Терменвокс: от Ленина
до Led Zeppelin

В минувшую субботу в книжном клубе «Петровский» с лекцией и концертом выступил Петр Термен, правнук создателя терменвокса Льва Термена. «Афиша+» рассказывает историю инструмента, на котором играли Ленин и Чарли Чаплин, Эйнштейн и Джимми Пейдж.


На этом инструменте играли Ленин и Чарли Чаплин, Эйнштейн и Джимми Пейдж. Его звучание воспевал Мандельштам, Рерих называл «музыкой сфер», а Хичкок использовал в фильмах, наводя ужас на миллионы зрителей. Профессионалы утверждают, что по степени чуткости он превосходит все музыкальные инструменты, в том числе и человеческий голос…

Терменвокс - первый в мире пространственный электроинструмент, обладающий изысканно-певучим и поистине аристократическим звучанием. Игра на нем не требует непосредственного прикосновения, а осуществляется движением рук в воздухе (со стороны это чем-то напоминает жесты экстрасенсов).

Визуально терменвокс представляет собой компактный деревянный ящичек с элементарной физической схемой внутри и двумя антеннами по бокам (левая отвечает за громкость, правая - за высоту тона). Устройство подтверждает старую истину: все гениальное просто.

Возможность услышать терменвокс вживую воронежцам впервые предоставилась в 2011 году в рамках Платоновского фестиваля искусств. В тот раз он пел в руках Олеси Ростовской, одной из лучших терменвоксисток не только России, но и мира.

Знакомство с таинственным инструментом продолжилось (а для многих началось) в минувшую субботу в книжном клубе «Петровский». Москвич Петр Термен, правнук и продолжатель дела знаменитого ученого, изобретателя и музыканта Льва Термена, исполнил несколько классических и джазовых произведений и провел мастер-класс, в ходе которого добровольцы убедились в том, что игра на терменвоксе кажется простой лишь на первый взгляд. А на деле требует тонкого музыкального слуха, концентрации и самоконтроля не меньше, чем восточные практики.


В увлекательной познавательной лекции Термен-младший проследил эволюцию терменвокса в музыке и кинематографе, озвучил интересные факты и истории, проливающие свет на секрет его притягательности. Например, когда изобретатель впервые демонстрировал возможности своего удивительного инструмента вождю мирового пролетариата, восхищенный Ленин незамедлительно решил испробовать свои музыкальные способности и, к удивлению присутствовавших, блестяще исполнил романс Глинки «Жаворонок». Признав открытие революционным, Владимир Ильич распорядился собрать 20 экземпляров терменвокса и всесторонне популяризировать его на просторах необъятной социалистической родины. В результате Лев Сергеевич Термен посетил с ознакомительными лекциями более 150 городов СССР и десятки стран. Выступал в лондонском Royal Albert Hall и парижском Grand Opera, повсеместно вызывая восторг и недоумение публики.

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/FWTWf-H1vzE?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Лев Термен презентует терменвокс (романс «Не брани меня, родная»).

Вот воспоминания композитора Иосифа Шиллингера, написавшего впоследствии «Первую аэрофоническую сюиту» для терменвокса с оркестром: «Первое впечатление было ошеломляющим. Словно сознание в один миг протащили сквозь тысячелетия. Ибо расстояние от тетивы и телячьей шкуры до инструмента Термена - действительно приходится измерять тысячелетиями. При дальнейших демонстрациях и концертах изумление быстро стало переходить в уверенность, что это и есть тот способ получения звука и управления им, который начинает собою совершенно новую эру истории музыки».

Так началось шествие терменвокса по нашей планете. Впоследствии оно продолжилось и за ее пределами: терменвокс был признан идеальным инструментом для передачи сигналов в космос. В начале нового тысячелетия записи концерта для внеземных цивилизаций были отправлены в далекие межзвездные пространства в качестве послания возможным иным обитателям Вселенной. Кстати, из-за абстрактно-пространственного звучания терменвокс часто используется в заставках научно-популярных передач и саундтреках к фантастическим фильмам.

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/dhNt39jrpeA?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Звук машины времени в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» был создан с помощью терменвокса.


Над фильмом «Завороженный» (1945) работали Альфред Хичкок и Сальвадор Дали, Ингрид Бергман и Грегори Пек. Но «Оскара» он удостоился именно за звуковую дорожку, записанную с активным применением терменвокса.

