«Паранормальное»:
бадди-муви о дурной бесконечности

Посмотрели нашумевший постхоррор «Паранормальное», делимся впечатлениями. Очень актуальный для современного человека фильм, где бы тот ни жил.


Два брата, Джастин (Джастин Бенсон) и Аарон (Аарон Мурхед) состояли в секте конца света, но накануне объявленного массового самоубийства молодые люди сбежали оттуда. Десять лет они живут обычной жизнью, точнее, тщетно пытаются ее наладить, размениваясь на мелочь повседневных разногласий. Тоска хватает за горло, и тут некто присылает видеокассету с приветом из секты. Любопытство и желание убежать от рутины побеждают, и вот друзья едут в гости к «братьям» и «сестрам». Оказывается, все там живы и здоровы, даже не постарели. Все это очень странно, паранормально…

Название, выбранное российскими прокатчиками, более абстрактно, оригинальное же - The Endless («Бесконечное») - содержит в себе спойлер. Фильм вполне можно было бы назвать «Что-то здесь не так». Он отвечает духу современных постхорроров, когда всё туманно, вязко, природа ужасного непонятна, никак не объяснена. Интрига «Паранормального» держится не только на страхе неизвестности, но и на ярко выраженном конфликте между братьями. Досмотрев до кульминации, можно прийти к выводу, что вся эта жуть затевалась ради того, чтобы главные герои пришли (или не пришли) к компромиссу.


Важной составляющей фильма является проблематика свободы воли. Что бы человек ни выбрал, он всегда останется чем-то недоволен. И единственное, что может помешать этому, - самый крайний выбор, выбор между жизнью и смертью. Парадокс в том, что здесь место смерти занимает весьма сомнительное бессмертие. Дурная бесконечность, рабство в петле времени. «Паранормальное» - это в полной мере экзистенциальная страшилка для современного человека, думающего так много, что это даже мешает жить.

Чтобы не возникло впечатления, что Джастин Бенсон и Аарон Мурхед сделали какой-то экзистенциальный ребус, интересный только для любителей порефлексировать, стоит отметить, что визуальная составляющая картины тоже весьма впечатляющая. Снятый в калифорнийской пустыне, вдали от цивилизации, фильм бьет по нервам не хуже, чем «Нечто» Джона Карпентера. Усиливает эффект выцветшая картинка, будто фильм пришел к нам на затертой VHS-кассете прямиком из 80-х. Немалая заслуга в создании тревожной атмосферы принадлежит саундтреку Джимми Лаваля, давно сотрудничающего с Джастином и Аароном.


«Паранормальное» вообще представляет собой любимое дитя, выпестованное небольшим дружным творческим коллективом. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед одновременно выступают режиссерами и исполнителями главных ролей, благодаря чему иногда кажется, что мы смотрим не хоррор, а странноватое бадди-муви. Впрочем, этими функциями при создании фильма они не ограничились: Бенсон еще и продюсер, и сценарист, а Аарон - оператор. Также вместе с Майклом Фенкером оба работали над монтажом. Подход, вполне характерный для современного инди-кино. Вполне вероятно, что создатели могли вольно или невольно спроецировать на своих персонажей собственные творческие разногласия.

Фильм четко укладывается в тенденцию полного размытия границ между авторским и жанровым кино, становясь в один ряд с такими картинами, как «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца, «Сплит» М. Найта Шьямалана, «Ведьма» Роберта Эггерса, «История призрака» Дэвида Лоури, «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна, «Тихое место» Джона Красински. Создатели современного хоррора играют не только на страхе зрителя перед смертью, но и на его страхе перед жизнью, последствиями собственного выбора.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/HoE9ymqLQ4Y?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
20.08.2018