«Горе-творец»:
сыграть плохую игру - высший пилотаж

Посмотрели фильм Джеймса Франко «Горе-творец», делимся впечатлениями.


16 марта в кинотеатре «Спартак» в рамках фестиваля «Зима P. S.» покажут режиссерскую работу Джеймса Франко «Горе-творец», повествующую о съемках «Комнаты» - фильма, который называют худшим в истории человечества. На «Золотом глобусе» фильм получил награду «Лучшая мужская роль в комедии / мюзикле». Насколько хорош «Горе-творец» и так ли плоха «Комната», как ее малюют?

Начать следует с того, в чем, собственно, интрига. В 2003 году состоялась премьера «Комнаты» Томми Вайсо, страшно возмутившей и рассмешившей своих первых зрителей, многие из которых даже попросили вернуть деньги за купленные билеты. Фильм собрал тысячу девятьсот долларов при затратах в шесть миллионов. Центральная сюжетная линия - адюльтер невесты, пустивший под откос жизнь главного героя. Казалось бы, ничего особенного, таких историй - пруд пруди. Но то, что задумывалось как драма, обернулось абсурдистской комедией. На экране происходят страшные вещи: мать главной героини объявляет о тяжелой болезни, герой кончает жизнь самоубийством, зрители же хохочут как оголтелые. Причина проста: у Томми Вайсо были деньги на съемки, команда и сценарий, но не было понимания законов драматургии, навыков работы с актерами, режиссерского опыта. Его сильные стороны - кипучий энтузиазм и абсолютная неотмирность, из-за которой его сравнивают то с вампиром, то с пришельцем, - сделали невозможное: все получилось «настолько плохо, что даже хорошо». Картина обрела культовый статус, свой круг поклонников, о съемках написана книга, по которой Джеймс Франко и снял своего «Горе-творца», снискавшего успех на «Золотом глобусе» и номинированного на «Оскар».


Когда говоришь о работе Франко, волей-неволей перескакиваешь на рассуждения о «Комнате». Это, пожалуй, свидетельствует о полном погружении автора в материал и достижении им поставленных задач. Станиславский плачет от боли, наблюдая за игрой актеров «Комнаты», а вот героям «Горе-творца» веришь безоговорочно. Сыграть плохую игру - это высший пилотаж. Томми Вайсо в исполнении Джеймса Франко вызывает целый букет эмоций: от умиления до отвращения. В финале же, не задумываясь, записываешь его в разряд святых и юродивых от кинематографа. Где-то неподалеку от Эда Вуда.


Если рассмотреть феномен «Комнаты» не как детище излишне самоуверенного профана с кругленькой суммой денег и амбициями нового Хичкока, события обретут иную логику. Получится, что это великий благотворительный проект, поддержавший тех, кого игнорировал Голливуд, в частности, актера Грега Сестеро, сыгранного в «Горе-творце» братом Джеймса Франко, Дейвом. Дружба Вайсо и Сестеро - один из центральных элементов «Горе-творца». Томми Вайсо собрал на свой ковчег отверженных и бесстрашно принял на себя поток (потоп) критики. Это была гигантская вечеринка, результатом которой стала «Комната», в выход которой на экраны мало кто верил.


«Горе-творец» еще раз напоминает нам о том, что кинематограф - безграничная вселенная, в которой есть место всему: от нарочито некоммерческих опытов до суперуспешных проектов. А также об извечном «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Можно абсолютно точно сказать, что «Комната» - плохой фильм, но если он стал поводом для съемки такой отличной крепкой комедии о дружбе, как «Горе-творец», это все точно было не зря.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/yPiuepaOMcc?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
14.03.2018