В кино на спектакль

В кинотеатре «Спартак» стартовал очередной Летний театральный фестиваль, в рамках которого на экране демонстрируются шедевры театрального искусства в исполнении прославленных коллективов со всего мира. Воронеж является одним из 30 городов России, в которых с 1 июля по 30 сентября будет проходить этот фестиваль. В отличие от прошлогодней программы, которая включала в себя главным образом оперные спектакли, в нынешнем году организаторы проекта сделали ее более разнообразной. Помимо оперы зрителей ждут балеты, драматические спектакли, скетч-шоу.

15 и 22 июля будут показаны две части трагедии Шекспира «Генрих IV» (12+) в постановке Королевской Шекспировской компании. Этот спектакль является частью большого проекта, в рамках которого планируется поставить все 36 пьес Шекспира, входящие в так называемое Первое фолио, — первое собрание его пьес, составленное и изданное через 7 лет после его смерти людьми, работавшими вместе с ним в театре. Режиссер — Грегори Доран. Ассистент режиссера Оуэн Хорсли в июне посетил Москву, где представил эту постановку и ответил на вопросы зрителей.


29 июля будет демонстрироваться балет «Сильфида». С труппой Большого театра эту постановку осуществил датчанин Йохан Кобборг. Музыка для балета была написана в 1830-е годы молодым норвежцем Херманом Левенскольдом уже после того, как состоялась премьера «Сильфиды» с музыкой Жана Шнейцхоффера. Датский балетмейстер Август Бурнонвиль хотел поставить балет у себя на родине, но французский Гранд-опера затребовал слишком большую цену за партитуру Шнейцхоффера, и Бурнонвиль предпочел заказать музыку для балета другому композитору. Так премьера «Сильфиды» с музыкой Левенскольда прошла именно в Копенгагене. В работе Кобборга многие видят определенные новшества по сравнению с привычной русскому зрителю «Сильфидой», хотя многие из этих изменений являются, пожалуй, ничем иным как возвращением к датским традициям.


5 августа вниманию зрителей будет предложена опера-пастиччо «Зачарованный остров» в постановке «Метрополитен Опера». Жанр оперы-пастиччо зародился довольно давно, а пик его популярности пришелся на XVIII век. Такая опера представляет собой компиляцию из фрагментов произведений разных композиторов. Автор либретто и постановщик «Зачарованного острова» Джереми Сэмз использовал в своем произведении музыку композиторов эпохи барокко — Генделя, Вивальди, Рамо, Кампра, Леклера, Перселла, Ребеля и Феррандини. «Зачарованный остров» составили фрагменты их опер, ораторий, кантат, мотетов и др.


12 августа на экране — скетч-шоу «Монти Пайтон живьем (почти)». С тех пор как комедийное шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» в 1974 году прекратило свое существование, его участники затевают совместные проекты лишь по большим праздникам. Таковыми являются, как правило, юбилейные даты комик-труппы. Вот и в текущем году у «пайтонов» довольно круглая дата — 45 лет, к которой и были приурочены несколько их концертов. Запись последнего из этих концертов как раз и представляет собой то самое скетч-шоу, которое будет демонстрироваться в «Спартаке», еще 29 городах России и, конечно, еще много где в мире.


19 августа «Спартак» приглашает на еще один спектакль по Шекспиру — «Как вам это понравится» в постановке лондонского театра «Глобус». Британская пресса отмечает хорошую игру исполнителей двух главных ролей — Дирдри Муллинс и Уилла Фезерстоуна, восхищается работой декораторов, костюмеров и гримеров, задача которых усложнена тем, что почти все актеры этого спектакля заняты сразу в нескольких ролях. Спектакль сопровождает музыка в исполнении «живого» оркестра.


26 августа — балет французского композитора XIX века Даниэля Обера «Марко Спада». Постановку с труппой Большого театра осуществил Пьер Лакотт, впервые поставивший этот спектакль в 1982 году в Римской опере, когда одну из главных партий исполнял легендарный Рудольф Нуриев. Нынешняя версия балета по сравнению с римской претерпела несколько изменений: был учтен масштаб сцены Большого театра, введено несколько новых персонажей, добавлено много новой хореографии и расширены кордебалетные сцены.


2 сентября — Анна Нетребко, Оксана Волкова, Мариуш Квечень и Петр Бечала в опере «Евгений Онегин», поставленной в «Метрополитен Опера». Когда за рубежом ставят русскую классику, нашему зрителю частенько становится неловко от того, насколько нелепо и непохоже изображена русская жизнь. Но в случае с постановкой «Евгения Онегина», сделанной Деборой Уорнер, все иначе. Уорнер в своей работе демонстрирует очень вдумчивый и заинтересованный в исторической достоверности подход. Спектакль представляет собой небезуспешную попытку заглянуть в русскую душу не с позиций дилетантски грубого представления, а на основе на редкость пристального этнографического и психологического исследования.


9 сентября будет показана запись спектакля по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра», сделанная в 2009 году на Шекспировском фестивале в канадском Стратфорде. Стратфорд — тезка британского города, в котором родился и вырос Уильям Шекспир — отсюда и название фестиваля. За свою более чем полувековую историю фестиваль стал лицом города, событием, привлекающим туристов из разных стран. В фестивале участвуют лучшие театральные силы Канады, так, в спектакле «Цезарь и Клеопатра» заняты лауреат «Оскара», «Золотого глобуса» и других премий Кристофер Пламмер, лауреат премии «Тони» Никки М. Джеймс.


16 сентября зрители увидят балет Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии», поставленный в Большом театре Алексеем Ратманским. Балет, в основу которого был положен одноименный роман Оноре де Бальзака, впервые появился на сцене Театра им. Кирова (ныне — Мариинский) еще в 1936 году. Тогда в театрах активно насаждался «драмбалет» и танцевать предписывалось лишь, когда это полагалось по сюжету, а в остальное время пользоваться средствами пантомимы. Спектакль с музыкой Бориса Асафьева был признан «пешеходным» и очень быстро исчез из репертуара. Спустя почти семьдесят лет хореограф Алексей Ратманский наткнулся на либретто того балета и признал его весьма удачной находкой. Композитору Леониду Десятникову была заказана новая музыка. К сотрудничеству были привлечены французы — художник-постановщик Жером Каплан, художник по свету Венсан Милле, консультант по драматургии Гийом Гальен. Одну из главных партий исполняет Диана Вишнева.


23 сентября будет показана опера Верди «Отелло» в постановке «Метрополитен Опера». Написав это сочинение в 74 года, Верди в свое время изрядно удивил весь музыкальный мир. Отошедший за полтора десятка лет до того от композиторской деятельности, признанный маэстро вдруг явил миру шедевр, по цельности, органичности, динамичности превосходящий все его остальные оперы. Данную постановку американская пресса расхваливает на все лады. Свою порцию дифирамбов наряду с исполнителями главных партий Рене Флеминг, Йоханом Ботой, Фальком Штрукманном и Майклом Фабиано получает и наш соотечественник — дирижер Семен Бычков.

10.07.2014