Авангардисты, джазмены и титаны рока - кто только не прибегал к волшебному тембру терменвокса! Среди них Шостакович и Шнитке, Гленн Миллер и Стинг, «Нож для фрау Мюллер» и «Tiger Lillies», «Сплин» и «Пикник». При этом за почти 100 лет существования инструмент так и не стал массовым. Рекламный слоган «Терменвокс в каждый дом!» к счастью так и не воплотился: все-таки это не пылесос. Подобно своенравному животному терменвокс позволяет приручить себя избранным. До сих пор специалистов, профессионально играющих на нем, в России можно пересчитать по пальцам. И лишь единственную исполнительницу в мире считают виртуозом - американку Клару Рокмор (1911−1998).

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/xpdhqljxhtQ?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
С концерта группы «Led Zeppelin» 1970-х гг. Композиция «Whole Lotta Love», Джимми Пейдж - соло на терменвоксе.


<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/_GC_qTJWkvY?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Женский ансамбль из Японии попал в Книгу рекордов Гиннеса. В него входят 167 исполнительниц на матремине (причудливом гибриде матрешки и терменвокса).

Cам Лев Сергеевич Термен был во всех смыслах личностью незаурядной. Прожил долгую, длиной в 97 лет, богатую событиями жизнь. Получил превосходное образование - окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, параллельно обучаясь на физическом и астрономическом факультетах Петербургского университета. Термен - воспитанник «отца российской физики» академика Иоффе. Музыка и физика удивительным образом сплелись в его жизни, в которой были и эмиграция в Америку, и создание компании «Teletouch», и возвращение в Россию, и заключение на Колыме, и Сталинская премия. Лев Сергеевич был знаком со многими выдающимися людьми столетия: Рокфеллером, Равелем, Гершвином, Брайаном Ино. Современные электронщики считают Термена своим предтечей.

Кстати, терменвокс - пусть и самое известное, но далеко не единственное музыкальное изобретение Термена. Ритмикон, гармонайзер, терпситон основаны на принципах дематериализации процесса звукоизвлечения. Также именно благодаря гениальным открытиям Льва Сергеевича в нашу реальность вошли дистанционная сигнализация, автоматические раздвижные двери, телевизионные системы, цветомузыкальные установки и многое другое.

До последних дней Лев Термен был полон сил и энергии и даже шутил, что он бессмертен. В доказательство предлагал прочитать свою фамилию наоборот: «Термен - не мрет». И оказался прав. Его изобретениями вовсю пользуется современное общество, а популяризацией терменвокса в России и во всем мире занимаются последователи и потомки.


В свои 23 года Петр Термен являет собой образец интеллигентности, подлинного энтузиазма и подвижничества. Основатель и ведущий преподаватель единственной в России студии терменвокса, организатор русскоязычного портала о терменвоксе www.theremintimes.ru и фестиваля «Терменология», он поддерживает связи с терменвоксистами Европы, Азии, Америки, проводит их анкетирование и привлекает к различным проектам. Продолжая семейные традиции, Петр ведет активную просветительскую деятельность: регулярно проводит мастер-классы, читает лекции и участвует в концертах классической музыки по всей России. Параллельно играет в составе этнического трио «Трибархана».

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/124744825?title=0&amp;byline=0&amp;portrait=0" width="740" height="416" frameborder="0" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="" allowfullscreen=""></iframe>
Петр Термен в книжном клубе «Петровский» (фрагмент выступления).

Термен-младший продемонстрировал безукоризненно грамотную речь, тонкое чувство юмора, а также открытость и готовность к экспериментам. После концерта Петр посетил воронежскую студию «Ganesha-Lab», где принял участие в спонтанном джеме и сеансе записи с воронежскими музыкантами. Один из них - Алексей Акименко, поведал Петру о том, как 10 лет назад собрал свой первый терменвокс в домашних условиях. Наш город произвел на Петра благоприятное впечатление. Он отметил его уютность и камерность и пообещал приехать снова.



Дмитрий Зорников
Фотографии Вероники Злобиной
Спасибо за содействие в подготовке материала Наталье Бородиной и Маргарите Чернышевич
17.04.2015