«Истории семьи Майровиц»: каждая семья сходит с ума по-своему

Посмотрели «Истории семейства Майровиц», новый фильм Ноя Баумбаха, режиссера «Милой Фрэнсис» и «Пока мы молоды». Это его первая картина, номинированная на «Золотую пальмовую ветвь». Делимся впечатлениями.


Для начала несколько интересных моментов. «Истории семейства Майровиц» - это первый за 20 с лишним лет (после «Счастливчика Гилмора») случай совместного появления Адама Сэндлера и Бена Стиллера на экране, второй фильм в 2017 году, где одного из героев отправляют в искусственную кому (вспоминаем «Любовь - это болезнь»), и, наконец, вторая картина после «Квадрата» из побывавших в Каннах, где немного троллится contemporary art.

К известной цитате: «Все счастливые семьи похожи, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» хочется добавить приписочку: «С ума каждая семья тоже сходит по-своему».


Все смешалось в доме Майровиц. Впрочем, там никогда особого порядка не было: все творческие, что с них взять. Отец семейства, Говард Майровиц (Дастин Хоффман) - некогда успешный скульптор, эксцентричный дядька, периодически впадающий в детство. Сын в гневе разбивает тарелку, а он как ни в чем не бывало: «Ой, печеньки не растопчи». Есть в нем что-то от «Человека дождя».

В центре повествования - сын Говарда от первого брака Дэнни (Адам Сэндлер) и его сводный брат Мэттью (Бен Стиллер). Интересный персонаж - вторая жена Говарда, ставшая невыносимой на почве отказа от алкоголя, этакая стареющая хиппушка с прибабахом в исполнении Эммы Томпсон.


Можно долго сопоставлять «Истории семьи Майровиц» с прочими лентами Баумбаха, но, кажется, уместнее вспомнить «Семейку Тененбаум» Уэса Андерсона, сценарий к которой также написал Ной. История, какие-то узловые моменты, похожи при всех различиях режиссерских подходов. Если ритм «Тененбаумов» достаточно рваный, все постоянно суетятся, какие-то флэшбеки, уточнения, то в «Семействе Майровиц» будто бы ничего и не происходит, а если происходит, то не очень нарушает сомнамбулическую атмосферу. Тененбаумов собирает весть о тяжелой болезни главы семейства, а Майровицы приезжают, чтобы посмотреть выставку отца. Правда, потом (осторожно, спойлер!) его вводят в искусственную кому.


Мэттью комплексует по поводу того, что не стал «творческим», хотя и пробовал себя в литературе на заре юности. Он будто бы завидует Дэнни, хотя завидовать тут совершенно нечему: развод, отсутствие постоянного занятия, перманентная рефлексия и агрессивное поведение на дорогах. Дэнни настолько на все наплевать, что даже позаботиться о своем здоровье у него нет ни времени, ни сил, ни желания. Он хромает, у него явно какие-то проблемы с организмом, но он отмахивается и даже злится. Единственное, что вызывает у него нездоровый энтузиазм - это вандализм. Расправа над автомобилем престарелого извращенца - это единственный случай, когда мы можем наблюдать некое единение братьев Майровиц.


Еще раз Дэнни оживает, когда учит свою дочь не мешать вино с пивом. Это почему-то вызывает у него бурю эмоций, тогда как ни болезнь отца, ни развод с женой будто бы не оставляют следа на его вечно недовольной жизнью физиономии (роль апатичного Дэнни удалась Сэндлеру на все сто процентов).

«Истории семейства Майровиц» безусловно понравятся любителям камерных тихих инди-драм, пропитанных меланхоличным юмором. Рядовому зрителю проблемы семьи Майровиц могут показаться несущественными: дескать, с жиру креативные бесятся, а посмеяться вволю тут не удастся.


Следует отметить, что «Истории семейства Майровиц» - очередной проект Netflix. Его нельзя будет увидеть в кинотеатрах. По поводу того, хорошо это или плохо, в Каннах даже разгорелся спор между консервативным Альмодоваром и более гибким Хоффманом:

- Я не буду смотреть фильм на экране, который меньше спинки от стула!
- У меня лично очень большой экран дома.

Картина Баумбаха как раз целиком и полностью заточена под то, чтобы смотреть ее дома, пребывая в соответствующем настроении - одному, или в компании близкого человека. Фильм напоминает нам об истине, сказанной еще в «Солярисе»: «Человеку нужен человек!». Старый Майровиц пытался с этим достучаться до своих детей, но, похоже, тщетно.

Отдельными сюрпризами, оживляющими фильм, станут камео Сигурни Уивер (она чертовски неплохо сохранилась) и Адама Драйвера, который, похоже, стал для Баумбаха чем-то вроде талисмана.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/H-gqNWWuPn8?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
25.10.2017