполняет Дмитрий Хворостовский. Леонора — Сондра Радвановски, американка с русскими корнями. Азучена — Долора Заджик. Постановщик — Дэвид Маквикар. Дирижер — Марко Армильято.
Кирилл Радин
26.07.2013